Налог на ндс определение

Содержание:

Налог НДС в России: определение, виды, учет

Налог на добавленную стоимость был введен в России 1992-93 гг. Этот налог относится к косвенным, и в настоящее время — один из основных «наполнителей» бюджета страны. Рассмотрим определение налога НДС в РФ, его виды и учет.

Определение НДС и его особенности

НДС пришел на смену использовавшемуся прежде налогу с продаж. История использования налога с продаж показала, что механизм удержания этого налога приводит к непомерному увеличению стоимости товара за счет издержек при производстве и транспортировке продукции к потребителю. Это приводило к недовольству покупателей и снижению спроса. Эти и другие обстоятельства послужили причиной замены этого налога на НДС.

Отличие НДС от налога с продаж, в первую очередь, в возможности уменьшить налог, перечисляемый производителем продукции, за счет вычета уплаченного поставщикам входящего НДС.

То есть, предприятие перечисляет в бюджет только разницу между НДС начисленным и НДС, предъявленным к уплате поставщиками. Этот налог позволяет пополнять бюджет на всех стадиях производства добавленной стоимости, и поэтому является более эффективным для бюджета.

Плательщики НДС

НДС платят организации и ИП, участвующие в облагаемых НДС операциях.

Не платят налог НДС:

  • Компании, задействованные в организации спортивных мероприятий масштаба более одной страны;
  • Организации на спецрежиме УСН, ЕНВД;
  • Организации, чей доход за определенный период меньше лимита, установленного НК.

Виды НДС и его учет

Входящим НДС принято называть НДС, оплачиваемый при покупке товаров у поставщиков. Обычно сумма НДС выделяется в отдельной строке счета-фактуры поставщика. У покупателя этот НДС отражается по Дт 19 счета — Кт 60.

Для принятия к вычету такого НДС, существует несколько условий:

  • Наличие правильно оформленного счета-фактуры;
  • Приобретенные товары, услуги приняты к учету;
  • Применение купленного товара в облагаемых НДС операциях.

При соблюдении всех этих условий и других, если речь идет об операциях с нерезидентами, организация вправе принять к вычету входящий НДС. Собственно вычет показывается проводкой Дт 68 — Кт 19.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Организация имеет право показать НДС к вычету не в том квартале, в котором производилась операция. Законодательством определено, что перенос вычета может быть произведен до истечения 3 лет с момента самой операции.

Исходящий НДС, или начисленный, представляет собой сумму НДС, включаемого в сумму реализации продукции, и предназначенного для перечисления в бюджет. То есть, для продавца сумма указанного в СФ НДС — сумма налога, который необходимо восстановить, а для покупателя та же сумма — возможность вычета налога при соблюдении оговоренных законом условий.

Проводка по начислению НДС: Дт 90 или 91 субсчет НДС — Кт 68.

Фактически, НДС начисленный попадает в книгу продаж сразу же, в периоде совершения операции. Возможны случаи, когда покупателю вследствие какой-то ошибки при совершении операции не были своевременно выставлены акт и счет-фактура, и обнаруживается это только после закрытия периода. В этом случае документы выписываются датой периода, в котором была обнаружена ошибка, счет-фактура регистрируется в дополнительном листе книги продаж периода, в котором фактически производилась операция. Разумеется, это влечет за собой уточнение декларации по НДС за прошлый период.

НДС с авансов выданных вычисляется по формуле:

Сумма реализации *18/118 = НДС

НДС, начисленный с выданных авансов, отражается в книге продаж проводкой Дт 76 -авансы — Кт 68. По мере закрытия авансов покупателей, начисленный ранее НДС отражается к вычету уже в книге покупок, проводка Дт 68 — Кт76 -авансы.

НДС с авансов, выданных поставщику, в периоде его перечисления отражается в книге покупок, проводка Дт 68 — Кт 76 — авансы выданные. После закрытия аванса, то есть, когда товар или услуга получены, организация обязана восстановить этот аванс в книге продаж, Дт 76 — авансы выданные — Кт 68.

Раздельный учет НДС

Раздельный учет НДС необходим, если в организации вместе с облагаемыми налогом операциями применяются необлагаемые.

Раздельный учет входящего НДС применяется для отдельного учета сумм налога, возникающих в облагаемых и необлагаемых операциях, и позволяет брать к вычету только ту часть налога, которая относится к облагаемым операциям. При отсутствии раздельного учета в случае наличия необлагаемых НДС операций, организация не имеет права ни принять входящий НДС к вычету, ни принять его в расходы при вычислении налога на прибыль.

Основной задачей раздельного учета является определение суммы НДС, относящейся к облагаемым операциям. Оставшуюся часть входящего НДС нужно будет включить в стоимость приобретенных ТМЦ или отнести на расходы.

Сумма налога, подлежащего вычету, пропорциональна выручке от облагаемых операций. Доля облагаемой выручки вычисляется по формуле:

Рассмотрим пример расчета доли входящего НДС при раздельном учете.

Сумма выручки ООО «Фортуна» за 1 кв. 2016г. — 13 200 000 руб., без учета НДС, в том числе:

  • От облагаемых операций — 9 600 000 руб., без НДС, что составляет 73 % от общей суммы выручки;
  • От необлагаемых операций — 3 600 000 руб., без НДС, или 27 %;
  • Сумма входящего НДС составила 305 000 руб.

Вычислим сумму НДС, подлежащего вычету: 305 000 * 73 % = 222 650 руб.

Соответственно, доля входящего НДС, включенного в стоимость приобретенных товаров (услуг) составила:

305 000 * 27 % = 82 350 руб.

НДС к уплате в бюджет

Сумма налога к уплате вычисляется по формуле:

Начисленный НДС — суммы, отражаемые в книге продаж, НДС к вычету — соответственно, в книге покупок.

При этом не стоит забывать о существовании ограничения доли вычета НДС. Во избежание проблем с налоговиками, стоит соблюдать ограничение по безопасной доле вычета:

В 2016г. для Московского региона эта доля составляла примерно 89 %.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Порядок восстановления НДС при переходе на УСН, ОСНО

Предыдущая статья: Вычет НДС

НДС важен не только для государства, но и для коммерческих организаций, занимающихся, хозяйственной деятельностью.

Содержание

На этой почве возникает необходимость более детально рассмотреть вопрос, который связан с порядком восстановления, в частности, если предприятие планирует перейти на упрощенную систему налогообложения.

Любое предприятие, которое переходит с ОСНО на УСН, должно вначале произвести восстановление НДС по основным средствам (ОС). Что касается порядка восстановление, то он единый для всех объектов.

Не стоит также забывать, что отдельные организации при переходе на УСН предпочитают использовать льготный режим восстановления, например, по тем ОС, которые пребывают в их собственности от 15 лет и более.

Использование налоговых преференций позволяет производить восстановление НДС и уплату налога частями, т. е. на протяжении конкретного времени, к примеру, в течение 10 лет. Конечно, у фискальных органов могут найтись аргументы против такого способа восстановления.

Минфин также настаивает на том, чтобы предприятия уплачивали налог единоразово, и делать это нужно в том периоде, что предшествовал переходу на УСН. По этому поводу даже сложилась отдельная судебная практика.

В отдельных судебных актах представители фемиды пришли к выводу, что льготное восстановление НДС допускается только в том случае, если предприятие является плательщиком этого налога. Другими словами, судебные выводы сводятся к тому, что на упрощенцев такая льгота не распространяется.

За основу своих решений суды берету налоговые нормы, где сказано, что налогоплательщик должен отображать восстановленную сумму налога в декларации.

Конечно, в судебной практике встречаются и другие основания, по которым суды считают, что льготное восстановление распространяется не на всех налогоплательщиков.

В отдельных случаях причиной отказа служит вывод о том, что льгота распространяется только при строительстве недвижимости, при этом подразумеваются объекты незавершенного строительства. Впрочем, есть и такие судебные решения, где судьи озвучивали противоположную позицию.

Как проверить декларации НДС с обороткой, читайте здесь.

В некоторых случаях судьи считают, что законодательная норма о применение льготного режима по восстановлению НДС является специальной, и как следствие имеет приоритет перед общими положениями налогового законодательства.

Однако в большинстве случаев органы государственной власти не расположены к тому, чтобы организации частично осуществляли восстановление НДС при переходе на УСН. Проводки платежей, по мнению государственных органов должны проходить единовременно.

Согласно с налоговым законодательством, УСН расшифровывается как упрощенная система налогообложения.

Применение этого режима происходит наряду с другими налоговыми системами и отличается особым порядком начисления налога.

Особенность этой налоговой системы состоит в том, что она не только заменяет часть налогов, которая уплачивается в бюджет, но, и значительно упрощает ведение бухгалтерского учета и сдачу отчетной документации для малых предприятий.

Среди положительных моментов можно выделить значительное уменьшение налоговой нагрузки на предприятия по сравнению с ОСНО.

Однако применять УСН могут не все юридические лица (п.3 ст.346.12 НК РФ). Порядок применения УСН прописан в ст.346.13 НК РФ.

Что касается ОСНО, то это общая система налогообложения, которая возлагает обязанности по ведению бухгалтерского учета, включая учет первичной документации по НДС, а также уплаты всех налогов, включая:

  1. НДФЛ (для ИП).
  2. НДС.
  3. Налог на прибыль.
  4. Налог на имущество.
  5. Транспортный и земельный налог.

Кроме того, стоит отметить, что предприятия, которые находятся на ОСНО, обязаны сдавать отчетную документацию по каждому виду налога, в установленные законом сроки.

Восстановление НДС является отдельной налоговой процедурой, которую проводит орган ФНС в установленном законом порядке.

Одним из оснований для восстановления служит переход коммерческой организации с одной системы налогообложения на другую, например, с ОСНО на УСН.

Восстановление налога позволяет юридическому лицу или ИП включить этот НДС в состав прочих расходов (пп.2 п.3 ст.170 НК РФ).

Как следствие в случае превышения налоговых удержаний общей суммы налога, предприятие может произвести возмещение положительной разницы между ними в порядке, предусмотренном ст.176 НК РФ.

Нормативная база

Порядок восстановления НДС напрямую связан с размером налоговой ставки и особенностями исчисления налоговой базы во время перехода на другую систему налогообложения.

Таким образом, нормативной базой по этому вопросу является раздел VIII–VIII.1 НК РФ.

Порядок восстановления, если с ОСНО на УСН ↑

Порядок восстановления НДС по основным средствам (ОС) при переходе на УСН регламентируется налоговым законодательством, в частности, ст.170 НК РФ.

Изначально организации необходимо определиться с налоговой ставкой, по которой будет происходить восстановление.

Затем нужно произвести расчеты, как по основным средствам, так и по нематериальным активам. Исчисление нужно проводить по остаточной стоимости имущества.

В результате балансовая стоимость умножается на суму НДС, и организация получает сумму, которую нужно уплатить в бюджет.

Следующим этапом будет отображение полученных результатов в бухгалтерской документации. Восстановленный налог следует внести в книгу продаж.

Не стоит забывать, что НДС вноситься на основании счета-фактуры, по которому налог принимался к удержанию (письмо Минфина от 16.11.2006 №03-04-09/22).

Что касается суммы восстановленного НДС, то она учитывается наравне с прочими расходами налогового периода предшествующему периоду перехода на УСН, для дальнейшего начисления налога на прибыль. В случае с ИП, произойдет уменьшение базы для исчисления НДФЛ.

Определение суммы к восстановлению

Согласно с общими правилами восстановление НДС производится пропорционально остаточной стоимости имущества без учета переоценки (пп.2 п.3 ст.170 НК РФ).

После чего можно произвести его списание в составе других издержек при исчислении общей суммы НДС.

Суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке подлежат восстановлению налогоплательщиком в определенных случаях.

Чтобы понять механизм счисления необходимо рассмотреть конкретную ситуацию:

Пример. Допустим, что организация, которая находится на ОСНО, в 1996 году приобрела основное средство. Общая стоимость оборудования составляет 120 тыс. руб., включая НДС.

Уплаченный налог был принят к вычету по заявлению. В конце 2011 года остаточная стоимость закупленного оборудования согласно с бухгалтерским учетом составила 58 тыс. руб.

Начиная с Нового года предприятие, планирует перейти на УСН, поэтому ему необходимо восстановить НДС в IV квартале 2011 года. Как уже говорилось, расчет суммы налога происходит исходя из величины балансовой стоимости ОС.

В связи с этим исчисление суммы налога происходит следующим образом:

58000 х 20% = 11 600 руб.

В бухгалтерской документации операции, которые связаны с восстановлением НДС и включением его в состав издержек отображаются следующим образом:

Что такое НДС и кто его платит? Порядок исчисления НДС. НДС на услуги

Сегодня каждый покупатель, который в магазине приобретает какой-либо товар, сталкивается с аббревиатурой НДС – она всегда указывается в чеке. Однако, несмотря на столь большую популярность этого налога, не многие покупатели понимают, что такое НДС и кто его платит. Если заглянуть в справочник, то там будет дано определение: «налог на добавленную стоимость», однако сути это не раскрывает. Поэтому давайте постараемся разобрать эту тему от А до Я.

Итак, мы дали определение тому, что такое НДС. Кто его платит? В первую очередь предприятия, которые продают товар дороже, чем себестоимость продукта. В данном случае налог будет вычисляться из разницы между себестоимостью продаваемого товара и ценой его продажи. Иными словами: платят НДС продавцы из своей прибыли. Это так в теории.

Немного истории

Аббревиатура НДС появилась в 20-х годах XX столетия. Именно тогда вместо налога с продаж появился НДС. В соответствии с новым законом продавцы освобождались от уплаты многократных и однотипных налогов, но в России он начал действовать с 1992 года.

Сегодня ставка составляет 18 % на большинство наименований произведенных товаров, однако есть категории продукции, где НДС на товары составляет всего 10 %. Это касается медицинских и детских товаров, а также части продуктов питания. Если продукция экспортируется за границу, то налогом она не облагается.

Что такое НДС и кто его платит?

Учитывая вышесказанное, можно сделать следующий вывод. НДС на услуги и товары платит производитель или компания, которая предоставляет услуги. Но на деле налог ложится на плечи обычных покупателей. Конечно, начисление НДС осуществляется на продавца, и покупатель не подает отчеты в налоговую, но по факту оплату производит именно он. С этим можно спорить, ведь юридически оплачивает налог продавец, но фактически это делаете вы, покупая продукты в магазинах.

Читайте так же:  Написать заявление в жэк образец

Порядок исчисления НДС

Когда одна компания заказывает у другой сырье для производства какой-либо продукции, то первая выплачивает определенную сумму денег. На эту сумма накладывается налог.

Позже решается вопрос о том, какова будет стоимость изготавливаемого товара. Эта стоимость определяется из многих факторов. Один из них – себестоимость продукции без НДС. Размер налога на этом этапе тоже просчитывается, однако он идет в налоговый кредит.

Затем рассчитывается конечная стоимость продукции, по которой она будет доступна в магазинах покупателю. На этом этапе будет сформирована окончательная цена товара: себестоимость материалов + потенциальная прибыль от продажи + акцизы и т. д. Что касается начисления НДС, то этот налог также идет в конечную стоимость. Производители и продавцы его учитывают в стоимости, но оплачивает его покупатель.

После того как товар был продан, а компания получила деньги, начинается подсчет размеров прибыли, откуда вычитаются те 18 % налога, что оплатили покупатели. Приблизительно так выглядит условная формула НДС. Конечная сумма всех налогов от проданных товаров компанией называется налоговым обязательством.

Для более детального понимания, что такое НДС и кто его платит, разберем простой пример.

Представим себе, что вы решили заняться продажей зимней обуви. Первый этап – это поиск оптового поставщика. К примеру, вы потратили 100 тысяч рублей на приобретение товара, купив при этом 10 единиц продукции. То есть одна пара ботинок обошлась в 10 тысяч рублей. В этом случае в цену купленного товара у поставщика уже входит налог 18 %. Этот налог оплачивал поставщик и мы при покупке. Эту сумму в размере 18 %, которую мы переплатили за налог, в дальнейшем необходимо рассчитывать как входящий взнос. При покупке товара для дальнейшей продажи нам нужно доказать, что при оптовой покупке мы уже оплачивали НДС. В качестве доказательства для налоговой необходимо предъявить счет-фактуру, накладную или чек, где будет указано, что НДС на товары уже был оплачен.

При формировании окончательной цены для продажи в магазине нам необходимо вычесть налог из купленной продукции. Из этой цены в дальнейшем и нужно рассчитывать налог. На конечном этапе, когда окончательная цена будет сформирована с учетом потенциальной прибыли, к полученной сумме нужно прибавить 18 % налога, который и будет возложен на покупателя.

Обозначим нам известную сумму буквой K. Нам необходимо вычислить отсюда сумму НДС 18 %. Это значит, наша формула НДС будет иметь вид:

При условии, что наша потраченная сумма денег равна 100 тысячам рублей, НДС будет равняться 18 000 рублям (это и есть 18 %).

Для расчета суммы с НДС к этому результату необходимо прибавить известную нам сумму – 100 000 рублей. Это значит, что сумма с НДС будет равняться 118 000 рублям.

Расчет суммы без НДС

Теперь, когда нам известна сумма с налогом (Кн), мы можем рассчитать К без него. Вспомним для начала формулу расчета суммы с НДС – из нее можно получить формулу расчета суммы без НДС.

Кн = К+M*K, где М = 18/100

Также возможен и другой вариант формулы: Кн = К*(1+М).

Из этой формулы легко вычесть требуемое нам значение К. Формула будет иметь вид:

Теперь вы знаете, что такое НДС и как его посчитать.

Стоит отметить, что работать с формулами весьма проблематично, и для упрощения подсчета существуют специальные калькуляторы, в том числе и онлайн. С их помощью можно безошибочно посчитать налог, просто вписав изначально известные параметры. Вот приблизительно такой порядок исчисления НДС.

Есть 3 критерия, в соответствии с которыми осуществляется порядок исчисления НДС:

  1. Нулевая ставка. Налог не взимается при реализации товаров космической сферы, а также при экспорте любых товаров, при транспортировке нефти и газа и экспорте драгметаллов. Есть полный перечень товаров, который попадают под нулевую ставку НДС, – они описаны в статье 164 НК РФ.
  2. Ставка 10 %. Распространяется на продажу продуктов питания (овощи, молоко, мясо и т. д.). Также это касается детских товаров, препаратов медицины и научной литературы.
  3. НДС 18 %. Это наиболее распространенный налог, под который попадают абсолютно все товары, не вошедшие в первые две категории.

Отметим, что НДС взимается не только с прямой продажи товаров, но также и при ввозе любой продукции на территорию РФ. Работы, связанные с возведением зданий, при которых не заключается договор строительного подряда, также облагаются этим налогом.

Процессы, которые не облагаются данным налогом

НДС на услуги не всегда имеет место. Например, при оказании работ государственным предприятиям, которые будут проводиться в пределах возложенных на них обязанностей, налог не взимается. Также он не взимается и при инвестициях, при предоставлении средств компаниям некоммерческой основы и при покупке и развитии государственных предприятий.

Есть два варианта, в соответствии с которыми может быть вычислен НДС:

  1. Вычитание. Вся сумма выручки облагается налогом, а из полученной суммы вычитается налог, выплачиваемый во время приобретения сырья.
  2. Сложение. Когда сумма налога складывается из добавленных стоимостей каждого вида реализуемой продукции.

Чаще всего применяется первый способ расчета НДС по причине его простоты. Дело в том, что вести отдельный учет для каждого вида продаваемой продукции достаточно сложно, хотя иногда только такой способ уместен для некоторых компаний в силу их специфики работы.

Итак, мы уже разобрались, что такое НДС и кто его платит. Теперь можно поговорить о том, какую отчетность необходимо предоставить в налоговую.

Отчетность должна предоставляться каждый квартал, и заполняется она по специальной форме. При этом сроки подачи отчетности жесткие – до 25-го числа следующего месяца. В случае задержек компания может столкнуться со штрафами.

Также можно отправлять отчетность почтой. Но при этом необходимо учитывать, что в данном случае датой подачи отчетности будет число, которое стоит на штампе в заказном письме.

Например, если вы отправили заказное письмо 20-го числа, а в налоговую оно пришло 28-го числа, то штрафа в данном случае не будет, т. к. в штампе будет значиться 20-е число.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты – это сумма платежей, которая была предъявлена к оплате поставщиком и на которую сумма налога была уже начислена. Здесь тоже есть свои правила, которым обязательно должны следовать предприятия. Сумма НДС может быть принята к вычету только при выполнении трех условий:

  1. Продукция, которая была куплена для реализации, уже облагалась НДС.
  2. Полученное сырье или продукция прошла бухгалтерский учет.
  3. Предприятие имеет всю первичную документацию, а счет-фактура оформлена по всем правилам.

Если эти условия соблюдены компанией, то после налогового периода компания может принять к вычету сумму НДС, но только в том случае, если продукция уже облагалась НДС.

Что такое счет-фактура?

Данный документ содержит сведения о цене товара без НДС и итоговой стоимости с учетом НДС. Этот документ должен предоставить поставщик, и он должен быть подшит к специальному журналу учету и отмечен в книге продаж.

Основная трудность ведения счета-фактуры заключается в том, что обязанность оформления его возлагается в большей степени на контрагента, с которым сотрудничает налогоплательщик. И если он что-то заполнит неверно, то инспектор при проверке может аннулировать вычеты и дополнительно начислить НДС. Поэтому ошибка контрагента может обернуться дополнительными растратами для налогоплательщика. А значит, нужно требовать точного заполнения документов от поставщика.

Итак, основные выводы, которые необходимо сделать из этой статьи:

  1. Платит НДС покупатель на практике, хотя в теории предполагается, что возлагается он на плечи продавца.
  2. Подсчет НДС вести достаточно сложно без специализированных инструментов. Поэтому в идеале стоит пользоваться калькуляторами для правильного подсчета налога и вести базу НДС. Но принцип расчета необходимо понимать.
  3. При предоставлении некоторых услуг НДС не взимается. Также налог не взимается с экспорта товаров.
  4. В зависимости от реализуемой продукции сумма налога может быть разной. Например, при продаже лекарственных препаратов и продуктов питания НДС составляет всего 10 %.
  5. Подача отчетности – важнейший этап сотрудничества с налоговой инспекцией. Подавать отчетность нужно обязательно до 25-го числа месяца. В противном случае штрафов не избежать. При отправке письма по почте можно не беспокоиться о том, что письмо придет в налоговую после 25-го числа, т. к. в данном случае учитывается время отправки на штампе заказного письма.
  6. Сотрудничая с контрагентом, который будет снабжать вас продукцией, требуйте от него своевременного и правильного заполнения счета-фактуры. Если будут допущены ошибки, то налоговый инспектор имеет право доначислить НДС.
  7. Все купленное сырье для последующей реализации нужно «прогонять» через бухгалтерский учет и оформлять счет-фактуру правильно. Так можно получить налоговый вычет.

Теперь нам более-менее понятно, откуда берется этот налог, как он составляется и вообще, кто должен платить НДС. Конечно, здесь все описано достаточно поверхностно и примитивно, а сама тема налога на добавленную стоимость является более обширной и сложной, и изложить все нюансы сейчас практически невозможно.

Налог на ндс определение

Считая с момента своего рождения НДС всегда вызывал противоречивые чувства у налогоплательщиков, бухгалтеров и законодателей. Являясь косвенным федеральным налогом, этот сбор представляет собой отчисление с надбавки к стоимости продукции или услуги. Впервые НДС как налог был применён в 1954 году во Франции, заменив собой достаточно обременительный сбор с оборота. Основная суть этого фискального инструмента заключается в уменьшении налогового бремени для производителей с переносом основной нагрузки на посредников, занимающихся перепродажей товаров и услуг. В 1977 году ЕЭС приняло декларацию о распространении налога НДС на всех участников экономического содружества.

В НК РФ НДС описывается и регулируется главой 21, в которую постоянно вносятся различные изменения и дополнения. Интересен следующий факт – ни в одной из 35 статей этой главы нет точного определения налога на добавленную стоимость. Но все остальные моменты, такие как порядок уплаты, освобождение льготников, вычеты и другие нюансы расписаны во всех деталях.

Кто является плательщиком НДС

  • все компании и частные предприниматели, использующие общую систему налогообложения;
  • субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся импортом и физические лица, перевозящие товары за границу

Согласно положениям НК РФ НДС должен уплачиваться при осуществлении следующих действий:

  • реализация товаров и услуг;
  • перераспределение товаров внутри предприятия;
  • передача продукции для собственных нужд частными предпринимателями;
  • строительные, монтажные и пусконаладочные работы для собственных нужд;
  • экспортные операции

Налог на добавленную стоимость должен быть оплачен до 25 числа каждого месяца с ежеквартальной подачей декларации, обновлённый образец которой утверждён ФНС в 2014 году. Ответственность за несвоевременную подачу декларации, неуплату или ошибочное вычисление налога на добавленную стоимость может носить как административный, так и уголовный характер.

Кто не платит налог на добавленную стоимость

Освобождаются от уплаты налога НДС предприниматели и компании с доходом менее 2 млн. рублей за три месяца, следующих за отчётным периодом. Не считаются плательщиками НДС категории субъектов хозяйственной деятельности, работающие в следующих налоговых режимах:

  • упрощённая система налогообложения (за исключением операций, связанных с ввозом товаров на территорию РФ);
  • работа по патенту;
  • деятельность с единым вменённым налогом;
  • работа по единому сельскохозяйственному налогу

НДС в 2017 году – это нужно знать!

Согласно последним положениям, ставка НДС в 2017 году не изменится, составив 10% для узкого перечня социально значимых товаров и 18% для всей остальной продукции и экспортируемых изделий. Важные нюансы актуального законодательства могут быть перечислены следующим списком:

  • разъяснения по неверному заполнению декларации и ошибках в вычислении подаются только в электронном виде;
  • срок банковской гарантии по возмещению НДС продлён до двух месяцев;
  • в эту систему налогообложения включён любой сервис в интернете, предоставляемый зарубежными компаниями

Расчёт НДС в каждом отдельном случае является достаточно сложной операцией, которой должны заниматься профессиональные бухгалтера. Эффективной помощью в расчёте налога на добавленную стоимость являются многочисленные письма ФНС и Министерства финансов, которые можно изучить на официальных сайтах этих государственных структур.

Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов

4 сентября 2017

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Что означает «обязательные платежи и сборы» и в каком законе(нах) это указано?)
Добрый день. Мой вопрос таков: в Законе О прожиточном минимуме в определении понятия «прожиточный минимум» присутствует фраза «а также обязательные платежи и сборы». Что в себя включают эти обязательные платежи и сборы?

О замене транспортного налога на налог на парковку (хранение).

О введении местного налога (сбора) с владельцев собак, а также о налогообложении НДФЛ доходов от продажи животных.

Из содержания пп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ следует, что возврат госпошлины возможен в отношении заявлений, жалоб и иных обращений, рассматриваемых исключительно судами. Госпошлина, уплаченная за рассмотрение разногласий, возникших в области государственного регулирования тарифов, может быть возвращена только в случае отказа уплативших ее лиц от совершения юридически значимых действий до обращения в уполномоченный орган. Вправе ли уполномоченный орган вернуть уплаченную госпошлину в случае возврата заявления о разногласиях, возникших между органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и потребителями по причине несоответствия заявления установленным требованиям?

Об отсутствии оснований для возврата госпошлины или получения возможности повторно рассмотреть вопрос о предоставлении лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае получения от налоговых органов недостоверной информации о наличии у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов.

Строительная организация в целях исчисления налога на прибыль учитывает расходы, связанные с приобретением лицензии на строительную деятельность, равномерно. Учитывая, что с 01.07.2007 лицензирование строительной деятельности отменяется, возможно ли оставшуюся неучтенную часть затрат по лицензии отнести на расходы единовременно?

Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов

Новая редакция Ст. 8 НК РФ

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Читайте так же:  Договор webmoney

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Комментарий к Статье 8 НК РФ

Настоящая статья Кодекса дает определение налога, в соответствии с которым его признаками являются:

Налог устанавливается актом органа государственной власти, что предполагает его безоговорочную выплату лицами, следуя властным предписаниям такого нормативного акта;

2) индивидуальная безвозмездность.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налог имеет односторонний характер его установления. В основу этого признака налога заложено однонаправленное движение средств — от плательщика к государству. Государство, получая в бюджет налоги в рамках регулирования отношений налогообложения, не принимает на себя никаких встречных обязательств перед налогоплательщиком. Одновременно плательщик, уплачивая налог, не приобретает никаких прав. Но это не означает, что налогоплательщики вообще не получают от государства никаких благ. Бесплатное образование и медицинское обслуживание, защита органами правопорядка, дотации на коммунальные услуги и т.п. — блага, которые предоставляет налогоплательщикам государство;

3) отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

При этом обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Лишь в случаях недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. ст. 46, 47 НК РФ;

4) финансовое обеспечение деятельности государства (например, по обороне страны, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.) и (или) муниципальных образований (направленной на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог, школ и т.д.).

Настоящая статья дает также определение сбора.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с указанным определением признаками сбора являются:

1) обязательность, что предполагает властные отношения сторон: подчинение плательщика сбора соответствующему государственному органу и безоговорочную им выплату;

2) сбор является возмездным платежом, поскольку дает плательщику право требовать от государственных органов совершения определенных юридических действий (включая предоставление определенных прав или выдачу ему разрешений (лицензий) и т.п.). С другой стороны, ст. 8 НК РФ допускает и безвозмездный характер взноса (в случаях, предусмотренных конкретным нормативным актом).

Другой комментарий к Ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 8 Кодекса дано определение понятия налога: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Как указал КС России в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П , налог — это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, т.к. иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Следует отметить, что установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами. На это указал Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 22 апреля 2003 г. N 12355/02 (до налоговых органов указанное Постановление доведено письмом МНС России от 23 июля 2003 г. N НА-6-14/813 ). Аналогичную позицию высказал КС России в Определениях от 5 февраля 2004 г. N 28-О и от 4 марта 2004 г. N 49-О .

Вестник ВАС РФ. 2003. N 10.

Справочные правовые системы.

СЗ РФ. 2004. N 12. Ст. 1109.

Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ. 2004. Ч. 1.

2. В пункте 2 ст. 8 Кодекса дано определение понятия сбора: обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Действующая редакция Кодекса устанавливает только два сбора (оба являются федеральными): сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина (см. комментарий к ст. 13 Кодекса).

В пункте 43 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 судам при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 Кодекса в случае неуплаты, неполной уплаты сбора предписано исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного «сбор». Неуплата сбора, понятие которого определено в п. 2 ст. 8 Кодекса, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса. Если же имеется в виду обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, поименованный «сбор», но подпадающий под определение налога, данное в п. 1 ст. 8 Кодекса, то неуплата такого сбора при наличии указанных в ст. 122 Кодекса обстоятельств влечет применение ответственности, предусмотренной данной статьей (см. комментарий к ст. 122).

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2018 последняя редакция

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Основной инструмент налогообложения

Российский Налоговый Кодекс (НК РФ) – это базовый законодательный документ, главная задача которого заключается в регулировании сферы взимания налогов с физических и юридических лиц. Статьи Налогового Кодекса РФ охватывают все направления налогообложения, точно определяя необходимые термины, стороны и процессы.

Этот свод положений и правил является основным Законом о налогообложении, который впитал в себя положительные исторические и экономические традиции нашего государства и мирового налогового права. Сегодня этот фундаментальный документ, используемый в качестве руководства к действию, считается ключевой составляющей в формировании бюджета страны. Перед вами – последняя редакция Налогового Кодекса РФ 2018 года. Доступ к актуальной информации о порядке взимания налогов позволяет успешно осуществлять любую экономическую деятельность, легально работая и развиваясь в правовом поле.

НК РФ в последней редакции определяет следующие важнейшие позиции взаимоотношений налогоплательщиков и государства:

  1. разновидности налогов и пошлин;
  2. начисление, изменение и отмена федеральных налоговых сборов и пошлин;
  3. порядок формирования региональных и местных налоговых начислений и сборов;
  4. правовой статус с правами и обязанностями налогоплательщиков, налоговых инспекторов, налоговой полиции и других участников отношений в этой сфере;
  5. перечень объектов и субъектов, подлежащих налогообложению;
  6. ответственность за нарушения положений Налогового Кодекса РФ;
  7. льготы в налоговом поле;
  8. детальное описание финансового и налогового учёта;
  9. перечисление мер по обеспечению выполнения положений

Налоговый кодекс РФ. Структура и спецификация

Этот основополагающий в области налогообложения документ подразделяется на две большие части.

НК РФ часть 1 включает в себя 7 разделов, которые в свою очередь содержат 142 статьи, описывающих все значимые нюансы следующих направлений;

  1. общие положения системы налогообложения;
  2. международные соглашения;
  3. определение сторон в налоговых отношениях;
  4. порядок сбора налогов с иностранных компаний и нерезидентов;
  5. права и обязанности налоговых структур Российской Федерации;
  6. перечень объёктов налогообложения;
  7. сроки взимания налоговых сборов и пошлин;
  8. составляющие и функции налогового контроля и мониторинга;
  9. разновидности нарушений в налоговой сфере с описанием ответственности;
  10. порядок обжалования действий сторон

НК РФ часть 2 состоит из двух разделов, включающих в себя 275 статей, которые регламентируют следующие процессы:

  1. виды налогов, пошлин и сборов с описанием порядка взыскания;
  2. определение специальных налоговых режимов;
  3. перечень региональных и местных налогов;
  4. порядок начисления и отмены налогов;
  5. формы налоговых деклараций, сроки подачи и т.д.

Налоговый кодекс часть 1

Налоговый кодекс часть 2

Налоговый кодекс РФ 2018 последняя редакция. Базовые положения

1. Все физические и юридические лица, включая иностранные компании и нерезидентов, обязаны уплачивать налоговые сборы в определённых размерах в установленные сроки и в соответствующем порядке. Уклонение от уплаты налогов влечёт за собой финансовую, материальную, административную и уголовную ответственность.

2. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации принимаются федеральные, региональные и местные законы о налогах и сборах. В этих документах определяется размер и порядок уплаты в бюджет соответствующих платежей. Таким способом осуществляется конкретизация положений статей НК РФ части 1 и части 2, регулирующая взаимоотношения объектов налогообложения и государства. Все нормативно-правовые акты, утверждаемые местными органами самоуправления, должны соответствовать статьям НК РФ.

3. Никто не вправе начислять и требовать налоги, акцизы и другие платежи в бюджет кроме сборов, описанных в НК РФ. Все законодательные акты федерального и местного значения, касающиеся изменений в начислении налогов и сборах, вступают в силу 1 января следующего года после 1 месяца (возможно позже, но не раньше) с момента официальной публикации нового налогового правила.

Налоговый Кодекс в последней редакции – это результат правовой эволюции нашего государства, отражающий цивилизованный экономически обоснованный подход к налогообложению. Одним из важнейших дополнений стала персональная ответственность руководителей коммерческих организаций, банков в том числе, за налоговые правонарушения. Последняя редакция Налогового Кодекса РФ также чётко определила презумпцию невиновности, которая является ключевым положением мировой юриспруденции. Дух и буква этого Закона в настоящее время предполагают толкование любых неясностей и неопределённости в пользу налогоплательщика.

НК РФ. История налоговых отношений в современной России

Налоговая система Российской Федерации, получившей статус независимого государства в 1991 году, сформировала свои основы в период с октября 1991 года по январь 1992 года. Именно в это время были установлены новые положения об основных налогах.

Начиная с 1992, года статьи Налогового Кодекса постоянно изменялись и корректировались, что вносило определённый хаос в налоговые отношения. Изменения утверждались посредине календарного года, причём многие из принимаемых поправок имели обратную силу. Ответственность руководителей коммерческих компаний за искажение финансовой отчетности вообще не предусматривалась. Не удивительно, что в период с 1992 по 1998 год бюджет страны лихорадило от хронического дефицита, а граждане постоянно теряли свои деньги в различных финансовых пирамидах и кредитных обществах.

Налоговый Кодекс РФ впервые увидел свет в 1998 году, когда вступила в силу описанная выше первая часть с общими положениями. Второй раздел о взимании и размерах налогов частично был узаконен в 2000 году.

Первым знаковым сигналом о начале цивилизованных взаимоотношений между государством и налогоплательщиками стала корректировка статьи 5, узаконенная 1 октября 2008 года. Новая поправка предписывала считать любой законодательный акт, облегчающий положение налогоплательщиков, вступившим в силу с момента опубликования в средствах массовой информации без каких-либо проволочек. Кроме того, НК РФ в новой редакции узаконил следующие важные момент — акты, ужесточающие налоговые правила, обратной силы не имеют, а упрощающие и смягчающие – имеют обратную силу. Таким образом, было заложен фундамент базовой концепции нового Налогового Кодекса РФ, заключающейся в лояльном отношении государственных структур к объектам налогообложения.

Основные функции НК РФ

Налоговое законодательство в виде НК РФ (последняя редакция) выполняет следующие функции:

  1. формирование федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетных запасов;
  2. регулирования взаимоотношений между сторонами;
  3. реализация на практике принципа справедливости взимания налогов с учётом доходов и материального положения граждан;
  4. фискальные операции в сфере экспорта и импорта;
  5. взимание налогов с иностранных компаний и нерезидентов;
  6. контроль над распределением и налогообложением доходов субъектов социально-экономических отношений

Основным показателем эффективности налогового законодательства является объём и своевременность отчислений в федеральные и региональные бюджеты. В настоящее время контроль над соблюдением положений Налогового Кодекса РФ проводит Федеральная Налоговая Служба, которая подчинена Министерству Финансов России.

Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов (действующая редакция)

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Комментарий к ст. 8 НК РФ

Комментируемая статья посвящена вопросам определения ключевой категории налогового права — налога и разграничению понятий налога и сбора. Она отвечает на два основных вопроса: что представляет собой налог как правовая категория и каковы его основные правовые признаки?

Как известно, с помощью налогов публичная власть в одностороннем порядке изымает у собственников — организаций и физических лиц — часть их собственности, которая затем поступает в централизованные фонды публичных финансов (бюджеты) для финансирования институтов публичной власти — государства и местного самоуправления. Налоги являются основным источником пополнения публичных доходов, из которых формируются бюджеты государства и муниципальных образований.

Суть налогов и налогообложения не раз находила свое отражение в решениях Конституционного Суда РФ (Постановления КС РФ от 17.12.1996, от 11.11.1997).

Право частной собственности, охраняемое Конституцией РФ (ст. 35), как это отмечает в своих решениях Конституционный Суд РФ, не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с Конституцией РФ (ст. 56) не подлежат ограничению ни при каких условиях. Оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения Конституции РФ по вопросу ограничения прав человека, и в частности права собственности, соответствуют общепризнанным принципам международного права. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет обязанности перед обществом и при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы — это обязанность публично-правового характера, обусловленная публично-правовой природой государственной и муниципальной власти. В этом смысле налоговая обязанность не должна рассматриваться с позиции частноправового регулирования, и к ней неприменимы нормы гражданского законодательства, гарантирующие неприкосновенность права собственности.

Читайте так же:  001 приказ фсин

Налоги являются необходимым условием существования государства, именно поэтому конституционная обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г., не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В обязанности налогоплательщиков, в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица, уплачивать законно установленные налоги и сборы воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому, как замечено в уже упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ, государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых отношений в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

До принятия Налогового кодекса РФ в российском налоговом праве применялся расширительный подход к определению налога. Под налогом понимался любой обязательный платеж в бюджетную систему Российской Федерации. Приведем в качестве примера ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».

Очевидно, что такой расширительный подход к определению налога не содействовал дальнейшему развитию правового регулирования налоговых отношений. Поэтому в принятой в 1998 г. первой части Налогового кодекса РФ (ст. 8) содержалось уже более точное определение налога, позволяющее отделить налог от иных обязательных публично-правовых платежей в бюджет и, прежде всего, от близкого к нему по своей природе сбора.

Налог определяется законодателем как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (ст. 8 НК РФ).

Таким образом, законодательство о налогах и сборах закрепляет следующие признаки налога:

1) обязательный характер налогового платежа;

2) его индивидуальную безвозмездность;

3) денежную форму уплаты;

4) публичные цели налогообложения.

Обязательный характер уплаты налога обусловлен закрепленной на конституционном уровне обязанностью каждого платить законно установленные налоги.

Этот правовой признак налога отличает его от пожертвований в пользу государства и иных видов добровольных взносов, а также от различных форм кредитования государства и местного самоуправления.

Налог — обязательный платеж, который устанавливается публичной властью в одностороннем порядке. Обязанное лицо уплачивает налог в силу прямого предписания закона. Поскольку налоговая обязанность вытекает из закона, а не из договора, взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом называются налоговой обязанностью, а не обязательством. Обязательство, как известно, вытекает из договора, а «о налогах не договариваются», гласит знаменитая аксиома налогового права.

Устанавливая правовой режим налоговой обязанности, законодатель исходит из того, что налогоплательщик сам добровольно исполняет свою налоговую обязанность в порядке, определенном налоговым законодательством. Если же этого не происходит, то налог взыскивается с налогоплательщика в принудительном порядке.

Конституционный Суд РФ отмечает в одном из своих решений, что в целях обеспечения исполнения публичной обязанности по уплате законно установленных налогов и возмещению ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога), так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права (Постановление КС от 15.07.1999).

Индивидуальная безвозмездность — правовой признак налога, позволяющий отличать его от других обязательных публично-правовых платежей, и прежде всего от сбора. Уплата налога не порождает обязанность государства, в пользу которого налог уплачен, совершить в интересах налогоплательщика конкретные действия: предоставить ему дополнительные общественные блага, наделить его субъективными правами. Иными словами, уплата налога не имеет следствием встречное удовлетворение со стороны государства (встречное удовлетворение, или consideration в англо-американском праве, — принятие одной из сторон договора взаимных обязательств).

В отличие от налога сбор уплачивается в связи с оказанием определенных публично-правовых услуг, совершением юридически значимых действий (выдача лицензий, разрешений, осуществление государственной регистрации и т.д.), в которых плательщик сбора персонально заинтересован. Уплата сбора носит возмездный характер, при этом возмездность сбора следует воспринимать условно: не как буквальную плату за действия, совершаемые государством или муниципальной властью, а как публично-правовой платеж в связи с оказанием публичной услуги, совершением юридически значимого действия.

Индивидуально возмездный характер сбора объясняет ряд особенностей его правового режима: например, соразмерность сбора масштабу, объему публичных услуг, оказываемых его плательщику.

Денежный характер налогового платежа. Несмотря на существование фактов, свидетельствующих о том, что в налоговой практике ряда государств как Востока, так и Запада сохраняются примеры уплаты налога в неденежной форме (это касается различного рода чрезвычайных налогов, сельскохозяйственных налогов и т.п.), денежная форма уплаты налогов остается основной после перехода в XIX веке от натуральных налогов к налогам денежным.

Определяя налог как платеж в форме отчуждения денежных средств налогоплательщика, законодатель оказывает непосредственное влияние и на отношение к зачетным операциям в налоговом праве. В настоящее время применение зачетного механизма в Налоговом кодексе РФ допускается только в случаях излишней уплаты или излишнего взыскания налогов.

Определено отношение налогового права к бартерным и иным торгово-хозяйственным операциям, реализуемым в неденежной форме. Совершение таких операций в неденежной форме не может освобождать налогоплательщика от обязанности по внесению в бюджет такой же суммы налогов, как если бы расчет по операциям совершался в денежной форме (Постановление КС РФ от 20.02.2001).

Публичные цели налога. В определении налога, содержащемся в Налоговом кодексе РФ (ст. 8), закрепляется, что налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги, наряду с таможенными платежами, играют определяющую роль в формировании доходной части бюджетов. Без налоговых поступлений становится невозможным само существование государства, блокируются деятельность органов государственной и муниципальной власти, а также реализуемые ими задачи и проекты.

На публичный характер целей налогообложения как на один из основных политико-правовых признаков налога не раз обращал внимание в своих решениях Конституционный Суд РФ: в конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги «воплощен публичный интерес всех членов общества» (Постановление КС РФ от 17.12.1996); налог представляет собой «основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти» (Постановление КС РФ от 11.11.1997).

Понятие налога и сбора

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налог» и «сбор», используемых в налоговом законодательстве.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор — это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.

Статьей 9 НК РФ установлены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следует учесть, что:

— налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность платить налоги и сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);

— организациями для целей НК РФ являются организации российские и иностранные (статья 11, 19 НК);

— физические лица — это граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (пункт 2 статьи 11 НК РФ);

— налоговые агенты — это лица (то есть организации и (или) физические лица), на которые НК РФ возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК РФ).

Участниками отношений являются также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (статьи 30 — 33 НК РФ). Согласно пункту 1 Положения №506, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

К участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся таможенные органы. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459:

«Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями».

Предыдущая редакция НК РФ пунктами 5 и 7 статьи 9 НК РФ относила к участникам налоговых отношений государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, а также должностных лиц, организаций, в том числе внебюджетных фондов. С 1 января 2007 года пункты 5 и 7 исключены из текста статьи 9 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель предусматривает специальный порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и указывает на установленный НК РФ порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Сама по себе комментируемая статья порядка привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях не устанавливает, а содержит только отсылочное положение на другие статьи НК РФ.

В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах имеет признаки административного правонарушения, то следует руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ) (Приложение №7).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В случае если налоговое нарушение имеет признаки преступления, то производство по таким делам регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Преступлением признается — общественно опасное деяние (бездействие), предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ). Об уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, смотрите Главу 22 УК РФ.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

Другие статьи:

  • Ставиться ли печать в приказ о приеме на работу Приказ о приёме на работу Процесс временного трудоустройства практически всегда завершает приказ (распоряжение) о приеме на работу работника по срочному трудовому договору на год или другой период. В 2018 году форма этого документа не является строгой, хотя в […]
  • Заявление на выселение из нежилого помещения Выселение из нежилого помещения Выселение из нежилого помещения возможно при обстоятельствах, указанных в соглашении об аренде. Нежилые помещения могут предоставляться во временное пользование гражданам и юридическим лицам, которое оформляется путем заключения […]
  • Адвокат фролова Коллегия адвокатов “Фролов и партнеры” Коллегия адвокатов «Фролов и партнёры» работает на рынке юридических услуг, защищая интересы граждан и компаний, действуя строго в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Коллегия […]
  • Полюс осаго казань Агент "ОСАГО Казань": Оформление ОСАГО с бесплатной доставкой в пределах г.Казани. т. +7 843 267-59-30 с 09.00 до 19.00 без выходных! Больше не надо ехать к страховщику и тратить время в очередях: Присылайте данные для ОСАГО - и мы привезем готовый полис к вам […]
  • Заявление на постановку на кадастровый учет образец Условия и инструкция постановки земельного участка на кадастровый учет Порядок постановки земельного участка на кадастровый учет я разделила на 3 больших пункта: сбор необходимых документов; сама постановка участка на кадастровый учет в кадастровой палате; […]
  • Договор дарения денег на строительство дома Образец договора дарения денег между близкими родственниками Договор дарения – это документ, по которому одна сторона безвозмездно передает другой имущество. Деньги – это вид имущества, и ими можно распоряжаться как любым другим имуществом, в том числе […]
  • Экспертиза на дееспособность Экспертиза дееспособности и сделкоспособности Независимая экспертиза дееспособности и сделкоспособности представляет собой разновидность психиатрической экспертизы. Дееспособность и сделкоспособность определяются для установления осознанности человеком своих […]