Требования библиотекарю

Должностные обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела; основы библиотечного дела, библиографии; основные библиотечные технологические процессы; формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Ведущий библиотекарь — высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее 3 лет.

Библиотекарь I категории — высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее 3 лет.

Библиотекарь II категории — высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет.

Библиотекарь — среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) или среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.

Содержание:

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Библиотекарь» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция библиотекаря, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время

Библиотечная профессия – не такова, какой ее обычно представляют, она – не для слабых душой.

Отсутствие престижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубоко интровертных, «не от мира сего» личностях, — с этим приходится бороться профессиональным объединениям библиотекарей в разных странах. Специфика библиотечной работы остается загадкой для общественного сознания в целом.

Библиотекарь – это специалист, имеющий специальное библиотечное образование, который занимается организацией библиотечных фондов, библиотечным обслуживанием пользователей. Библиотекарь – это связующее звено между информацией и пользователями.

Функция современного библиотекаря, работающего в условиях информационно насыщенного общества в том, чтобы создать условия, организовать информационную среду библиотеки так, чтобы с наибольшей экономией умственных сил и времени пользователя, читателя, она интериоризировалась (т.е. была глубинно усвоена) им. Библиотекарь. В первую очередь, организатор доступа к информации, знанию пользователей библиотеки, населению. Обеспечивая доступ к информации, знанию, организуя информационную комфортность библиотечной среды, библиотекарь содействует просвещению. Библиотекари представляют собой профессию, непосредственно призванную к защите интеллектуальной свободы и свободы доступа к информации. На них возложена особая обязанность обеспечивать свободный поток информации и идей в настоящем и будущем поколениях.

Библиотека – необходимый элемент гражданского общества, т.к. призвана обеспечивать документированную форму межпоколенной и этической связи индивидуальных сознаний. И библиотекарь в меру своей интеллектуальности становится либо проводником, либо фильтром в этой важнейшей форме человеческого общения.

Библиотекари призваны не только сохранять культурные ценности, но и продвигать, сближать профессиональные сознания с обыденными.

Проблема библиотечной профессии в том, что уровень интеллектуальной культуры российских библиотекарей вызывает серьезную озабоченность общественности. Так, в ходе всесоюзного исследования «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы», проведенного в 1986 – 1991 гг., установлено, что лишь сравнительно небольшую часть работников библиотек склонна к инновационному мышлению, является инициатором новых начинаний, адекватно реагирует на изменения в обществе, способна к освоению новейших информационных технологий. Процесс активного вхождения молодых специалистов в профессиональную жизнь затягивается на многие годы. Не случайно, видимо, пик трудовой активности приходится главным образом на зрелый и предпенсионный возраст. Под интеллектуальной культурой библиотекаря понимается условное соединение таких профессионально-значимых качеств, как: широкая эрудиция, базирующаяся на историко-культурном фундаменте, профессиональная компетентность, основанная на необходимом запасе общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, методологическая оснащенность, гибкость и адаптивность мышления, обуславливающая инновационность профессионального поведения и способность пониманию условности имеющихся теоретических знаний и получению нового знания, приобретению новых практических умений и навыков.

Библиотекарь должен не только рекомендовать читателю интересные новинки в соответствии с жанровыми и тематическими предпочтениями каждого, но и ставить перед собой задачи приобщить читателей к высоким образцам изящной словесности, помочь ему проникнуть в ткань сложного текста.

Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, возникают неповторимые конкретные ситуации.

Прочее на сайте:

Графика
Графика (в переводе с греческого — «пишу, рисую») — это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использов .

Постройки второй половины XII– начала XIII века
Во второй половине XII века на средства бояр, купцов, жителей города стали строиться небольшие, скромные, но внушительные храмы. Именно в это время появляется новый тип храма — почти квадратный в плане, с кубовидным объемом. Внутри него н .

Основные источники культуры дальневосточного региона; даосизм, конфуцианство, буддизм
Даосизм: В Китае мир сакрального и божественного не выступает как сфера абсолюта. Стратегия вписывания человека в мир, нет отношения человека и мира, как субъекта и объекта. Человек и мир относятся как «вода к воде, не частью воды, а само .

Общепрофессиональные требования к личности библиотекаря

Современная теоретическая и практическая подготовка библиотекарей основана на четырех блоках научных дисциплин: общественно-гуманитарном, общенаучном, общебиблиотечном и специальном. Все блоки обслуживают потребности развивающейся личности библиотекаря, его библиотечной практики, которая выступает системообразующим стержнем профессиональной подготовки, интегрируя все ее компоненты.

Библиотечная профессия основана на философско- социологическом, культурологическом и науковедческом осмыслении библиотечного дела как подсистемы общества, как сложного феномена культуры.

Признание библиотечной деятельности как полидисципли- нарного комплекса требует не просто эпизодического привлечения данных некоторых «небиблиотечных» наук и расширения круга изучаемых библиотекарями общенаучных дисциплин, а органической связи их с библиотековедением. Библиотекарь, кроме профессионального, должен получить гуманитарное и общенаучное образование. Оно включает широкий спектр наук, прежде всего философию, теорию и историю мировой и отечественной культуры, политологию и политэкономию, социальную психологию и педагогику, иностранные языки. Про шасновение гуманистических идей и гуманитарных методов в профессиональное библиотечное знание направлено на преодоление технократического стиля мышления, формирование общей культуры библиотекаря. Эти знания необходимы в силу того, что значительная часть коэффициента полезного действия библиотекаря обусловлена не узкопрофессиональной подготовкой, а его личностными качествами. Гуманитарная, широкая культурологическая подготовка воспитывает у библиотекаря способность критически воспринимать и перерабатывать многообразие точек зрения на развитие общества и культуры и вырабатывать убеждения, необходимые дтя плодотворной практической деятельности. Это особенно важно еще и потому, что характерной особенностью современного научного знания является быстрое старение информации при резком возрастании ее объема.

Общее развитие, культура методологического мышления, способность библиотекаря оперативно включать знание в контекст своей деятельности позволят ему разрешить противоречие между возрастающим потоком документальной информации и ограниченными возможностями библиотекаря включить ее в содержание своего чтения. С другой стороны, роль гуманитарного знания не только в идейном, мировоззренческом и методологическом воспитании библиотекаря, но и в фундаментальной, профессиональной подготовке чрезвычайно важна. На основе знания общих закономерностей развития культуры, социологии, психологии и т. п. библиотекарь познает культурное развитие различных слоев населения, их духовных потребностей, факторов формирования читательских интересов, их дифференцированного удовлетворения, определяет принципы и методы привлечения населениям чтению, пользованию библиотеками, воспитанию культуры чтения.

Гуманитарной направленности библиотечной профессии не чуждо естественнонаучное и прикладное, например, техническое, знание. Общепризнано, что библиотекари должны быть универсально образованными людьми, что любой «крен» в их общем образовании вреден. Деятельность библиотекарей в библиотеках определенного типа (технических, медицинских, сельскохозяйственных и др.) по обслуживанию определенного контингента читателей объективно вынуждает их легко и быстро ориентироваться в вопросах специальной отрасли науки, замечая возможные связи их с вопросами других специальностей. Общенаучная подготовка библиотекаря должна способствовать приобретению им знаний, необходимых для более качественного усвоения специфики отношений «библиотекарь- абонент», «библиотекарь-документ», «документ-абонент». Только при этом условии сможет он выполнять роль организатора чтения специалистов.

Однако существуют малоизученные связи между обслуживаемой научно-практической областью и библиотечной деятельностью, их взаимовлияние и взаимозависимость. Чтобы выявить и осознать специфику библиотечной деятельности, надо выйти за пределы библиотековедения и начать серьезное изучение обслуживаемой предметной области, отраслевого документального потока, профессиональных потребностей и информационного поведения специалистов. Замкнутостью библиотечной профессии объясняется и ее малая восприимчивость к достижениям смежных отраслей — социологии, психологии, науковедения и даже информатики.

Вместе с тем, если связывать перспективы развития библиотек с непрерывным образованием людей, созданием условий для самореализации личности, становятся очевидными два взаимосвязанных обстоятельства. Библиотекарь должен активно впитывать и в собственных целях использовать результаты научных исследований в различных отраслях знания. Но одновременно он будет располагать ценнейшими сведениями об информационном поведении людей, востребованности обществом документированного знания, предпочтительных путях и средствах передачи новой информации, расширяя тем самым сферу влияния библиотеки как социального института. Разностороннюю подготовку библиотекари получают на основе специального образования, в процессе последующей работы в библиотеке, общения с читателями, непрерывного самообразовательного чтения.

В обобщенном виде можно библиотечную профессию отнести к типу «человек — документ — человек» или в библиотечных терминах «библиотекарь — документ — читатель». Современный библиотекарь — профессионал-посредник между имеющимися в его распоряжении информационными ресурсами или системой документированных знаний и людьми, в них нуждающимися. Библиотекарь осуществляет социальнокоммуникационную деятельность в процессе работы с читателями на основе обмена социальной информацией в документированной и недокументированной формах.

Это общение может быть как непосредственным, так и опосредованным (через документ, справочно-библиографический аппарат, технические средства коммуникации). Основное содержание библиотечной профессии составляют взаимоотношения библиотекаря с книгой и читателем. Задача библиотекаря —наилучшим образом понять и удовлетворить информационные запросы читателей. Для этого он должен хорошо знать книги и читателей.

Сложное по структуре и многоаспектное по содержанию профессиональное качество библиотекаря — знание книги — явление межнаучного порядка. Оно включает целый цикл до* кументоведческих дисциплин: книговедение и историю книги, отраслевые библиографии, библиотечные фонды и каталоги, основы информатики, теорию документальных коммуникаций. Сюда же по существу входит и история мировой литературы. Знание этих научных дисциплин вырабатывает умение ориентироваться в потоке литературы и документации с учетом информационных потребностей конкретных организаций и групп читателей, а также особенностей документов, оценивать их идейную направленность, научную, практическую и художественную ценность, осуществлять оперативный поиск информации с привлечением отечественных и зарубежных спра- 102 вочных и библиографических изданий и, в конечном счете, соединить книгу, с читателем, а читателя — с книгой. При этом, как отмечал известный русский библиотекарь и библиотековед А. А. Покровский, знание книги библиотекарем отличается от знания все перечитавшего читателя: «Библиотекарь читает книгу не так, как другой читатель; не просто отдается книге, не просто зачитывается романом, а всегда оценивает книгу и примеряет ее к делу: отмечает у себя в голове (а еще лучше на бумаге, в записной книжке или на отдельных листочках, на полях библиотечного каталога) свой вывод об этой книге — насколько она хороша и нужна, насколько интересна и доступна, кому и в каких случаях ее рекомендовать, для чего» (Григорьев Ю. В. А. А. Покровский (1879—1942). М., 1965. С. 101).

У библиотекаря умение общаться, коммуникабельность становится профессионально необходимым качеством. В библиотечном процессе можно выделить две неразрывно связанные подсистемы: содержательную, раскрывающую закономерности формирования и удовлетворения информационных запросов, знание многообразия типов читателей, психологопедагогических методов обслуживания читателей, и коммуникативную. При этом первая как бы погружена во вторую. Сущность, специфика, функции профессионального общения библиотекаря с читателями наиболее отчетливо проявляются в следующих направлениях обслуживания читателей: документно-информационном (обслуживание абонентов документами и библиографической информацией); педагогическом (организация целенаправленного воспитательного воздействия на читателей, на характер их чтения); рекреационном (организация досуга, отдыха, развлечения посетителей библиотеки).

В связи с этим выделяются такие виды профессионального взаимодействия библиотекаря с читателями, как информационное, педагогическое и др. Основным предметом общения е библиотеке является книга (документ). В зависимости от ее специфики (художественная, педагогическая, медицинская и т. д.) меняются направленность и характер обслуживания читателей в библиотеках разных типов и, следовательно, содержание общения с читателями. Не имея прямых контактов с читателями, многие библиотечные специалисты участвуют в коммуникативном процессе косвенно, опосредованно: составляя библиографические описания произведений печати, организуя фонды, каталоги, создавая указатели, выполняя заказм по МБА, требования на литературу из книгохранилищ и 1 д. Объектом их труда являются документы, использование которых служит целям удовлетворения читательских запросов.

На интенсивность, динамику, характер общения библиотекаря с читателями влияют организационно-технологические, материально-технические, психофизиологические и другие условия, в которых осуществляется процесс библиотечного обслуживания. Однако они не являются определяющими. Формальные и содержательные характеристики общения, уровень культуры взаимоотношений с читателями в большей степени обусловлены особенностями профессиональной направленности личности библиотекаря, системой его профессиональнонравственных установок и норм, ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в библиотечной деятельности.

Важным качеством библиотекаря является готовность к общению (психологическая готовность, обусловленная индивидуально-типологическими особенностями личности), т. е. потребность в социальных контактах, легкость их установления, хорошее эмоциональное самочувствие на всех этапах общения, профессиональная готовность, выражающая стремление библиотекаря к сотрудничеству и установлению оптимальных взаимоотношений с читателями. Отсюда — принцип предваряющего уважения, отношение, ориентированное на личность читателя, его интересы. Такое отношение открывает перспективу развития личности читателя, придает общению библиотекаря с читателем смысл взаимного обогащения. И еще один принцип — ответственность за включенность читателя через книгу, через чтение в разнообразные внутренние и внешние связи с миром во всех его проявлениях. Для продуктивности общения существенное значение имеет способность откликаться на переживания другого. Этим достигаются сотрудничество, сотворчество. Умение побудить читателя иметь свою точку зрения, помочь ее выработать, стимулировать мысль читателя, его собственное отношение к прочитанному — важное качество библиотекаря.

Читайте так же:  Исковое заявление на развод образец 2019 через суд

Реализуя коммуникативную функцию, библиотекарь должен обладать высоким педагогическим мастерством (особенно в публичных и учебных библиотеках). Однако и в специальных библиотеках оно проявляется в дифференцированном подходе к различным категориям читателей, учете особенностей их информационных запросов. Педагогическое мастерство имеет в библиотечной профессии особую направленность и гесно связано с такой профессиональной чертой, как желание помочь читателю. Если библиотекарь — человек равнодушный,

104 если в процессе общения с читателями у него возникает чувство раздражения, скуки, апатии, значит профессия выбрана ошибочно.

Критериями библиотечной коммуникативной компетентности являются: 1) наличие интереса к читателю, положительная установка на него; 2) умение понимать чувства читателя и определять его позиции во взаимодействии с библиотекарем; 3)

коммуникабельность и контактность; 4) терпимость в общении с читателем; 5) ориентация в ситуации стратегии воздействия на читателя; 6) наличие коммуникативных умений и навыков (выступать перед аудиторией, организовывать общение читателей в библиотеке, вести деловые беседы, продуктивно разрешать возникающие конфликтные ситу ации и др.). 4.4.

О профессиональной компетенции библиотекаря

Ранее я уже обращалась к теме профессиональной компетенции библиотекаря в своем сообщении на конференции в НИЯУ МИФИ 17 октября 2012 г. Эта тема продолжает волновать меня. В профессиональной прессе много публикаций на эту тему. Стоит вопрос: Быть или не быть профессии библиотекаря. В журнале «Научные и технические библиотеки» опубликована серия статей Амлинского Л.З. о библиотеках информационного общества. Маленькая цитата: «Информационное общество создает новые условия для работы библиотек и предъявляет к ним новые требования». В т.ч. высокие требования предъявляются к профессиональной компетентности библиотекарей. В их профессиональную компетенцию должны входить знания и навыки работы с ИКТ на уровне, позволяющем решать задачи различной сложности.

На практике мы знаем, что в библиотеку, в основном, приходят люди или недостаточной квалификации, или недостаточно мотивированные работать, или и то и другое вместе (г. Москва). К сожалению уже на протяжении 20 лет мы наблюдаем процесс постепенного умирания профессии библиотекарь. Приведу цитату из статьи Сукиасяна Э.Р. «Кадровый кризис в наших библиотеках уже стал реальностью: лишь четверть сотрудников – профессионалы. Подобной ситуации, нет, пожалуй, ни в одной отрасли хозяйства. Представьте, что нас будут лечить, перевозить, учить люди. которые овладевают профессией «по ходу дела»». (Сукиасян Э.Р. Кадровый кризис. НТБ. 2012, №11, с.43). Автор говорит о престиже профессии, что у нас, чтобы стать библиотекарем достаточно устроиться на работу в библиотеку. «Мы сами снижаем престиж профессии, называя библиотекарями сотрудников без специального образования. За рубежом библиотекарем называют только профессионала, другие сотрудники – клерки, техники, помощники, но не библиотекари».

Хочу привести пример из практики нашей библиотеки. Впервые, за последние, примерно 5 лет, к нам устроилась на работу сотрудница с высшим библиотечным образованием. Какой разряд ей дали в отделе кадров? 7-ой – библиотекарь 2-ой категории, 6 разряд получает сотрудник без образования вообще, только окончив школу. Должны быть разработаны новые квалификационные требования к должности библиотекаря и введены в штатное расписание библиотек должности, предлагаемые Сукиасяном техники, помощники или назвать их как-то по-другому. В подтверждение актуальности этой задачи:

29 марта 2013 г. в Министерстве культуры РФ состоялось совещание по разработке профессиональных стандартов библиотечной отрасли. Предполагается, что в перспективе система профессиональных стандартов заменит существующую во многом несовершенную систему классификаторов должностей, профессий и занятий. На совещании было принято предложение Российской библиотечной ассоциации разрабатывать стандарты не на отдельные виды профессиональной деятельности (библиотекарь, библиограф) а на всю библиотечно-информационную деятельность. Соответственно его название — профессиональный стандарт «Библиотечно-информационная деятельность», в котором будут на первом этапе подготовки стандартов представлено два базовых вида профессиональной деятельности: библиотекарь (по категориям) и библиограф (по категориям).

Сейчас в библиотеку, в основном, приходят работать люди без библиотечного образования. Навыки работы они получают на практике, от коллег. В результате этого некоторые виды работ кажутся им бессмысленными, непонятно для чего это нужно, зачем выполнять некоторые операции. С одной стороны – это процесс объективный, таким образом, оптимизируются некоторые виды работ, а с другой стороны, если нет преемственности, то нет будущего.

Подводя итог вышесказанному, хочется сформулировать требования, предъявляемые сотрудникам:

  1. Обучаемость
  2. Универсальность
  3. Мобильность
  4. Способность оценить ситуацию и принять верное решение
  5. Креативность
  6. Адекватнось, может быть это качество нужно поставить на 1 место.

Таких сотрудников нам не хватает. Независимо от образования, если человек обучаем и готов учиться, конечно, мы должны оказывать поддержку таким людям в их стремлении совершенствоваться в профессии.

О законодательстве. Законодательство, регламентирующее деятельность библиотек, отстает. Федеральный закон «О библиотечном деле» 1994 г. не отвечает задачам современного этапа развития библиотечного дела. Необходимо принятие пакета документов, регламентирующих деятельность библиотек. Работа в этом направлении ведется, но очень медленно. Инструкция по учету фонда до сих пор не утверждена. Главная причина – инструкция не прошла согласования в Министерстве финансов. Нам говорят уже как минимум 3 года, что вот, вот. В связи с этим возникает вопрос, как учитывать электронные ресурсы? Их все больше и больше, растет их многообразие, а четких указаний нет. И даже в проекте новой инструкции нет однозначности, четкости в определениях. Используются не устоявшиеся термины. Вызывает вопросы такое определение как пакетэлектронный ресурс, на который оформляется отдельный доступ у производителей на определенных условиях, зафиксированных в соответствующих документах. Не успев стать утвержденной, инструкция устарела по некоторым пунктам. Например, замена утерянной книги. Как определить эквивалент стоимости, если стоимость книг растет. И читатель не согласен платить больше, если утерянная книга, скажем 2000 г. стоила 100 руб. с объемом 300 страниц, а сейчас книга с таким же объемом стоит как минимум 300 руб. Эти вопросы не регламентированы. И в инструкции этот вид работы отражен общими словами. В советское время были разработаны регламентирующие документы на все основные виды библиотечных работ: учет фонда, инструкции по замене, по обменному фонду, по работе с должниками и т. д.

В настоящее время мы продолжаем пользоваться старыми инструкциями. Принимаемые в стане новые законы, вступают в противоречие с положениями ФЗ «О библиотечном деле». Примеры общеизвестны, например, 4 ч. ГК об авторском праве. Таким образом, сложилась ситуация, что библиотечное дело ушло от старых, еще советских инструкций и положений, а к новым не пришло. Есть инструкция о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях, в соответствии с ней и строится работа, но она не учитывает всех нюансов библиотечной работы.

Не смотря на компьютеризацию всех основных библиотечных процессов, бумажные технологии остаются. Происходит дублирование. Пример с традиционным формуляром читателя (пользователя). Мы не отказались от традиционного формуляра. Знаем, что во многих библиотеках их не используют. В то же время хранят распечатанные списки выданной литературы с подписью читателя, на случай спорных ситуаций. Пока нет электронной подписи, большой разницы, на наш взгляд, нет, что хранить формуляры или списки. Также и в комплектовании: учет ведется в традиционном и электронном виде, что делает этот процесс трудоемким.

Тем не менее, не смотря на проблемы с подбором кадров, несовершенство законодательства, мы работаем, развиваемся. Осваиваем новые технологии, новые форматы работы с читателями.

Хотелось бы при этом иметь еще и поддержку со стороны государственных органов не на словах, а на деле. Возможно, что принятие профессионального стандарта «Библиотечно-информационная деятельность» – первый шаг в этом направлении.

Республиканская научно-техническая библиотека

&nbsp &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp

RSS РАССЫЛКА НОВОСТЕЙ

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ*

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ГЛАВНЫЙ БИБЛИОГРАФ

Должностные обязанности. Ведет самостоятельный участок ин­формационно-библиографической работы. Участвует в разработке программ, планов, положений, других документов, способствующих информационной и библиографической деятельности. Принимает участие в создании баз данных и ведении справочно-библиографического аппарата библиотеки, подготовке библиографических мате­риалов. Ведет справочно-библиографическое и информационное об­служивание читателей. Организует научные исследования в соответ­ствии с профилем работы. Принимает участие в научных исследова­ниях в области библиографоведения, книговедения. Координирует информационную и библиографическую деятельность с другими биб­лиотеками, органами научно-технической информации. Проводит консультации, организует публикации библиографических материа­лов, участвует в редактировании и рецензировании выпускаемых библиотекой изданий, подготовке их справочного аппарата. Принима­ет участие в работах, связанных с маркетинговыми исследованиями. Ведет работы по повышению квалификации библиотечных работни­ков. Участвует в работе по внедрению и использованию автоматизации и механизации библиотечных процессов.

Должен знать: нормативные правовые акты, определяющие раз­витие культуры; другие руководящие материалы вышестоящих орга­нов по вопросам библиотечной работы; теорию и практику библиотечно-информационной деятельности; достижения отечественной и зару­бежной науки в области библиографии и информации; основы эконо­мики и организации труда, технологии библиотечных процессов; ос­новы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее профессиональное обра­зование и cтаж работы в должности ведущего библиографа (библиоте­каря) не менее 3 лет.

ГЛАВНЫЙ БИБЛИОТЕКАРЬ

Должностные обязанности. Ведет самостоятельный участок рабо­ты по одному из направлений деятельности библиотеки или в одном из ее отделов (комплектования, обработки литературы, обслужива­ния, библиографическом, научно-методическом, научно-исследова­тельском и др.). Организует научные исследования в соответствии с профилем работы и участвует в реализации результатов этих исследований. Участвует в разработке и реализации программ перспективных и текущих планов работы библиотеки, библиотечных нормативных документов и технологий. Принимает непосредственное участие в науч­ных исследованиях в области библиотековедения и книговедения в про­изводственных процессах, обеспечивает их качество и эффективность. Ведет работы по повышению квалификации библиотечных работников. Участвует в работе по внедрению и использованию автоматизации и ме­ханизации библиотечных процессов. Проводит консультации, участвует в редактировании и рецензировании выпускаемых библиотекой изданий.

Должен знать: нормативные правовые акты, определяющие раз­витие культуры; другие руководящие материалы вышестоящих орга­нов по вопросам библиотечной работы; теорию и практику библиотеч­ного дела; отечественные и зарубежные достижения в соответствую­щей области знаний; основы экономики и управления библиотечным делом; основы экономики и организации труда; технологию библио­течных процессов; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее профессиональное обра­зование и стаж работы в должности ведущего библиотекаря (библио­графа) не менее 3 лет.

ДИРЕКТОР (ЗАВЕДУЮЩИЙ) БИБЛИОТЕКИ (ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ)

Должностные обязанности. Осуществляет руководство библиоте­кой (централизованной библиотечной системы) в соответствии с дей­ствующим законодательством. Является организатором творческо-производственной деятельности библиотеки (централизованной биб­лиотечной системы), распоряжается финансовыми средствами биб­лиотеки, утверждает структуру и штатное расписание. Отвечает за эффективное использование материальных, финансовых ресурсов библиотеки. Организует формирование библиотечного фонда, прини­мает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадра­ми. Формирует перспективные и текущие планы. Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, органами научно-технической информации, общественными организациями, зарубеж­ными учреждениями. Организует учет и установленную отчетность. Контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, правил и норм по охране труда, пожарной безопасности.

Должен знать: нормативные правовые акты, определяющие раз­витие культуры; другие руководящие материалы вышестоящих орга­нов по вопросам библиотечной работы; основы экономики, организа­ции труда и управления, теорию и практику библиотечного дела; ос­новы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее профессиональное обра­зование и стаж работы в должности заведующего отделом (сектором) или главного библиотекаря (библиографа) не менее 5 лет.

ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ (СЕКТОРОМ) БИБЛИОТЕКИ

Должностные обязанности. Руководит структурным подразделе­нием библиотеки, выполняющим определенные функции в соответст­вии с творческо-производственной деятельностью библиотеки. Орга­низует разработку перспективных и текущих планов работы подраз­деления и контролирует их выполнение. Ведет учет деятельности от­дела (сектора). Проводит научные исследования в области библиоте­коведения, библиографии, истории книги или в других областях, со­ответствующих задачам и планам деятельности библиотеки. Изучает

передовой опыт организации работы библиотек, анализирует и гото­вит предложения по его использованию. Контролирует соблюдение работниками производственной дисциплины, правил и норм по охра­не труда и пожарной безопасности.

Должен знать: постановления и решения правительства, опреде­ляющие развитие культуры, руководящие материалы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; теорию и практику библиотечного дела; основы экономики и управления библиотечным де­лом; отечественные и зарубежные достижения в соответствующей области знаний; основы трудового законодательства; технологию биб­лиотечных процессов; вопросы механизации и автоматизации библио­течных процессов; правила и нормы охраны труда и пожарной безо­пасности.

Квалификационные требования. Высшее профессиональное обра­зование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ БИБЛИОТЕКИ

Должностные обязанности. Организует работу Ученого совета, контролирует выполнение его решений, а также приказов директора. Готовит предложения по планам научных исследований и разработок в области библиотековедения, библиографии и истории книги. Кон­тролирует своевременное и качественное выполнение принятых пла­нов. Осуществляет подготовку сводных планов и отчетов о деятельно­сти библиотеки. Организует делопроизводство. Контролирует выпол­нение плана редакционно-издательской деятельности. Обеспечивает рецензирование подготовленных работ. Участвует в организации об­щебиблиотечных научных совещаний, конференций, семинаров. Составляет планы повышения квалификации, стажировки сотрудников библиотеки и работников сети профильных библиотек. Участвует в разработке нормативных документов, регламентирующих работу биб­лиотеки. Осуществляет координацию международных связей библио­теки. Организует проведение аттестации работников и разрабатывает критерии и методы оценки их деятельности.

Должен знать: нормативные правовые акты, определяющие разви­тие отечественной культуры, другие руководящие материалы выше­стоящих органов по вопросам библиотечной работы; организацию работы всех подразделений библиотеки; установленный порядок планирования, финансирования, организации научных исследований и разработок, дей­ствующие положения по защите авторских прав; порядок проведения конкурсов и аттестации работников; правовые вопросы оформления до­говорных отношений с другими организациями; руководящие материалы по организации делопроизводства; порядок лицензирования, ввоза и вы­воза культурных ценностей; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее профессиональное обра­зование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

БИБЛИОГРАФ

Должностные обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиографических процессов в соответствии с профилем и техноло­гией производственного участка: организует справочно-библиографический аппарат в традиционном и автоматизированных режимах, ведет справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей. Принимает участие в подготовке информационных, биб­лиографических и методических материалов. Информирует читателей о новой литературе.

Должен знать: основы библиотечного дела, библиографии, инфор­мационной работы; официальные и нормативные документы по вопро­сам культуры и библиотечного дела, библиотечную технологию; пере­довой опыт библиографической и информационной работы отечествен­ных и зарубежных библиотек; основы трудового законодательства; пра­вила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования.

Читайте так же:  Арсланов пособие

Ведущий библиограф: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) I категории не менее 3 лет.

Библиограф I категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) II категории не менее 3 лет.

Библиограф II категории: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специаль­ное образование и стаж работы в должности библиографа (библиоте­каря) не менее 3 лет.

Библиограф: среднее специальное образование.

БИБЛИОТЕКАРЬ

Должностные обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и дру­гих элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиоте­ки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, пла­нов библиотечного обслуживания населения. Применяет научные ме­тоды и передовой опыт работы библиотечной деятельности.

Должен знать: основы библиотечного дела и библиографии; основ­ные библиотечные технологические процессы; формы, методы индивиду­альной и массовой работы с читателями; основы трудового законодатель­ства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования.

Ведущий библиотекарь: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее 3 лет.

Библиотекарь I категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее 3 лет.

Библиотекарь II категории: высшее профессиональное образова­ние без предъявления требований к стажу работы или среднее специ­альное образование и стаж работы в должности библиотекаря (биб­лиографа) не менее 3 лет.

Библиотекарь: среднее специальное образование.

Требования библиотекарю

Профессиональные требования к библиотекарю

Кардинальные технологические изменения в библиотеках выдвигают важнейшее профессиональное требование к программистам по непрерывному библиотечному образованию обеспечение постоянного обновления и расширения знаний в области использования новых технологических средств и информационных технологий. Переходя на 12-летнее образование Казахстан ставит целью педагогического образования — содействие развитию компетентного педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления 12-летнего образования.

Новая модель образования, ориентированного на результат, потребует и новых способностей, более широкого круга профессиональных компетенций. В связи с этим информационно-методические потребности работников образования существенно изменились, их образовательные запросы стали более индивидуальными, более многообразными. Нам, библиотекарям, нужно будет работать в соответствии с базовыми программами, новыми требованиями, в связи с этим нужно будет уметь прогнозировать запросы всех членов педагогического коллектива, разрабатывать особую стратегию своей деятельности, начиная с планирования и заканчивая анализом. Здесь обязательно возникнет необходимость непрерывного библиотечного образования всех библиотекарей. Выход из сложившейся ситуации многие исследователи (Э.Б. Сукиасян, А.Н. Ванеев, И.М. Суслова, Е.Б. Артемьева, Е.Б. Соболева и др.) видят в рациональной организации системы непрерывного библиотечного образования, частью которого является система повышения квалификации и переподготовки кадров. В исследовании системы непрерывного библиотечного образования и повышения квалификации библиотекарей, учитывая условия перехода на 12-летнее образование, основное внимание уделяется современным требованиям к учебным программам, соотношению традиционного и инновационного содержания, методике обучения, инфраструктуре непрерывного образования. Теоретики считают необходимым провести разграничение понятий «повышение квалификации» и «переподготовка», закрепить эти термины в справочной профессиональной литературе и регламентирующей документации.

Казахстанские специалисты рассматривают непрерывное профессиональное образование библиотекарей как:

метод ликвидации разрыва между текущими навыками сотрудников и современными квалификационными требованиями к должности;

средство построения корпоративной культуры;

метод мотивации персонала;

способ реализации миссии библиотеки.

Республиканская научно-педагогическая библиотека разработала для учебных библиотек Казахстана систему повышения квалификации библиотекарей, направленную на обновление общего 12-летнего образования, в которой определила основные пути повышения квалификации кадров, структуру и организацию работы системы, функции и задачи методических центров различного уровня, ответственность за организацию работы. Основными формами переподготовки библиотекарей были названы научно-практические конференции, семинары, курсы, стажировки, профессиональное чтение.

Разработчики системы в качестве концептуальных положений определили основные принципы системы:

всеобщность (т.е. необходимость повышения квалификации всех сотрудников библиотек);

непрерывность (т.е. обеспечение постоянного процесса совершенствования профессионального уровня библиотекарей);

разносторонность (т.е. повышение квалификации в трех направлениях — профессиональном, теоретическом и общекультурном)

многообразие (использование форм и методов обучения, взаимодополняющих друг друга).

Для реализации выдвинутых положений методистами должны быть разработаны учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации библиотекарей организаций образования. Для библиотекарей, при переходе на 12-летнее образование, основной формой профессиональной переподготовки определены курсы повышения квалификации при областных институтах повышения квалификации педагогических кадров. Ежегодно две-три группы библиотекарей должны проходить на таких курсах переподготовку. В республиканских курсах принимать участие должны 1-2 школьных библиотекаря из каждой области. По возвращению они делятся полученными знаниями со своими коллегами. В основном новые профессиональные знания, новые методики библиотечные специалисты должны получать на семинарах и совещаниях, которые проходят внутри методических объединений библиотек. Как показывает опыт, богатый информационный, технологический и методический потенциал библиотек Казахстана в решении проблем развития профессиональной компетенции библиотекарей пока не используется. Такой опыт есть в Научной библиотеке Павлодарского государственного педагогического института, он показывает, что организационные вопросы проведения курсов библиотекарей решаются через факультет повышения педагогических кадров, который имеется в структуре ПГПИ. Для проведения занятий на библиотечных курсах привлекаются авторитетные преподаватели кафедр, наиболее опытные специалисты научной библиотеки, имеющие навыки работы с аудиторией. В институте имеется центр методической помощи библиотекарям, вузовская библиотека стремиться к созданию условий для перехода от периодического к непрерывному профессиональному обучению библиотечных кадров. Организация курсов повышения квалификации на базе областных методических центров предусмотрена Положением о Республиканской системе повышения квалификации библиотечных кадров системы образования Казахстана:Утв. Респ. библиотечно-информационной комиссией 26 мая 1997г. В связи с этим положением должны быть разработаны программы курсов для различных категорий библиотекарей Программы курсов должны быть ориентированы на:

профессиональную адаптацию начинающих работников библиотек;

совершенствование мастерства сотрудников, имеющих профессиональное образование;

специализацию отдельных групп библиотекарей в связи с внедрением новых технологий и методик, инновацию опытных специалистов в области организации библиотечной деятельности.

В условиях перехода на 12-летнее образование, программы должны предусматривать изучение основ организации работы учебной библиотеки и библиотечного менеджмента, современные методики создания традиционного аппарата библиотеки и электронного каталога, организации работы по формированию информационной культуры пользователей и другие темы. По окончании курсов слушатели должны написать контрольные работы и рефераты по темам, имеющим практическое значение для их конкретной работы. Цель письменных заданий — закрепить у слушателей навыков организаторской, аналитической, самостоятельной деятельности.

Дальнейшей ступенью, профессиональной учебы, способствующей приобретению более высокой квалификации библиотекаря при переходе на 12-летнее образование, является организация творческих лабораторий на базе лучших библиотек региона. Лаборатории профессионального мастерства и творческие лаборатории являются современной формой Школ передового библиотечного опыта, активно использовавшихся в методической работе в 70-80 годы прошлого столетия. Для них были характерны конкретность тематики, избирательность в подборе участников, тщательность подготовки обучающих занятий. Современные лаборатории профессионального мастерства способны внести дух творчества, метод живого показа эффективных методов и приемов библиотечного труда в определенном направлении деятельности библиотеки. При определении базы тематических творческих лабораторий специалисты методического центра должны опираться на имеющийся в библиотеках опыт работы и способность сотрудников библиотек участвовать в процессе методической помощи коллегам из учебных библиотек. Занятия на базе таких лабораторий дадут возможность проследить процесс воплощения библиотечных инноваций, достижений библиотечной теории и практики. Опыт работы советских школ передового опыта доказывает, что организация подобных лабораторий способствует распространению передового опыта, содействует развитию творческой инициативы сотрудников базовых библиотек, укрепляет общественный имидж библиотеки и ее сотрудников в педагогическом коллективе организации образования. Здесь можно использовать опыт работы библиотеки ФМЛ, где мы видели применение электронных технологий. Наступление эры электронной коммуникации неизбежно и неотвратимо. Но эту эру не нужно идеализировать и надеяться, что умные машины выполнят все библиотечные работы. К ней нужно серьезно готовиться, искать возможности преемственности и сотрудничества электронной и документальной коммуникации, не поддаваясь соблазнительным иллюзиям. Мы видим усложнение информационных потребностей современного человека и современного общества; библиотечное дело вооружается новыми технологиями, в том числе компьютерными, возможности которых позволяют достигать невиданных ранее результатов. Обязанностью библиотекарей становится как обучение, консультации пользователей, так и посредничество, поскольку огромный объем информации требует большего, чем прежде, количества специалистов, владеющими навыками поиска информации и умеющих анализировать и оценивать ресурсы и потребности пользователей. Опыт работы многих библиотекарей свидетельствует о том, что компьютер и книга не антагонисты. Компьютерные технологии, активное использование Интернет-ресурсов, разработка медиоуроков только способствуют активизации чтения.

Поэтому особое внимание уделяется овладению знаниями, умениями и навыками библиотечных работников при пользовании компьютерными технологиями, использованию Интернет-ресурсов, организацией медиоуроков, мультимедийных презентаций. Библиотекарь должен быть настоящим профессионалом, квалифицированным помощником и посредником между информацией и пользователем. Для этого библиотекарю необходимо в совершенстве владеть компьютером. В планах работы центра методической помощи на первом месте также должна стоять разработка программ, методических материалов и организационных документов для дистанционных семинаров и курсов профессиональной переподготовки школьных библиотекарей. Учитывая то, что компьютеризация завершена, многие имеют стабильный доступ к Интернету, возможность дистанционного повышения квалификации становится реальной. На сегодняшний день у нас есть сайт Гор УО библиотека, где мы можем взять нужный для себя материал. А так же работают курсы дистанционного обучения. Все перечисленные формы не заменяют наиболее доступной формы повышения квалификации — профессионального самообразования. Теоретики и практики высказывают необходимость целенаправленного управления самообразовательного чтения библиотекарей. В ряде библиотек самообразование библиотекарей организуется в форме личных творческих планов, которые предусматривают как самостоятельную работу по определенной теме, так и завершающие формы этой работы (подготовка и защита перед педагогическим коллективом школы реферата по актуальной теме, выступление на семинаре, обзор публикаций на дне профессиональной информации и т.д. Система повышения квалификации должна коренным образом измениться, чтобы быть в состоянии ответить на поставленные вопросы, решить задачу подготовки библиотекаря новой формации. Содержание повышения квалификации должно отвечать потребностям библиотекарей, развивать их профессиональные компетентности, формировать чувствительность к происходящим переменам и способствовать мобильному реагированию на них.

Новая модель повышения квалификации должна ориентироваться на результат, содержание всех программ должно отвечать потребностям работников образования, развивать их ключевые компетенции, формировать чувствительность к происходящим изменениям и способность конструктивно реагировать на них.

В общем виде технология повышения квалификации, ориентированного на результат, должна включать в себя:

изучение потребностей библиотекарей в обучении;

формирования заказа на повышение квалификации;

разработка обучающих программ, адекватных потребностям;

курсовая подготовка, исследовательская и проектировочная деятельность;

оценка результатов обучения.

Важнейшими задачами в деле повышения квалификации библиотекарей являются:

внедрение активных, творческих форм курсовых занятий;

развитие интерактивных, дистанционных методов обучения слушателей;

управление меж курсовым процессом самообразования библиотекаря;

отслеживания эффективности, отдачи обучения.

Содержание курсовых мероприятий по повышению квалификации должно быть направлено на вооружение библиотекарей действенным инструментарием для успешного решения государственных задач в сфере образования, развития умения мыслить и действовать по-новому, творчески преодолевая сложившиеся стереотипы. Прохождение курсовой подготовки должно помочь вхождению библиотекарей в демократическое общество, признавая их гражданские права на повышение профессионального уровня, учитывая личностную мотивацию. Важно не просто продемонстрировать личностно-ориентированный подход в системе повышения квалификации, а организовывать педагогический процесс так, чтобы каждый слушатель получал и добывал знания не вообще а лично для себя, т.е. персонифициально. С целью повышения профессионального мастерства библиотекарей необходимо на основе диагностики дифференцировать работу со слушателями курсов по уровню их подготовки. В организации повышения профессионального мастерства библиотекарей важен системный подход, который реализуется как в процессе самообразования, так и в ходе непрерывного библиотечного образования. Такая системность связана с раскрытием творческого потенциала библиотекаря, овладением им теми педагогическими навыками и умениями, которые позволяют ему работать в режиме диалога, вести дискуссии, предоставлять объективную информацию. В целях углубления профессиональных знаний организуются и проводятся информационно-тематические семинары. Эта форма повышения квалификации весьма эффективна, так как помимо информационных, обучающих задач, позволяет познакомиться с инновационным опытом других библиотек на практике. К инновационным формам углубления профессиональных знаний можно отнести такие виды активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, прайс-листы, мастер-классы. При их организации большое внимание уделяется личностным качествам библиотечных работников. Эти виды обучения активно применяются при проведении курсов повышения квалификации.

Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что выполняя государственную программу развития системы образования Республики Казахстан, при совершенствовании профессиональной подготовки библиотечных кадров на основе компетентного подхода необходимо:

использовать интерактивные формы и методы занятий со слушателями;

систематически проводить послекурсовой мониторинг;

предоставить возможность выбора слушателям индивидуальной траектории повышения квалификации;

внедрять возможности сети Интернет в методическую службу.

Как показывают практика и дискуссии на страницах профессиональной печати, особенно острыми сегодня являются вопросы именно переквалификации персонала. Возникает необходимость разработки принципиально новых образовательных программ, нацеленных на создание и поддержку трудовых ресурсов более высокого уровня, чем прежде. Сегодня, кроме овладения библиотечными процессами, важна общая информированность библиотекарей об издательском деле, этике, государственной информационной политике, значении информационных технологий и о других проблемах информационного дела. Одно из самых позитивных качеств современного библиотекаря состоит в возможности широко взглянуть на проблему, увидеть те факторы, которые являются общими для многих отраслей, раздвинуть горизонты читателя и помочь взаимообогащению идей. Это является серьезным противовесом сегодняшней чрезмерной специализации.

В настоящее время основные звенья системы непрерывного библиотечного образования сложились, но процесс их становления проходил во многом стихийно, в связи с чем не отлажены координационные связи, слабо работают механизмы установленной последовательности и преемственности содержания и методикой обучения и воспитания библиотекарей специалистов. Образовательные структуры по-прежнему основное внимание уделяют процессу обучения, не справляясь в полном объеме с решением задач воспитания и развития творчески мыслящих специалистов, деятельностью которых профессиональные знания становятся личностью значимыми и практически реализуемыми и практически реализуемыми, нацеленным на систематическое обучение и качественное преобразование. Сегодня необходимо изучение механизмов формирования и путей реализации интеллектуальных способностей библиотечных работников. Оно поможет обеспечить эффективность управления развитием интеллектуальной культуры специалистов.

Формирование системы повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров в СССР относят к началу 20-х гг. Именно в этот период были выработаны основные принципы ее построения. Первая дискуссия проводилась на страницах журнала «Красный библиотекарь» (1924 г.).

В 30-х гг. работа по повышению квалификации и переподготовке библиотечных кадров значительно усилилась. Складывались определенные системы по типам и видам библиотек: областные, городские, районные, научные и т.п. Совершенствовались старые апробированные формы учебы кадров, появились новые — «Школы передового опыта», «Дни открытых дверей», «Школы молодого библиотекаря», срочно входили в практику работы библиотек кустовые семинары.

Читайте так же:  Налог составляет 30 процентов

Примером исторического развития системы повышения квалификации может служить деятельность крупнейшей библиотеки стран СНГ- РГБ (бывшей ГБЛ). Значительной вехой в деле подготовки кадров ГБЛ явилось библиотечное ученичество, право организации которого она получила в 1948 г. Учащиеся распределялись по отделам и под руководством наставников из наиболее квалифицированных библиотечных работников осваивали производственные процессы. Будущие специалисты первого набора сдавали одновременно экзамены на курсах и государственные экзамены в библиотечном техникуме, в результате получали диплом о среднем библиотечном образовании и удостоверение об окончании курсов библиотечного ученичества.

ГБЛ постоянно искала пути закрепления молодых кадров. Создавая им условия для получения высшего и среднего специального образований, совмещения учебы с работой в отделах. Один из таких путей на первых порах виделся в создании для молодежи со средним образованием филиала библиотечного техникума на базе учебного отдела библиотеки.

В 1969 г. в ГБЛ был открыт филиал библиотечного техникума по специальности «Библиотечное дело». Хотя филиал техникума и выполнил свою задачу — дать библиотечную специальность сотрудникам, которые по разным причинам не имели возможности продолжать обучение в институте, тем не менее он не смог решить вопроса закрепления кадров. Реальная возможность стабилизации кадрового состава виделась в подготовке специалистов с высшим образованием без отрыва от работы, в стенах библиотеки. Этому способствовала деятельность на базе библиотеки вечернего отделения Московского государственного института культуры.

Кроме того, в ГБЛ были организованы краткосрочные курсы, различные по тематике и продолжительности. Они обеспечивали дифференцированный подход к обучению.

Важнейшей формой повышения квалификации стали годичные Высшие библиотечные курсы (ВБК) при ГБЛ, основная задача которых — обеспечить приобретение библиотечно-библиографических знаний сотрудниками с высшим небиблиотечным образованием.

Опыт ГБЛ показал, что построение системы повышения квалификации в одной отдельно взятой библиотеке не может решить общих проблем, характерных для страны в целом. Но он позволил увидеть направления, которые могли бы быть развернуты применительно к общим принципам ее построения.

Активизация процесса обучения путем перехода от пассивных, главным образом лекционных, форм к активным (проблемное обучение, ролевые игры, поиск выхода из конфликтных ситуаций), первоначально возникшая в учебных заведениях, распространяется и на систему повышения квалификации.

Чтобы эта система по-настоящему заработала, ее основные элементы — методические центры, библиотечные кадры, формы и приемы оказания методической помощи — должны быть взаимосвязаны и составлять единое целое. Необходим ступенчатый характер структуры, при котором каждая последующая ступень будет содержать формы и методы, направленные на совершенствование и углубление полученных ранее знаний.

В этой статье профессиональная квалификация рассматривается в качестве комплексной характеристики, включающей в себя особенности технологической подготовки и личные свойства сотрудника. Их применение в процессе обретения знаний, навыков и умений позволяет библиотекарю выполнять профессиональные обязанности на уровне требований, зафиксированных в документах, которые регламентируют его деятельность. Категория «знания», «навыки», «умения» входят в подструктуру личности. Среди личностных характеристик рассматриваются те, что необходимы для реализации конкретной деятельности. Поэтому под термином «повышение квалификации и переподготовка кадров» мы понимаем комплексную систему, обеспечивающую актуализацию, расширение и углубление имеющихся знаний, получение новых современных теоретических и практических навыков для оперативной адаптации кадров к постоянно изменяющимся социальным и производственным условиям.

Проблема повышения квалификации в последние годы стали уделять больше внимания, чем раньше.

После длительного перерыва возобновились попытки разработать модели квалификации библиотекаря. В числе интересных работ, появившихся в конце 70-х гг., следует упомянуть статью Л. Ефимовой «Модель квалификации библиотекаря» (Сов. библиотековедение, 1975. № 4), в которой широко использованы математические методы моделирования. Для построения модели был получен необходимый статистический материал в результате анкетирования библиотечных работников в сети академических библиотек. Квалифицированная карта, разработанная в НМО БАН СССР, состояла из 20 вопросов, ответы на которые в совокупности давали полную характеристику сотрудника в отношении его образовательной подготовки, содержания трудовой деятельности, используемых им форм повышения квалификации, профессионального и должностного роста. Уточняются понятия «квалификация» и «уровень квалификации».

В качестве комплексного показателя уровня квалификации исследователи выбрали занимаемую должность. Включающую ряд признаков: образование, стаж работы, научную и методическую деятельность, а также социально-психологические признаки — удовлетворенность работой, социально-общественную активность и др.

Помимо анкетирования исследователи прибегли к широко применяемому в социологических исследованиях методу экспертных оценок. Полученные результаты позволили сделать вывод, что модель можно считать достаточно надежным инструментом оценки, хотя и рассматривается она авторами как предварительная, экспериментальная.

Несмотря на сложившуюся систему традиционных форм повышения квалификации библиотечных работников, во многих библиотеках продолжается поиск нетрадиционных форм обучения. Возникают областные университеты сельского библиотекаря. Появляются формы, заимствованные из системы образования, ТВ, радио. Так, например, появлялись и исчезали «политбои», «брейн-ринг», аукционы идеи», мозговые атаки, «аквариумы», «поля чудес» и т.д. Поэтому не случаен и интерес библиотекарей-практиков к различного рода деловым играм, проблемным ситуациям, викторинам и олимпиадам. На страницах специальных периодических изданий начинают появляться сценарии деловых игр, статьи, описывающие опыт их использования в повышении квалификации. Однако авторы не уверены в правильности их организации. Не случайно одна из статей так и называется6 «Играем, а правильно ли. »

Но не только разнообразие форм и методов обеспечивают достижение намеченных целей в процессе повышения квалификации и переподготовки кадров. Немаловажное значение здесь имеют гибкость и динамичность содержания и средств передачи знаний.

Поэтому важнейшим направлением деятельности факультетов повышения квалификации становится вооружение слушателей знаниями о новейших информационных технологиях. Отсутствие приемлемых учебно-методических материалов, посвященных этой проблеме, недостаточная обеспеченность учебного процесса современным оборудованием заставили факультет повышения квалификации преподавателей МГУК на занятиях в межвузовской школе руководителя обсуждаются вопросы управления, внедрения НОТ и передового опыта. Межвузовское методическое объединение осуществляет проверки деятельности библиотек. Отделы, признанные лучшими, например по обслуживанию читателей, комплектованию и использованию фондов, воспитательной, справочно-библиографической, информационной работе, становятся базой для проведения школ передового опыта. Характерным упущением является слабое понимание к повышению в должности библиотекарей, заведующих секторами, многие годы работающих на одном месте, компетентных и имеющих высокую профессиональную квалификацию. Кстати, этот недостаток касается не только вузовских библиотек. Подготовка кадрового резерва в библиотеках, на наш взгляд, — самое слабое звено в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

Предпринимаются усилия по совершенствованию системы повышения квалификации кадров в соответствии с современными требованиями к квалификации работающих, к уровню их интеллектуального и культурного развития. Направления этих усилий сосредоточены на создании системы обучения, способной оперативно учитывать изменения среды функционирования библиотек, выявлять и оценивать новшества с точки зрения целесообразности их включения в программы, устанавливать зависимость содержания обучения от потребностей слушателей.

Так, основной задачей совета по повышению квалификации кадров является обеспечение органического единства экономического и социального развития коллектива в части повышения квалификации и переподготовки персонала. Осуществляется организационно-методическое руководство и информационное обеспечение, координацию деятельности всех звеньев системы повышения квалификации кадров одной из крупнейших библиотек страны, создает условия для перехода от периодического и непрерывному производственно-профессиональному обучению. Его решения являются обязательными для исполнения во всех в структурах подразделениях библиотеки.

Сводный план готовится с учетом проблемной ориентации обучения, общетеоретической подготовки и непрерывного обновления практических знаний специалистов и осуществляется на трех уровнях. Первый — производственно-профессиональное обучение непосредственно в подразделениях по направлениям библиотечных и научных работ. Второй — обучение руководителей и главных специалистов на общебиблиотечных курсах целевого назначения. Третий — обучение специалистов в Институте повышения квалификации, информационных работников, народном университете по научно-технической информации ВИНИТИ, Международном центре НТИ на факультете повышения квалификации и др.

Систему обучения кадров в целях повышения их квалификации предполагает строить, основываясь на следующих принципах: основой планирования должна строить перспективная потребность подразделений библиотеки в специалистах в условиях дальнейшего совершенствования библиотечной технологии; определение потребности и возвышение квалификации специалистов должно базироваться на знании общей и дополнительной потребности в кадрах разных уровней.

Таким образом, организация работы по повышению квалификации библиотечных кадров на современном этапе является одной из ведущих функций управления библиотечными коллективами. Функционирующая в нашей стране двухуровневая система повышения квалификации (региональный и местный уровни) ориентирована на решение трех взаимосвязанных задач: углубление и обновление теоретических знаний, расширение общекультурного кругозора, постоянное совершенствование профессиональной подготовки библиотечных специалистов, доведение ее до степени профессионального мастерства. Дифференциация как ведущий принцип соблюдается при формировании групп обучающихся и при организации занятий. Для методического обеспечения учебного процесса издаются учебные пособия и рекомендации. Внедряются различные формы активизации познавательной деятельности слушателей.

В целом в современной системе библиотек сложились следующие направления повышения квалификации кадров: повышение общетеоретического уровня, расширение и углубление теоретико-прикладных знаний в области библиотековедения. Ощущается необходимость организации комплексной системы подготовки и переподготовки кадров.

Таким образом, можно констатировать, что в существующей структуре представлены различные по сложности формы повышения квалификации и переподготовки кадров, которые между собой не взаимосвязаны и не дают возможности поэтапного повышения квалификации.

В регионах функционируют соответствующие структуры и отсутствует межведомственный центр, координирующий их работу; взаимосвязь учреждений повышения квалификации с библиотеками — носителями передового опыта, с вузами культуры в регионах отсутствует. Не предпринимаются попытки создания альтернативных форм повышения квалификации предоставляющий обучаемый выбор программ и форм обучения.

Не практикуется составление и обновление программ и учебно-тематических планов обучения на основе прогностических данных. Анализ обратной связи если и проводится, то эпизодически.

При комплектовании групп не учитывают психолого-педагогических особенностей обучения взрослых, хотя принимают во внимание особенности их деятельности (штат учреждения, распределение функциональных обязанностей, квалификационные требования и т.д.).

Результаты анализа показывают, что проблема повышения квалификацию и переподготовки кадров активно обсуждается, и возникает необходимость от постановки проблемы переходить к конкретным предложениям, рекомендациям и апробированным проектам формирования системы.

Среди проблем, которые предстоит решать в ближайшее время, следует назвать такие: планирование повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом изменений в профессиональных потребностях специалистов, разработка школы оценок и определение степени освоения знаний, умений и навыков, научно-методическое обеспечение процесса обучения слушателей, создание методических пособий с учетом основных целей самообразования, формирования проблемно-ориентированной базы данных, содержащей библиографические, фактографические сведения о результатах слежения за состоянием и тенденциями развития библиотечно-библиографической деятельности, развитие в системе последипломного образования функции добывания новых знаний, знаний научного сектора путем широкого применения семинаров-дискуссий и «мозговых штурмов», деловых, инновационных игр и т.д., проработка и апробация методов обучения, которые активно используются в других отраслях (разрешение инцидентов, анализ кейсов, исследование обстоятельств.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

— библиотекарь видит основной смысл своей деятельности в предоставлении информации. Отношения «Библиотекарь-Пользователь» строятся на принципе доступности информации. Библиотекарь не несет ответственности за полученную читателем информацию. Такое положение есть только в российском кодексе. Важнейшая этическая задача библиотечного работника в его взаимоотношениях с коллегами — повышение роли и статуса профессии в окружающем обществе. Основным принципом отношения к себе как библиотекарю провозглашается стремление к самосовершенствованию.

— Одна из проблем, регулируемых принципами информационной этики — проблема цензуры. Современные технические средства позволяют фильтровать информацию, предоставляемую из электронных сетей по бесконечному количеству признаков. Осуществлять это можно на любом уровне (как в библиотеке, так и в организации-провайдере, и на любых промежуточных этапах) анонимно от конечного потребителя. В России, в большинстве случаев, библиотекари становятся на позицию ограничения получаемой информации, прежде всего, порнографического характера. Мотивация может быть разной — ограниченная пропускная способность трафика, выделение приоритетов при ограниченности ресурсов и т. д. Но сам факт фильтрации информации в электронных сетях требует этического самоопределения. Ибо при отсутствии такового, а также каких-либо формальных инструкций, вопрос об ограничении доступа решается на субъективной основе. Другая проблема — конфиденциальности потребителя информации. В Федеральном законе «О библиотечном деле» сказано: «Не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания». Однако современные коммуникационные средства делают потребителя информации практически «прозрачным», каждый его шаг по киберпространству фиксируемым и записываемым. Более незащищенным в этом смысле стал и читатель традиционной библиотеки. Современные формы записи, регистрации читателей, фиксации его требований на компьютере также предоставляют в распоряжение библиотекаря все больше информации, которая по своей сути является конфиденциальной [3, с. 10].

Другие статьи:

  • Форумы москва купля продажа Форум охотников - tathunter.ru Щенки дратхаара, Max vom Honeverg x ЗП Рада Рейс, п-к Зов Полей, Москва Щенки дратхаара, Max vom Honeverg x ЗП Рада Рейс, п-к Зов Полей, Москва Сообщение Angl-sett » Вчера, 22:25 В питомнике ЗОВ ПОЛЕЙ 05.02.19 родились щенки […]
  • Приказ 157 минтранса россии Приказ Минтранса России от 18.04.2017 N 157 "О внесении изменений в приложения N 1, 2, 3 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2016 г. N 64 "Об утверждении границ зон (районов) Единой системы организации воздушного движения Российской […]
  • Требования к помещению псч Требования правил охраны труда к пункту связи подразделения ГПС 1. ПСЧ в пожарном депо следует располагать справа, а пост технического обслуживания слева от помещения пожарной техники по ходу выезда автомобилей. ПСЧ должен иметь естественное освещение и […]
  • Назначение платежа при уступке права требования Как отразить в учете перепродажу долга по договору цессии по частям? А позже получается что мы (Агент) купили портфель 1. На основании этого Агентского договора Организация А перечисляет платежи сразу нам на расчетный счет, то есть в Организацию В разовым […]
  • Ходатайство на ученик года Ходатайство на старшеклассника о том, чтобы ученика не ставили на профилактический учет ФИО ученика, 1999 года рождения, обучается в МАОУ СОШ № с первого класса. За время обучения зарекомендовал себя способным учеником. Стабильно учится на «4» и «3». Принимает […]
  • Приказ о зачислении в бгму Приемная комиссия ПРИЕМ ДОКУМЕНТОВ В АСПИРАНТУРУ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД З А В Е Р Ш Е Н . ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ 2019-2020 учебный год 2. информация о сроках начала и завершения приема документов, необходимых для поступления, сроках проведения вступительных […]
  • Занизить требования Толковый словарь Ожегова. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. -ижу, -изишь; -иженный; сов., что. Сделать ниже нормального,необходимого (о норме, цене, одежде); сделать ниже, чем нужно.3. […]