Методическое пособие для детей 3-5 лет

Развитие мелкой моторики у детей 3—5 лет. Методическое пособие

В пособии представлены организационно-методические, практические основы и диагностика уровня развития мелкой моторики, а также занятия по развитию мелкой моторики у детей 3—5 лет с элементами изодеятельности, пальчикового театра, рукоделия и использованием дидактических игр.
Пособие адресовано воспитателям, логопедам и родителям детей дошкольного возраста.

Название: Развитие мелкой моторики у детей 3—5 лет. Методическое пособие.
Автор: Артемьева А.В.
Издательство: ТЦ Сфера
Серия: Библиотека Логопеда
Год: 2017
Формат: pdf

Обучение грамоте детей 5-7 лет, Методическое пособие, Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В., 2017

Обучение грамоте детей 5-7 лет, Методическое пособие, Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В., 2017.

Книга «Обучение грамоте детей 5—7 лет» является последовательным продолжением методического пособия «Подготовка к обучению грамоте детей 4—5 лет». В книге представлены тематическое планирование и сценарии занятий по обучению грамоте детей 5—7 лет.
Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов.
Рекомендуем данное методическое пособие использовать с рабочей тетрадью для детей 5—7 лет «Я учу звуки и буквы». Пособие и рабочая тетрадь адресованы воспитателям ДОО, родителям, гувернерам — всем, кто готовит детей к школе.

Пальчиковая гимнастика «Лесенка».
(См. приложение 1, с. 84.)
Педагог. Назовите все пальчики, постройте лесенку.
Дети называют.
Покажите, как правильно держать карандаш.
Дети показывают. Затем обводят по контуру и раскрашивают цветными карандашами изображения (задание N° 5 из рабочей тетради). Подведение итогов занятия.
Назовите гласные звуки, которые вы уже знаете.
Дети называют.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обучение грамоте детей 5-7 лет, Методическое пособие, Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В., 2017 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Игралочка, Математика для детей 3-5 лет, Методические рекомендации, Часть 1 и 2, Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., 2012

Игралочка, Математика для детей 3-5 лет, Методические рекомендации, Часть 1 и 2, Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., 2012.

Перед вами учебно-методическое пособие «Игралочка». предназначенное для развития математических представлений детей 3-4 и 4-5 лет.
Данное пособие является начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и средней школы программы «Школа 2000. », главной целью которой является всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни. Поэтому учебно-методический комплект по математике для начальной и средней школы программы «Школа 2000. » так и называется — «Учусь учиться», а его дошкольная ступень, частью которой является данное пособие, называется «Ступеньки».

Организация образовательного процесса.
Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Так. например, детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Расставляя карандаши в стаканчики. они придумывают способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар и т. д.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр. в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками ЛЕГО. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия — «Игралочка».

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Игралочка, Математика для детей 3-5 лет, Методические рекомендации, Часть 1 и 2, Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., 2012 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ

Ольга Бардюг
Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ

Карта обследования ребенка (с 3–4 лет младшая группа)

Год рождения ___

Откуда прибыл ___

Взят на учет ___

Домашний адрес ___

(где и кем работает) ___

(где и кем работает) ___

Беременность___ Протекание беременности ___ Роды ___ Протекание родов ___

Раннее физическое развитие:

Голову держит (1,5м.)___Сидит (6 м.)___ Ползает (6-7 м.)___Стоит (10- 11 м.) ___

Ходит (11-12 м.)___ Перес заболевания ___

Раннее речевое развитие

Гуление (2 м.)___ Лепет (4-6 м.) ___ Слова (к 1 г.)___ Фраза (1,5- 2 г.) ___

Прерывалось ли речевое развитие ребенка (причина) ___

Зрение ___ Слух ___

1. Вводная беседа:

Как тебя зовут? ___ Сколько тебе лет? ___ Ты мальчик или девочка?___

Как зовут маму?___ Где мама работает?___

Как зовут папу? ___ Где папа работает? ___

Где ты живешь? ___ С кем ты живешь?___

2. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности:

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

3. Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___

Зрительное восприятие: величина (большой — маленький)

Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___

Красный ___ Синий ___

Зеленый ___ Желтый ___

Геометрические формы (покажи)

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла___ Платье___ Чашка___

4. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

— Губы- (толстые, тонкие, расщелина, шрам)

— Зубы- (мелкие, редкие, кривые, отсутствуют)

— Прикус- (нормальный, прогения, прогнотия)

— Твердое небо- (высокое, готическое, плоское)

— язык- (массивный, маленький, короткий)

— уздечка- (нормальная, короткая, укороченная)

-Подвижность- (медленный, умеренный, быстрый)

5. Обследование фонематической стороны речи: (повторить)

Кукла плачет- А-А-А

Мышка пищит- И-И-И

Ребенок плачет- УА-УА-УА

Заблудились в лесу- АУ-АУ-АУ

Поезд гудит- У- У- У

Ослик кричит- ИА-ИА-ИА

Как голос подает?

А) Обследование звуко- слоговой структуры слов: (повторить)

Дом___ Вода ___ Бананы___ Кот___ Панама ___ Шар___

Вагоны ___ Снег___Дома___

Б) Обследование фонематической стороны речи (покажи)

Стол___ стул___ Папа___ баба___

Коса___ коза___ Киска___ миска___

6. Обследование понимания речи (покажи предметы, части)

Голова___ Руки ___ Ноги ___ Глаза___ Нос___ Рот___ Волосы ___

Ручка___ Крышка___ Носик___

Спинка ___ Сиденье ___Ножки ___

Понимание обобщающих слов (выбрать картинки по темам)

Игрушки ___ Посуда ___ Одежда ___

Понимание действий (покажи где)

Девочка спит___ Рисует___ Играет ___ Ест___ Моет___ Стоит___

Понимание форм единственного и множественного числа существительных

Мяч- мячи___ Машинка- машинки___ Кукла- куклы___ Кубик- кубики___

Понимание предложно- падежных конструкций (из, на, в)

Положи мяч в корзин___ Мяч на стол___ Достань из коробки мяч___

Понимание у/ласкательного суффикса существительных:

Дом___ домик___ Кукла___ куколка___ Машина___ машинка___ Мяч___ мячик___

7. Обследование экспрессивной речи:

Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)

Существительные (назвать 3-4 картинки по теме)

Глаголы (назвать действия по картинкам)

Моет посуду___ Спит ___ Бежит___ Ест___ Сидит___ Играет___

Словарь признаков (назвать признаки)

Помидор какой?- красный___ Шарик какой? синий___

Лимон какой? – желтый___ Огурец какой?- зеленый___

Мяч какой?- большой___ Мячик какой?- маленький___

Форма: (покажи такой же) ___ ___ ___

Арбуз какой? – сладкий___ Лимон какой?- кислый___

Именительный падеж единственное и множественное число (назвать)

Машина___ машинки___ Шар___ шары___ Кукла___ куклы___ Мяч___ мячи___

Винительный падеж единственное число (вижу кого)

Вижу мяч___ куклу___ машинку___ дом___ собаку___ стул___ Согласование прилагательных с существительным

Флажок какой? — красный___ Автобус какой?- синий___

Роза какая? – красная___ Сумка какая? – синяя___

Предложно- падежные конструкции

Мяч у мальчика___ Волк в клетке___ Котенок на окне___ Щенок под стулом ___

Существительные с у/ласкательным суффиксом (назови маленький предмет)

Машинка___ Мячик___ Домик___ Куколка___ Шарик___

9. Обследование связной речи (при наличии фразы)

«Кот лакает молоко»___

10. Заключение логопеда: ___

Список использованной литературы

1. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». Москва. «Просвещение». 1999.

2. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Москва. «Просвещение». 1986г.

3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

Анкета для родителей при поступлении ребенка в детский сад Анкета Для родителей при поступлении ребенка в д/с Часть 1: 1. Ребёнок: А) фамилия, имя: ___ Б) сколько лет,.

Анкета для родителей «Давайте познакомимся» Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.

Текст книги «Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет — Александра Артемьева»

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

А. В. Артемьева
Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет. Методическое пособие

© Артемьева А. В., текст, 2016

Мелкая моторика – тонкие движения кистей и пальцев рук – необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития общества.

Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

– в связи с развитием познавательных способностей;

– движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в раннем возрасте. Обследование различных предметов руками – условие познания ребенком предметного мира.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне. Проведенные М. М. Кольцовой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.

А. В. Запорожец говорил: «Чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении подлинно человеческой рукой, превратилась бы в “орудие орудий”, ребенок должен научиться использовать ее безграничные возможности, в соответствии с бесконечным многообразием окружающих условий. На этом пути одним из важнейших этапов является возникновение хватания видимого предмета».

Характерный признак произвольности движений, формирующихся в системе орудийных операций, – возможность постепенного отделения подобных движений от тех предметных условий, на почве которых они сложились.

П. Я. Гальперин впервые ввел четкое различие между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом действуют так, как и рукой; предмет становится как бы простым ее удлинением. Такие действия можно условно назвать ручными. Во втором случае рука подчиняется требованиям орудийных приемов. Ее движения перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия. П. Я. Гальперин наметил стадии овладения орудийными операциями:

– 1-я – повторение однотипных движений, «целенаправленные пробы». Дети настойчиво «охотятся» за одной какой-либо игрушкой;

– 2-я – подстерегание. Ребенок как бы «стережет» появление определенных положений орудия, хотя еще не владеет приемами;

– 3-я – навязчивое вмешательство. Ребенок делает активные попытки создать удачные положения предмета, активно и настойчиво вмешивается в процесс поисков;

– 4-я – объективная регуляция. Ребенок в своем поведении как бы руководствуется правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи.

Полученные в исследованиях П. Я. Гальперина факты показывают, как при переходе от «ручных» операций к «орудийным» в практической деятельности ребенка зарождаются интеллектуальные реакции, наглядно-действенное мышление в его наиболее простых и первичных формах.

Основной путь в овладении предметной деятельностью – совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой последний постепенно передает ребенку общественно выработанные способы употребления предметов.

Взрослый организует действия ребенка, а затем поощряет их и контролирует ход формирования этих действий. Смысловой центр ситуации, в которой усваиваются предметные действия, – взрослый и совместная деятельность с ним; действие должно производиться так, как показал взрослый. Именно на этой основе своеобразно ритуализируется порядок выполнения действий, в процессе которых их образец реализуется и производит постоянное подравнивание под образец. Ребенок сначала выделяет на основе показанного ему образца действия общую функцию предмета, лишь затем начинает осваивать операционально-технический состав действия внутри образца. Таким образом, отдельные движения не просто приспосабливаются к орудию, а включаются в заданную схему действия.

Иными словами, процесс овладения предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образца этого действия, носителем которого выступает взрослый.

Существуют разные способы освоения движения: метод пассивных движений, подражание, прямое обучение, обучение по словесной инструкции, метод самостоятельных проб.

Наиболее эффективные способы освоения движений в дошкольном возрасте – методы подражания и пассивных движений.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение движений, действий другого человека. Дошкольники посредством подражания усваивают предметные действия. К началу второго года жизни наблюдается подражание, которое зависит от характера самого действия.

В развитии подражания существенную роль играет речь, вторая сигнальная система, однако специфическая особенность рассматриваемого процесса – наличие наглядного имитационного образа действий другого лица, которыми подражающий руководствуется в своих действиях. Подражание занимает как бы промежуточное место между более простыми способами усвоения чужого опыта, осуществляемыми без посредства имитационного образа. Оно отсутствует у новорожденного и появляется лишь у младших дошкольников. На протяжении детства подражание постепенно отступает на задний план и приобретает второстепенное, вспомогательное значение.

На ранних ступенях развития детей основное значение приобретает метод пассивных движений, поскольку у младенцев 3–4 мес. образовать временны́е связи с помощью подражания невозможно, а данный метод дает положительные результаты. В 4–6 лет подражание более эффективно, чем у малышей, но еще используется дополнительно метод пассивных движений.

Читайте так же:  Стихотворение лермонтова завещание анализ

В зависимости от сложности стоящих перед ребенком задач некоторые элементарные навыки вырабатываются быстрее путем подражания, чем методом пассивных движений.

Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти руки и пальцев: чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять разнообразные бытовые действия. Важно развитие мелкой моторики и для личностного развития ребенка. Владея рукой, дети становятся более самостоятельными, автономными и независимыми от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Движение рук в дошкольном возрасте развивается постепенно: на начальном этапе появляются ощупывающие движения, далее возникает акт хватания, и уже после начинают складываться повторные и цепные движения.

Характер ориентировочно-исследовательской деятельности изменяется в процессе онтогенеза и на разных генетических ступенях в образовании двигательных навыков.

При выполнении различных упражнений кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 3–5 лет

Для диагностики развития мелкой моторики у детей была разработана схема обследования на основе книги Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» (М., 2001).

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 3–4 лет

Диагностика исследования мелкой моторики проводится в три этапа.

Этап 1. Выявление кинетического праксиса

На этом этапе выполняется ряд упражнений (после показа взрослого). При выполнении сложных упражнений взрослый сначала помогает ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее воспитанник действует самостоятельно.

Упражнения для диагностики кинетического праксиса

Ладонь вверх, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони.

Четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – соединить, а большой палец опустить, тыльная сторона ладони повернута к себе.

Вытянуть вверх три расставленных врозь пальца (указательный, средний и безымянный), большой палец удерживает мизинец на ладони.

Упражнения выполняются по очереди каждой рукой.

Результаты оцениваются по трехбалльной системе (для каждой руки отдельно). Затем результаты по каждой руке складываются и делятся на два (средний балл за выполнение движения).

Этап 2. Определение графического навыка

• оценка умения правильно держать карандаш.

• определение четкости линии (задание «Проведи дорожку»: линия с нажимом, без нажима, тонкая, прерывистая, широкая, ломаная и т. п.).

Этап 3. Определение развития уровня координации рук и глаз

• Смена движений рук: менять ладонь – рука – кулак.

• Выкладывание рисунка из счетных палочек по образцу.

Диагностика проводится в индивидуальном порядке, все задания показывает педагог, а затем их выполняет ребенок. Оценка проводится по трехбалльной системе:

1 балл – ребенок не справился с заданием;

2 балла – справился с заданием при помощи взрослого;

3 балла – справился с заданием самостоятельно.

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 4–5 лет

Диагностика проводится в три этапа.

Этап 1. Выявление уровня развития кинетического праксиса

Для выявления уровня развития кинетического праксиса используется тест на определение лишних движений. В ходе тестирования у ребенка включаются не нужные для данного задания движения мышц, т. е. возникают так называемые синкинезии. Таким образом, видно, насколько движения руки дифференцированы.

Условия проведения теста

На листе бумаги обрисовываются ладони ребенка. Далее педагог просит воспитанника поднять один палец, при выявлении лишних движений руки на листе ставятся отметки.

Начинать тест следует с правой руки, при этом нужно соблюдать такую последовательность движений: 5–1–2–4–3 (где 1 – большой палец, а 2 – указательный и т. д.).

• Подсчитывается количество отметок на каждой руке.

• Складывается полученный результат.

• Проводится оценка уровня развития кинетического праксиса:

– низкий уровень – 1 балл (свыше 9 лишних движений);

– средний уровень – 2 балла (6–8 лишних движений);

– высокий уровень – 3 балла (меньше 5 лишних движений).

Этап 2. Выявление графического навыка

Тест проводится при помощи раскрашивания картинки цветными карандашами.

Критерии в оценке графического навыка:

– умение правильно держать карандаш;

– не заходить за линии контура;

– раскрашивать в одном направлении, при необходимости менять его;

– степень нажима на карандаш;

– уровень напряжения руки и пальцев.

Оценка уровня развития графического навыка:

– низкий уровень – 1 балл (ребенок не может справиться с заданием);

– средний уровень – 2 балла (ребенок раскрашивает в хаотичном направлении, заходит за контур, кисть руки напряжена, зажата);

– высокий уровень – 3 балла (ребенок равномерно раскрашивает рисунок, рука движется свободно, кисть не напряжена).

Этап 3. Определение развития уровня координации рук и глаз

Для проведения тестирования необходим образец выкладывания рисунка из счетных палочек. Ребенку предлагается узнать, что нарисовано на картинке, и при помощи счетных палочек выложить такой же рисунок самостоятельно.

– низкий уровень – 1 балл (ребенок не может справиться с заданием);

– средний уровень – 2 балла (ребенок выполняет задание, не соотнося при этом свою работу с образцом);

– высокий уровень – 3 балла (ребенок справляется с заданием полностью).

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики

Детям 3–5 лет доступны энергичные движения кистями рук («месить тесто», «забивать гвозди»). Они составляют простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); из пальцев одной руки (зайчик, коза); могут выполнять согласованные действия двумя руками (домик, ворота), учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой.

Игры подбираются так, чтобы упражнения были направлены на развитие не только всех пальцев сразу, но и каждого в отдельности. В играх должны чередоваться сжатие, расслабление и растяжение кисти руки.

Перед игрой с детьми обсуждается ее содержание, отрабатываются необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

При разучивании все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются 3–5 раз. Выполняя упражнение вместе с детьми, педагог обязательно должен продемонстрировать собственную увлеченность игрой. Необходимо следить за правильной постановкой кисти, точным переключением с одного движения на другое.

В процессе работы с детьми 3–5 лет следует добиваться, чтобы все упражнения приносили радость, выполнялись легко, без чрезмерного напряжения мышц рук. Все указания даются спокойным доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь. При повторном проведении игры дошкольники нередко частично начинают произносить текст, постепенно разучивают его наизусть, произносят целиком, соотнося слова с движением.

Комплексные занятия рекомендуется проводить во второй половине дня, после дневного сна, или интегрировать с основной образовательной программой дошкольного воспитания в разделах «изобразительная деятельность» или «ознакомление с окружающим миром». Для повторения и закрепления отдельные упражнения программы рекомендуется использовать в течение дня: в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах (утреннее время, на прогулке и т. п.).

Задачи предлагаемых занятий:

– создавать условия для развития мелкой моторики у дошкольников;

– развивать познавательные процессы, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, речь;

– формировать умение производить точные движения кистью и пальцами рук;

– развивать координацию, психические процессы (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие).

Формы проведения занятий могут быть различными и зависеть от условий реализации: групповая, подгрупповая (3–4 ребенка) и индивидуальная.

Занятия по развитию мелкой моторики с элементами изодеятельности

Осенние листочки

– развивать мелкую моторику, используя технику обрывной аппликации, координацию движений;

– учить расслаблять и напрягать мышцы рук, развивать подвижность суставов, определять листья по изображениям контуров;

– формировать умение передавать увиденное в природе посредством художественного творчества.

Оборудование: основа для аппликации, полоски цветной бумаги (коричневой, желтой, оранжевой, красной), картинка с изображением осеннего дерева, корзины, листья из бумаги или настоящие осенние.

Четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки дети надавливают на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.

Игровое упражнение «Собери листочки»

Педагог обращает внимание детей на листочки, разложенные на полу, и просит аккуратно (двумя пальчиками) собрать их в корзинку.

Динамическое упражнение «Мы листики осенние»

Обрывная аппликация «Осеннее дерево»

Педагог показывает детям картинку с изображением осеннего дерева и обращает внимание на красивые цвета на картине, строение дерева: ствол, ветви, листья. Затем показывает, как из полосок бумаги сделать ствол, ветви и листики, уточняет правила наклеивания аппликации.

– развивать мелкую моторику, используя умения расслаблять и напрягать мышцы рук, подвижность суставов, координацию движений;

– учить пользоваться ножницами;

– закреплять навык использования ниток для аппликации.

Оборудование: массажный мяч, основа голубого цвета с изображением ствола дерева, желтые, оранжевые нитки, ножницы, клей ПВА.

Массажный мяч находится между ладонями ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Дети делают массажные движения, катая мяч вперед-назад.

Пальчиковая игра «Осень»

Аппликация «Украсим осеннее дерево»

Педагог показывает детям основу для аппликации, обращает их внимание на ствол и ветви деревьев. Предлагает украсить осеннее дерево. Нужно нарезать на маленькие кусочки желтые и красные нитки, перемешать их, нанести клей на ветки дерева. Затем, сложив пальцы «щепоткой», насыпать нитки на ветки дерева, пальцами слегка прижать их. Стряхнуть лишние нитки на тарелочку.

– развивать мелкую моторику, используя технику аппликации; координацию движений;

– закреплять навык пользования ножницами;

– учить выполнять движения в соответствии с текстом. Оборудование: муляжи грибов, коричневые, желтые, оранжевые нитки, ножницы, клей, контурное изображение гриба.

Дети «пробегают» пальцами правой руки по левой, пальцами левой рукой – по правой.

Игровое задание «Собери грибочки»

Педагог обращает внимание детей на муляжи грибов и предлагает собрать их в корзинку.

Пальчиковая игра «Грибы»

Аппликация «Грибок»

Педагог показывает контурное изображение гриба и предлагает раскрасить его. Дети высказывают предположения, как это можно сделать. Педагог предлагает украсить гриб при помощи ниток. Нужно разрезать нитки на маленькие кусочки, нанести клей на поверхность основы и приклеить их.

– развивать мелкую моторику (формировать умение ориентироваться на бумаге, передавать увиденное в природе посредством художественного творчества, расслаблять и напрягать мышцы рук), подвижность суставов, общую координацию движений;

– учить выполнять действия в соответствии с текстом.

Оборудование: красная гуашь, карандаши, листы бумаги с изображением веточек.

Дети катают карандаш по столу сначала одной, потом другой ладонью.

Карандаш я покачу
Вправо-влево, как хочу.

Динамическое упражнение «Облака бегут по небу»

Рисование пальцами «Веточка рябины»

Детям раздают листы бумаги с изображением веточек. При помощи пальцев они рисуют ягоды рябины (делают отпечатки).

– развивать мелкую моторику;

– активизировать движения пальцев рук;

– формировать исследовательские действия, координацию движений;

– формировать положительный настрой во время занятий.

Оборудование: красный и зеленый пластилин, стека, муляжи овощей, мешочек.

Дети сжимают кулак, а затем резко разжимают его.

Крепко пальчики сожмем,
После резко разожмем.

Педагог вносит корзину с муляжами овощей.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Педагог складывает муляжи овощей в мешочек. Дети опускают в него руку, берут овощ и отгадывают, что они взяли.

Пальчиковая гимнастика «В огороде у Федоры»

Во время чтения стихотворения дети поочередно загибают пальцы.

В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры.
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две грядки картошки.
Раз, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.

Игра «Что спряталось в комочке»

Педагог раздает детям квадратные листы бумаги (6×6 см) с контурным изображением овощей, смятые комочки. Задача – развернуть комочек и назвать, что изображено.

Лепка овощей и фруктов

Педагог обращает внимание детей на столы, на которых расположены доски для лепки и кусочки пластилина. Предлагает слепить из красного пластилина помидор (прием – раскатывание шара в ладонях), из зеленого – огурец (прием – раскатывание «колбаски» в ладонях).

Я по садику гуляла

– развивать мелкую моторику, используя технику аппликации: закреплять умения аккуратно наклеивать, равномерно заполнять лист;

– учить узнавать фрукты по контуру;

– развивать внимательность, наблюдательность, закреплять знания о форме и цвете;

– развивать общую координацию движений;

– учить детей двигаться соответственно тексту.

Оборудование: изображения фруктов, клей, картон, круглый лист бумаги, контуры фруктов.

Большим и указательным пальцами одной руки дети массируют (растирают) каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

Игра «Что спряталось в комочке»

Детям раздают листы бумаги (6×6 см) с контурным изображением фруктов, сложенные в комочки. Задача – развернуть бумагу и сказать, что изображено.

Динамическое упражнение «Яблоки»

Аппликация «Собери фрукты»

Детям предлагается круглый лист бумаги («тарелка») и контуры фруктов. Необходимо наклеить фрукты на лист.

– развивать мелкую моторику, используя умения выставлять по очереди пальцы правой и левой руки, воспроизводить движения в соответствии с текстом, изображать художественными средствами впечатления, полученные в природе;

– формировать положительный настрой к занятиям;

– учить катать шарики и прижимать их пальцами.

Оборудование: белый пластилин, бумага, синий картон.

Дети сцепляют переплетенные пальцы «в замок» и подносят их к груди. Пауза. Упражнение повторить.

Пальчиковая игра «Зима»

Упражнение «Лепим снежки»

Дети по показу педагога делают из бумаги комочки и бросают их в цель.

Аппликация пластилином «Первый снег»

Педагог показывает детям синий картон и предлагает из пластилина сделать снежок. От большого куска отщипываются небольшие кусочки, из них делаются шарики, которые прижимаются к основе.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента ООО «ЛитРес».

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Методическое пособие «Диагностика игровых умений у детей дошкольного возраста»

Столичный учебный центр
г. Москва

ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА

Учебно- методическое пособие

Николаевский-на-Амуре педагогический колледж коренных малочисленных народов Севера-филиал краевого государственно бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Сост. Т.А. Криволесова

ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА

Учебно- методическое пособие

Печатается по решению научно-методического Совета

Николаевского-на-Амуре педагогического колледжа КМНС – филиала КГБОУ СПО ХПК

Рецензент: Сальникова Т.Г., методист НнАПК КМНС

– филиала КГБОУ СПО ХПК

Диагностика игровых умений дошкольника: учебно-методическое пособие/ Сост. Т.А. Криволесова — Николаевск-на-Амуре: Изд-во НнАПК КМНС филиала КГБОУ СПО ХПК , 2013.

В предлагаемом учебно-методическом пособии изложены методики изучения формирования игровых умений у детей в возрасте от 2 до 7 лет. Пособие соответствует требованиям Государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050144 «Дошкольное образование»- ПМ 2 «Организация различных видов деятельности и общения детей», МДК 02.01 «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста».

Материалы пособия предназначены для студентов педагогических ссузов очной и заочной форм обучения. Они также могут представлять интерес для педагогов дошкольных образовательных организаций.

Издательство НнАПК КМНС — филиала КГБОУ СПО ХПК, 2013

Читайте так же:  Оформить кредит в открытие банке

Раздел 1. Критерии и показатели оценки игровой деятельности детей . 10

Игровые умения как критерий оценки игровой деятельности дошкольника. 10

Показатели уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста (1,5–3 года) (ТН.Доронова). 12

Показатели уровня развития игровых умений у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) (ТН.Доронова). 13

Показатели уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) (ТН.Доронова). 15

Критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста. 16

Раздел 2. Диагностика игровых умений ребенка в процессе педагогического руководства и самостоятельной игровой деятельности. 18

Изучение уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста . 18

Изучение умения воспроизводить последовательность действий в игре (2-3 года). 24

Беседа «Изучение игровых предпочтений». 25

Наблюдение особенностей самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей ( 2-7 лет). 25

Эксперимент «Игровая комната» (5-7 лет). 29

Наблюдение сформированности игровых умений у дошкольников. 30

Наблюдение выполнение роли в игре. 32

Ролевые и реальные взаимоотношения в игре. 33

Раздел 3. Диагностика игры дошкольника в условиях семьи. 35

Анкетный опрос «Во что и как играют дети дома». 35

Тест «Место игры в семейном воспитании». 36

Анкетный опрос «Инициатива взрослого в игровом общении с ребенком». 39

Список литературы ……. 40

Образовательные стандарты третьего поколения ставят перед педагогами профессионального образования новые сложные задачи. При их выполнении педагоги ссузов в первую очередь сталкиваются с проблемой методического обеспечения новых дисциплин. Одной из таких дисциплин у студентов, обучающихся по специальности 050144 «Дошкольное образование», является дисциплина «Теоретические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста и методика их организации».

Данное учебное пособие разработано на основе программы данной дисциплины в соответствии с государственным образовательным стандартом СПО по специальности 050144 «Дошкольное образование» (профессиональный модуль 2 «Организация различных видов деятельности и общения детей», МДК 02.01 «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»).

Наиболее известными учебными изданиями в области игры дошкольников («Дошкольная педагогика» С.А.Козловой С.А. и Т.А Куликовой; «Организация сюжетной игры в детском саду» Е.Е.Кравцовой, Н.Я. Михайленко, Короткова Н.А.), «Игра дошкольника» (под. ред. С.Л. Новоселовой; «Как играть с ребенком» Н.Я. Михайленко, Н.А.Коротковой и др.) раскрываются преимущественно вопросы теории и методики игровой деятельности. Но при этом не уделяется внимания такому важном вопросу, как диагностика игровых умений дошкольника.

В то же время в ходе лаборатоно-практических занятий ( 2 курс), производственной практики (2,3 курс), а также при проведении исследовательских работ в рамках ВКР (4 курс) студенты испытывают затруднение в подборе диагностического инструментария, позволяющего изучить игровые умения детей.

Поэтому целью данного пособия стало удовлетворение образовательных потребностей студентов педагогических ссузов и педагогов ДОО по изучению игровых умений дошкольников.

Предлагаемые способы и содержание диагностических методик определяются пониманием сущности игровых умений. Под ними обычно понимаются совокупность освоенных способов игровой деятельности: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь, выстроить ролевые и реальные взаимоотношения с партнерами по игре.

Как подчеркивает Н.Я Михайленко и Н.А Короткова в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

Данное пособие позволяет провести диагностику игровых умений как в процессе руководства воспитателя, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Кроме этого в перечень методик включены анкетные опросы родителей, позволяющие получить представление об особенностях игры ребенка в условиях семьи.

Для изучения умения воспроизводить последовательность действий в игре, игровых предпочтений, уровня сформированности игровых умений и уровня притязаний в игре, особенностей самостоятельной сюжетно-ролевой игры, развития нравственных качеств в игре, оценки игровых навыков, выполнения роли в игре, игровых и реальных взаимоотношений предлагается комплекс методик, объединенных в раздел, условно названный «Игра дошкольников в детском саду ».

Другой раздел — «Игра дошкольников в семье » — содержит методики, направленные на исследование сюжетов и содержания игровой деятельности детей дома, места игры в семейном воспитании, инициативы взрослого в игровом общении с ребенком.

Для диагностики нет необходимости использовать абсолютно все представленные методики. Вместе с тем следует учитывать, что лишь использование комплекса методик может дать целостное и полное представление об изучаемом предмете.

Как определяет ФГОС дошкольного образования, специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры ФГОС и ФГТ к социальным и психологическим характеристикам личности ребёнка предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования:

-ребёнок владеет разными формами и видами игры;

-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам ,

— умеет различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную.

Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников . Предлагаемый нами комплекс позволит воспитателю грамотно планировать и проводить индивидуальную работу с каждым ребенком.

Раздел 1. Критерии оценки игровой деятельности детей

Игровые умения как критерий оценки игровой деятельности дошкольника

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Само по себе тематическое содержание не может служить критерием уровня игры. К примеру, трехлетний ребенок может играть в «космонавта», повторяя два-три игровых действия: надевает шлем, садится в «ракету» и крутит штурвал. А шестилетние дети могут играть в «дочки—матери», развертывая ролевые диалоги, переходя от «обеда» к посещению цирка (став на минутку уже не «мамой» и «дочкой», а цирковыми артистами), а затем к путешествию на море и т. п. В этом случае, если ориентироваться только на тематику, наше суждение об уровне игры детей будет превратным, поверхностным — ведь, конечно же, как таковая, тема «Космос» сложнее, чем тема «Семья».

Дело в том, что сюжетная игра, независимо от темы (или на одну и ту же тему), в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде — как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном — как последовательность разнообразных событий. Эти усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей все более сложных игровых умений. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать, и тем больше у него свободы в самореализации

Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения — преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события) . Детям, свободно владеющим различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры (как это принято считать), а показатель ее высокого уровня.

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» — «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п.), а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая в контакт со сверстниками в небольших игровых объединениях.

На основе многочисленных исследований установлено, что в возрастном диапазоне 1,5—3 года ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками.

В 3-5 лет –может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником.

В 5-7 лет развертывать в игре разнообразные последовательности событий , комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров- сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия. Однако высокий уровень игры может быть не достигнут, если у ребенка не будет возможности своевременно овладевать постепенно усложняющимися игровыми умениями [2].

Показатели уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста (1,5 – 3 года)

Игровые действия разнообразны. Ребёнок отражает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий. Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия и речь воспитателя. Принимает предложения к использованию в игре предметов – заместителей, пользуется ими в игре. В играх – имитациях выразительно передаёт игровой образ. С интересом наблюдает за игровыми действиями других детей, включается в игру со сверстником, но испытывает трудности в согласовании игровых действий.

Ребёнок отражает в играх разные сюжеты. Самостоятельно пользуется предметами – заместителями. Называет свою игровую роль и игровые действия. В игре с воспитателем входит в игровую ситуацию, проявляет игровую инициативу, с интересом включается в игровой диалог. В индивидуальной игре много говорит вслух, меняет интонацию голоса. Охотно общается с детьми и выступает с предложениями по поводу игр. Называет любимые игры. Хорошо ориентируется в правилах знакомых игр.

Показатели уровня развития игровых умений у детей среднего дошкольного возраста ( 4 – 5 лет)

Ребёнок тяготеет к однообразным элементарным игровым сюжетам, затрудняется самостоятельно придумать новый вариант сюжета или новые игровые действия. В общей игре вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками. В игре с воспитателем проявляет интерес к его игровым действиям, но испытывает трудности в ролевом диалоге. В играх с правилами путает последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала. Затрудняется назвать любимые игры.

Ребёнок накапливает игровой опыт. Воспроизводит разные сюжеты. В игровом сюжете отражает ряд сюжетных логических эпизодов. Называет себя в игровой роли, проявляет интерес к игровому взаимодействию. В одной и той же игре может исполнят разные роли.

В игровой обстановке использует реальные предметы и их заместители. Сохраняет доброжелательные отношения к партнёрам по игре. Знает несколько подвижных игр и хороводов.

В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу, иногда нарушает правила (слабый самоконтроль).

Ребёнок самостоятельно играет в разнообразные игры. Охотно отвечает на вопросы о любимых игрушках. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей и ролей. Проявляет творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета. Внимателен к выполнению правил другими играющими, отстаивает их выполнение. Отражает в играх содержание литературных произведений. Активен в ролевом диалоге, любит игры познавательного содержания с элементами соревнования. Знает разные игры: подвижные, хороводные, настольно-печатные, словесные и пр.

Показатели уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)

Игры однообразны. Ребёнок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных действиях с игрушками. Ролевой репертуар беден. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по изменению сюжета принимает, но затрудняется в изменении своих функций. Часто оставляет общую игру до её завершения. Знает мало игр, затрудняется в объяснении правил, увлекаясь процессом игры. Возможности саморегуляции с позиции игровых правил снижены

Ребёнок охотно участвует в играх. Разворачивает различные сюжеты. Игрушки и предметы подбирает в соответствие с ролью. Участвует в создании игровой обстановки. Называет роль и роли других участников игры. Действует в принятой роли, пытается передать не только систему действий, но и характер игрового персонажа. Участвует в совместном сюжетосложе-нии игр по мотивам знакомых сказок. По предложению воспитателя использует общепринятые способы распределения ролей в случае споров (считалки, очерёдность).

У ребёнка разнообразные игровые интересы. В играх он проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в игре. Придумывает игры 2с продолжением», активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах.

Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в играх как на ведущих, так и на других ролях. Знает много подвижных и других игр. В играх с готовым содержанием правил, контролирует действия других играющих, охотно знакомит детей с играми. Объясняет показывает им игровые действия. Придумывает новые варианты игр, действуя по аналогии с известными.

Критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Исходя из структуры игры, предложенной Д. Б. Элькониным можно выделить следующие критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (Таблица 1).

Критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Умение предложить замысел игры;

Умение развить замысел по ходу игры;

Умение создать предметно-игровую обстановку (использование атрибутов, предметов-заместителей).

Умение выбрать сюжет.

Обозначение роли словом;

Направление ролью поведения ребенка;

Соответствие содержания роли реальному поведению персонажа;

Взаимосвязанность ролевых функций детей

4. Ролевые действия

Умение согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре;

Умение соотносить ролевые действия характеру персонажа .

Умение строить ролевой диалог.

Умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.

Раздел 2. Диагностика игровых умений ребенка в процессе педагогического руководства и самостоятельной игровой деятельности

Изучение уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с данными таблицы 1 мы предлагаем описание уровней сформированности игровых умений (Таблица 2). В ходе наблюдения за игровой деятельностью детей по каждому критерию ребенку присваивается определенное количество баллов. Общая сумма баллов позволит определить общий уровень развития игровых умений:

— высокий уровень –13-15 баллов;

— средний уровень – 8-12 баллов;

— низкий уровень – 7 и меньше баллов.

Низкий уровень –1 балл

Отсутствие подготовительного этапа игры (игра «с ходу»). Толчок к игре – игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.

Средний уровень – 2 балла

В структуре игры выделяется подготовительный период: дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета. Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Активно используют предметы-заместители.

Высокий уровень – 3 балла

В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей . У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстанов­ки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.

Читайте так же:  Договор на подрядные работы по электрике

Низкий уровень –1 балл

Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку»). Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудня­ется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета.

Средний уровень – 2 балла

Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры.

Высокий уровень – 3 балла

Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандарт­ные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов . Основное содержание игры — действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, свя­занных с выполнением роли.

Низкий уровень –1 балл

Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней.

Средний уровень – 2 балла

Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.

Высокий уровень – 3 балла

Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ребенок свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.

4. Ролевые действия

Низкий уровень –1 балл

Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие дейст­вия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны де­тей.

Средний уровень – 2 балла

Действия становятся разнообразными. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа.

Высокий уровень – 3 балла

Действия разнообразны и отражают богатство действий лица, изоб­ражаемого ребенком. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры. Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается.

Низкий уровень –1 балл

Присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком.

Средний уровень – 2 балла

Специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и внеролевая речь.

Высокий уровень – 3 балла

Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью гово­рящего, и ролью того, к кому она обращена.

Высокий уровень (13-15 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что перед началом игры ребенок продумывает замысел игры, выбирает тему игры, принимает активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, в распределении ролей .

У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстанов­ки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры. Ребенок предлагает для игры с южеты с использованием мотивов знакомых сказок или нестандарт­ные сюжеты на основе личных впечатлений, т.е. ему присуще творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов .

Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, свя­занных с выполнением роли.

Роль, которую выполняет ребенок, ясно очерчена и выделена. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль, он свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета. Игровые д ействия ребенка очень разнообразны и отражают богатство действий лица (персонажа), изображаемого ребенком в игре.

Ясно выделены игровые действия, направленные к разным персонажам игры, они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику или логику сюжета произведения (сказки). Нарушение логики действий и правил ребенком категорически отвергается.

Речь ребенка носит активный ролевой характер, определяемый и ролью гово­рящего, и ролью того, к кому она обращена.

Средний уровень (8-12 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок договаривается о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета. Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью.

В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержание игры – выполнение вытекающих из роли игровых действий.

У ребенка фиксируется наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры. Выбранная ребенком р оль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа. Для ребенка характерна с пецифическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, параллельно присутствует и внеролевая речь – общение с другими детьми не по сюжету игры.

Низкий уровень (7 баллов и меньше) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок начинает играть «с ходу», нет подготовительного этапа игры. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку», шофер ездит на машине туда-сюда и т.п.).

Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудня­ется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней.

Игровые действия ребенка однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие дейст­вия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны де­тей.

Ролевая речь не представлена, присутствуют отдельные реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой и отдельные внеролевые диалоги с детьми, играющими рядом с ребенком.

Изучение умения воспроизводить последовательность действий в игре (2-3 года)

Подготовка : игровое оборудование для кормления кукол.

Диагностика проводится индивидуально с детьми 2-3 лет. Серии проводятся с одними и теми же детьми с интервалом в 2-3 дня.

1 серия: воспитатель показывает ребенку куклу, говорит, что она хочет есть, предлагает ее накормить.

2 серия: воспитатель кормит куклу, а ребенку помогает накормить другую.

3 серия: воспитатель показывает ребенку развернутые игровые действия /готовит обед, раскладывет его по тарелкам и кормит куклу сначала первым блюдом, потом вторым и третьим/. Затем предлагает ребенку покормить куклу.

4 серия: аналогична 3, но воспитатель подробно объясняет их. Затем предлагает ребенку накормить куклу.

5 серия: воспитатель берет куклу, другую дает ребенку и предлагает их накормить, т.е. он действует параллельно с ребенком.

Обработка данных: анализируют умение детей последовательно воспроизводить действия, использовать в игре игрушки и игровые предметы, называние их словом, наличие речи, обращенной к кукле, внесение в игру нового, обращение ко взрослому, умение использовать в игре отсутствующие предметы /в тарелке суп, в чашке компот.

Беседа «Изучение игровых предпочтений»

Проводится в форме индивидуальной беседы.

Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?

В какие игры ты играешь? В какие игры ты больше всего любишь играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?

Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх? Почему? Что бы ты хотел делать в играх?

Кем ты бываешь в играх? Почему? Кем бы ты хотел быть в играх?

Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как бы ты с ними играл?

С кем ты чаще всего играешь и почему?

Обработка данных . Ответы детей сопоставляют с наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками.

Наблюдение особенностей самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей ( 2-7 лет)

Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет проводят в естественных условиях

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

— как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстников, возникает по инициативе самого ребенка);

— обсуждает ли замысел игры с партнером, учитывает ли их точку зрения;

— насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры;

— статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре;

— умеет лит сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложит ее другим детям.

— что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми);

— насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

— насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество;

— какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету;

— сколько событий ребенок объединяет в один сюжет;

— насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет;

— как проявляет умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры;

— каковы источники сюжетов игры.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре:

— обозначает ли выполняемую роль словом и когда /до игры или во время игры/;

— какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика);

— каковы отличительные особенности ролевого диалога /отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушкам, реальному или воображаемому партнеру/;

— передает ли и какие характерные особенности персонажа;

— как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные, второстепенные. Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли;

— что предпочитает: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость, характер взаимоотношений;

— есть ли любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

Игровые действия и игровые предметы:

— использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы заместители и преобразует их для использования в игре;

— дает ли словесное обозначение предметам заместителям, насколько легко это делает;

— кто является инициатором выбора предмета-заместителя;

— использует ли в игре образные предметы и игрушки. Как часто. Есть ли любимые игрушки?;

— характеристика игровых действий: степень обобщенности.

— выполняют ли правила функцию регулятора игры. Осознается ли правило ребенком;

— как соотносит ребенок выполнение правил со взятой на себя ролью;

— следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре;

— как относится к замечаниям партнера по поводу выполнения правил.

Достижение результата игры

Конфликты в игре:

— по поводу чего возникают;

— готовит игровую среду заранее или подбирает игрушки в ходе игры;

— использует ли предложенную игровую среду.

Роль взрослого в руководстве игрой:

— как часто обращается ребенок к взрослому;

— предлагает ли поиграть.

Эксперимент «Игровая комната» (5-7 лет)

Она направлена на выявление особенностей общения детей в процессе игровой деятельности

Инструкция. «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры и игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней все, что хочешь. Но есть два условия. Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И еще: все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам».

Затем ребенку задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?» (Важно уточнить имена детей, их возраст). После этого ребенку говорят: «Вот теперь вы пришли в волшебную комнату, что ты предложишь там делать?»

После ответа ребенка следует уточнить, как будет проходить игра, что дети будут делать. Затем экспериментатор продолжает: «Хорошо, все поиграли, а потом сказали, что им это все надоело, и они не будут в это больше играть. Что ты дальше предложишь?» Обсуждается второе предложение ребенка, после чего взрослый просит предложить еще что-нибудь делать.

После того, как ребенок сделал третье предложение, ему говорят: «Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?»

В заключение ребенку необходимо сказать, что он очень хорошо все придумал, и волшебник, наверное, еще пригласит его в свой замок.

При анализе данных, полученных с использованием этой методики, могут рассматриваться следующие параметры:

инициатива и позиция в общении,

развитие игровых навыков, способы разрешения конфликтной ситуации.

Необходимо помнить, что результаты, полученные с помощью любых проективных методов, не всегда прямо и однозначно соотносятся с особенностями общения и взаимодействия детей. Методика позволяет только выстроить гипотезы о таких особенностях, которые нуждаются в проверке с помощью других методик, и наблюдения за реальным поведением детей.

Наблюдение сформированности игровых умений у дошкольников

Другие статьи:

  • Механик квалификационные требования Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) Настоящий квалификационный справочник должностей дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей […]
  • Требования к визе польши Требования к фото на визу в Польшу за 2019 год - ФотоВиза Главная Разделитель 8 Фото на документы Требования к фото Требования к фото на визу в Польшу за 2019 год Для получения визы в Польшу необходимо предоставить одну цветную фотографию, которая […]
  • Фотография 3х4 требования Фотография 3х4 требования Отзывы пользователей Отличная программа для печати фото на документы! Очень удобная разметка фотографии, красивый интерфейс - всё, что нужно. Замена одежды на фото работает просто здорово. Николай Бирюков , г. Москва Я пробовал разные […]
  • Госпошлина рэп РЭП ОГИБДД УВД по Пушкинскому муниципальному району РЭП ОГИБДД МУ МВД РОССИИ "ПУШКИНСКОЕ" Регистрация транспорта физических лиц: (496) 532-66-75, (495) 993-55-94 Регистрация транспорта юридических лиц: (496) 532-05-07 Приём экзаменов, выдача, замена в/у: (495) […]
  • Как оформить загранпаспорт казань Оформление заграничного паспорта Заграничный паспорт старого образца Срок действия заграничных паспортов старого образца - 5 лет. Документы, необходимые для оформления загранпаспорта старого образца российский паспорт и его ксерокопия; старый загранпаспорт […]
  • 458-фз полномочия субъектов Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений […]
  • Требования пожарной безопасности в снт Пожарные требования к садовым товариществам (Нормы пожарной безопасности в СНТ) 1. Организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным Администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки […]