Полномочия федерации профсоюзов

Статья 231. Полномочия профсоюзных органов при осуществлении ими контроля за соблюдением законодательства о труде и за жилищно-бытовым обслуживанием работников

Для осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде, правил

по охране труда, за выполнением коллективных договоров и за жилищно-бытовым

обслуживанием работников члены соответствующих выборных профсоюзных органов

предприятий, учреждений, организаций и вышестоящих профсоюзных органов, а

также другие правомочные представители этих органов имеют право:

беспрепятственно посещать и осматривать цеха, отделы, мастерские и другие

места работы на предприятии, в учреждении, организации;

требовать от администрации предприятия, учреждения, организации соответствующие

документы, сведения и объяснения, а также проверять расчеты по заработной

проверять работу предприятий торговли и общественного питания, а также

работу поликлиник, детских яслей и садов, общежитий, бань и других коммунально-бытовых

предприятий, обслуживающих работников данного предприятия, учреждения, организации.

Профсоюзные органы в случае необходимости вносят в соответствующие организации

предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности руководящих работников,

которые нарушают законодательство о труде и правила по охране труда. Эти организации

обязаны в месячный срок сообщить профсоюзному органу о принятых мерах (в ред.

Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 г. — Ведомости

Верховного Совета РСФСР, 1982, N 47, ст. 1725).

Комментарий к статье 231 КЗоТ РФ

§1. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах,

их правах и гарантиях деятельности», закрепив за профсоюзами право на беспрепятственное

посещение мест работы для реализации своих уставных задач и предоставленных

прав, внес вместе с тем в ст. 231 КЗоТ коррективы.

В п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. сказано, что профсоюзные

представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места,

где работают члены соответствующих профсоюзов.

В п. 3 ст. 19 того же Закона предусмотрено, что профсоюзные инспектора

труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности

и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза для проведения

проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах,

а также выполнения работодателем условий коллективного договора, соглашения.

В целях осуществления профсоюзного контроля за состоянием охраны труда

и окружающей природной среды члены профсоюзных органов, уполномоченные (доверенные)

лица по охране труда, инспектора по охране труда имеют право беспрепятственно

посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их

структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза

(см. п. 2 ст. 20 того же Федерального закона).

§2. В свете Федерального закона от 12 января 1996 г. правом, указанным

в ст. 231 КЗоТ и в §1 комментария к ней, пользуются члены всех профсоюзных

органов, уполномоченные (доверенные) лица профсоюзов, профсоюзные инспектора

труда и по охране труда, другие представители профсоюзов на основе удостоверений,

Вышестоящие профсоюзные органы могут воспользоваться упомянутым в ст.

231 КЗоТ правом, если на предприятии, в учреждении, организации имеются члены

данного профсоюза. При этом первичная профсоюзная организация может быть создана

как на отдельном предприятии, в организации, учреждении, так и объединять

членов профсоюза нескольких предприятий, учреждений, организаций. Объединенные

профорганизации создаются обычно в малочисленных предприятиях, учреждениях,

организациях (торговли, службы быта и др.).

§3. Администрация предприятий, учреждений, организаций не вправе препятствовать

профсоюзным представителям посещать предприятие, учреждение, организацию,

если там работают члены соответствующего профсоюза.

§4. Право профсоюзов на беспрепятственное и бесплатное получение информации

по социально-трудовым вопросам от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций),

органов государственной власти и органов местного самоуправления предусмотрено

в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г.

§5. Круг работников, в отношении которых профсоюзы вправе ставить вопрос

о привлечении к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 231 КЗоТ,

в нормативном порядке не определен. В связи с этим профсоюзные органы вправе

вносить предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности любого

руководящего работника из числа администрации предприятия, учреждения, организации.

Если профсоюзный орган требует увольнения или смещения с должности должностного

лица, то необходимо руководствоваться помимо ст. 231 также ст. 37 КЗоТ, скорректированной

ст. 30 Федерального закона от 12 января 1996 г. (см. §23 комментария к ст.

При этом необходимо иметь в виду п. 2 разъяснения Госкомтруда СССР и

ВЦСПС от 23 июня 1971 г. (Бюллетень Госкомтруда, 1972, N 2). В нем сказано,

что требование профсоюзного органа о расторжении трудового договора (контракта)

или смещении с занимаемой должности может быть вынесено только в отношении

руководителей, их заместителей, главных специалистов предприятий, учреждений,

организаций, а также руководителей структурных подразделений предприятий,

учреждений, организаций (цехов, отделов, лабораторий и т.д.) и их заместителей.

Полномочия профсоюзов в сфере трудового права

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующим деятельность профсоюзов в самых различных общественных отношениях, являются: Трудовой кодекс РФ в котором более 100 статей, касаются прав профсоюзов и Федеральный закон от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Этот закон носит фундаментальный характер, поскольку предметом его регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельность, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.

Конституция Российской Федерации отнесла трудовое законодательство к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.1 ст.72). Наличие данной конституционной нормы позволяет субъектам Российской Федерации принимать свои региональные законы о профсоюзах. Этим правом воспользовались ряд субъектов Российской Федерации, например Башкортостан, Татарстан, Республика Саха (Якутия) и Саратовская область.

С развитием рабочего движения крепли и развивались профсоюзы и их защитная функция. Трудовой кодекс, значительно урезав права профсоюзов, в гл. 58 (ст. 370-378) закрепил их права на осуществление защитной функции, в том числе за соблюдением трудового законодательства (ст. 370), порядок запроса работодателем мнения профсоюзного органа организации и учета этого мнения на отдельные его правоприменительные действия (ст. 371, 372, 373), а также предусмотрел ряд дополнительных гарантий права на труд для профсоюзных активистов (ст. 374-376) и ответственность за нарушение прав профсоюзов. В главе «Субъекты трудового нрава» были раскрыты понятие и задачи профсоюзов и их правовой статус.

Основные права профсоюзов, в том числе касающиеся их защитной функции и осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда, а также их представительской функции в социальном партнерстве, закреплены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Статья 19 этого Закона предусматривает, что профсоюзы имеют право осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях, где работают их члены, взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля в данной сфере. В указанном Законе более конкретно и шире предусмотрены права профсоюзов и гарантии их деятельности, нежели в Трудовом кодексе Толкунова В.Н., Гусов К. Н. Трудовое право М.: ТК ВЕЛБИ, 2007 — С.98-99.

Профсоюзы на первой стадии правового регулирования труда должны проявлять свою защитную функцию, высказывая мнение по проектам законодательных актов о труде, отвергая или добиваясь изменения тех из них, которые отнимают, умаляют трудовые права и законные интересы трудящихся как при централизованном принятии актов законодательными органами Федерации и ее субъектов, а также при заключении соглашений на разных уровнях, так и при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положений о премировании и др.) И здесь профсоюзы опираются на п. 2 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающий, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», и на ст. 372 ТК о порядке учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Так, трехсторонняя комиссия (одной из сторон которой является профсоюзный орган как представитель работников) по регулированию социально-трудовых отношений обсуждает и апробирует проекты многих нормативных актов о труде. Профсоюзный орган, представляющий интересы работников в этой комиссии, должен проявить наибольшую активность по защите высокого уровня условий труда работников, не допустить снижения установленных законодательством гарантий. То же могут и должны делать профсоюзные органы организаций, когда согласно ст. 372 ТК работодатель запрашивает их мнение по разработанному им проекту локального нормативного акта организации по вопросам труда.

Работодатель в предусмотренных Трудовым кодексом случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, вместе с обоснованием его в профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. Профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента поступления этого проекта формирует и направляет по нему работодателю мотивированное мнение в письменной форме.

Если это мнение не содержит согласия с проектом локального акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в трехдневный срок после получения мнения профсоюзного органа провести дополнительные консультации с последним в целях достижения взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 ТК). Таким образом, Кодекс хотя и урезал объем прав профсоюзного органа (с согласия — на учет мнения) при принятии локальных норм трудового права, но дает возможность ему более активно своим мотивированным мнением защищать трудовые права и интересы работников Хныкин Г. В. Локальные нормативные акты об аттестации работников //Законодательство, 2006, № 3, с.46.

Читайте так же:  Иск о возмещении ущерба от дтп от страховой

Если согласие не достигнуто (это оформляется протоколом), работодатель вправе принять локальный акт, который может быть обжалован профсоюзным органом в соответствующую Гострудинспекцию или в суд. Профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, т. е. приступить к формированию примирительной комиссии. Таким образом, ч. 4 ст. 372 ТК указанный протокол разногласий работодателя и профсоюзного органа по принятому работодателем проекту локального нормативного акта делает юридическим фактом — основанием возникновения коллективного трудового спора, когда стороны должны приступить к мирным процедурам его разрешения согласно ст. 398, 401 ТК и Федеральному закону о коллективных трудовых спорах.

Орган государственной инспекции труда, получив жалобу профсоюзного органа, обязан в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене обжалованного локального нормативного акта, обязательное для исполнения. Следовательно, ч. 5 ст. 371 ТК дает впервые в нашем законодательстве право решать одновременно коллективный спор как по Закону о коллективных трудовых спорах в соответствии с гл. 61 ТК о порядке их разрешения, так и государственным надзорным органом — государственной инспекцией труда или в суде. В то же время в гл. 62 ТК ничего не говорится о том, как суд это решает. Но поскольку согласно ст. 361 ТК решения государственных инспекторов труда, в том числе главного государственного инспектора труда РФ, могут быть обжалованы, такое одновременное разрешение коллективного трудового спора о принятии работодателем (вопреки мнению профсоюзного органа), локального нормативного акта хотя заставляет работодателей считаться с мнением профсоюзного органа в таких случаях, но оно может создать ситуацию, когда работодатель не будет выполнять предписание инспекции труда, ссылаясь на мирные процедуры разрешения коллективной) трудового спора или на решение суда. Здесь необходима дополнительно новая норма по разрешению возможной коллизии. Поскольку впервые такой коллективный трудовой спор отнесен к компетенции государственной инспекции труда и суда и мирных процедур его разрешения, то это новое положение в трудовом праве требует законодательного уточнения Хныкин Г.В. Правила внутреннего трудового распорядка //Законодательство, 2005, № 12, с.49. профсоюз объединение социальный право

На второй стадии правового регулирования труда при применении работодателем отдельных, указанных в Кодексе, норм трудового права с участием профсоюзного органа защита трудовых прав работников в первую очередь должна проявляться при защите их права на труд в случаях увольнения по инициативе работодателя. Трудовой кодекс (ст. 373) установил порядок учета мотивированного мнения профсоюзного органа при увольнении работника — члена профсоюза но п. 2 (сокращение штата), подпункт «б» п. 3 (несоответствие работника занимаемой должности в связи с недостаточной квалификацией) и п. 5 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) ст. 81 ТК. Работодатель должен до издания приказа об увольнении работника, но этим основаниям направить в профсоюзный орган проект приказа с копиями документов в обоснование его.

Профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта с копиями соответствующих документов рассматривает его на своем заседании, т. е. коллегиально, и направляет в письменной форме работодателю свое мотивированное мнение. Не представленное в срок мнение или немотивированное мнение не учитывается работодателем.

При несогласии с предполагаемым увольнением работника в течение трех рабочих дней профсоюзный орган проводит с работодателем (его представителями) дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

Таким образом, профсоюзный орган организации при его должной активности может эффективно защищать трудовые права работников по всем вопросам, по которым Трудовой кодекс РФ предусматривает учет мнения выборного профсоюзного органа. Это ст. 73 (об изменении существенных условий трудового договора); ст. 82, 99 (об организации сверхурочных работ); ст. 113 (о привлечении к работе в выходные и праздничные нерабочие дни); ст. 123 (об очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков); ст. 301 (по режиму вахтового метода); ст. 102 (при составлении графиков сменности); ст. 144 (при установлении систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок); ст. 147 (при установлении перечня тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда и конкретных доплат к ним); ст. 154 (о конкретных размерах повышения оплаты за работу в ночное время); ст. 159 (при применении систем нормирования труда); ст. 162 (при введении, замене и пересмотре норм труда); ст. 180 (необходимые меры при массовых увольнениях); ст. 196 (определение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников); ст. 190 (утверждение правил внутреннего трудового распорядка), а также ряд статей по охране труда (ст. 218, 228 и др.).

На стадии применения трудового законодательства защита профсоюзами трудовых прав работников от их нарушения осуществляется и путем профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. Хныкин Г. В.Коллективный договор //Законодательство, 2005, № 11, с.56

Трудовой кодекс закрепил право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства в ст. 370, открывающей гл. 58 «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами». Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требований об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства общероссийские профсоюзные органы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями об этих инспекциях, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.

Межрегиональные и территориальные организации профсоюзов на территории субъектов Федерации могут создавать правовые и технические инспекции, действующие на основании положений, принимаемых этими профсоюзами в соответствии с Типовым положением общероссийского объединения профсоюзов. Правовая инспекция труда проверяет соблюдение трудового законодательства, а техническая — охрану труда. В Федеральном законе закреплено право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (ст. 19) и за охраной труда (ст. 20). Содействие осуществлению этого общественного контроля является одним из принципов государственной политики в области охраны груда. Техническая инспекция труда контролирует соблюдение правил охраны труда, а правовая — трудового законодательства о трудовом договоре, оплате труда, рабочем времени и т. д. Профсоюзные органы осуществляют повседневный контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда.

Ныне на уровне Трудового кодекса (ст. 370) закреплены права профсоюзных инспекторов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов. Они имеют право:

· осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства;

· проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

· принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· получать от администрации организаций информацию о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

· защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;

· предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников. Как видим, здесь права профсоюзных инспекторов труда такие же, как и у государственных инспекторов труда, т. е. властного характера;

· направлять работодателям представления об устранении выявленных трудовых правонарушений, обязательные для рассмотрения;

· осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

· принимать участие в качестве независимых экспертов в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;

· принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств по коллективным договорам и соглашениям, а также с изменениями условий труда;

· принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных актов об охране труда и согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

· обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения // Юрист. — М.; Юрист, 2002. — № 10. — с.60-61; Хныкин Г. В. Систематизация локальных источников трудового права //Законодательство, 2005, № 10, с.71.

Полномочия профсоюзов в сфере труда

Для выражения и защиты своих интересов работники объе­диняются в профсоюзы.

Статья 30 Конституции РФ предусматривает «право созда­вать профсоюзы для зашиты своих интересов».

Профсоюз — это добровольное общественное объединение граж­дан, связанных общими производственными, профессиональны­ми интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и инте­ресов (ст. 2 Закона). Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях орга­низации) и защитная — по защите и повышению социально-тру­довых прав и интересов трудящихся.

Читайте так же:  Хмельницкий договор с россией

Статья 11 Закона РФ о профсоюзах закрепляет их право на пред­ставительство и защиту социально-трудовых прав и интересов ра­ботников, а также на участие в нормотворчестве, при котором они проявляют обе свои функции. Все проекты законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников, рассматрива­ются федеральными органами вместе с общероссийскими профсою­зами и их объединениями (ассоциациями), а проекты нормативных правовых актов рассматриваются и принимаются органами законо­дательной власти, органами местного самоуправления с учетом 4 мне­ния соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать и с предложениями о принятии законов и иных нормативных пра­вовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Защитная функция профсоюзов это целенаправленная пра­вовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулиро­вания труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых пра­вонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудово­го законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах.

По объему компетенции в правах различают:

а) права самостоятельного характера:

участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству;

участвуют в коллективных переговорах, заключают кол­лективные договоры и соглашения от имени работников;

представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда;

осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда;

обладают правом требовать наказания (вплоть до уволь­нения) должностных лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;

б) права совместного характера:

участвуют в распределении жилья, построенного произ­водством, в решении вопросов о занесении на доску почета и в книгу почета (там, где они существуют), решают индивиду­альные неисковые споры совместно с администрацией;

в) согласительные права профкома по применению админист­рацией ряда норм трудового законодательства. Таких прав в со­ответствии с ТК у профсоюзов стало меньше. Права профсою­зов указаны и в ст. 32, 51, 52, 54, 83 и др. Закона РФ о проф­союзах.

По сфере деятельности различают следующие права:

представительства работников для осуществления своей защитной функции;

на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;

на защиту права на труд, в том числе по обеспечению за­нятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;

на социальную защиту трудящихся (обеспечение высоко­го уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т. д.);

профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;

на участие в социально-партнерских отношениях и рас­смотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;

на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Профсоюзы управляют находящимися в их ведении санато­риями, пансионатами, домами отдыха,профилакториями, клу­бами, спортивными базами и другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями, имеют свою профсоюз­ную собственность, в том числе и на указанные учреждения.

Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международ­ные объединения и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран.

Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные материальные и юридические га­рантии этих прав и их деятельности и дополнительные специ­альные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных работников. Эти гарантии предусмотрены в гл. III Закона о профсоюзах (ст. 24—28), ст. 374, 375 и 376 Кодекса, а также в ряде других законов (Основы об охране труда, о занятости насе­ления и др.). Гарантии основных прав профсоюзов тоже входят в их правовой статус.

Гарантии прав и деятельности профсоюзов заключаются в сле­дующем:

— гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами;

не допускается ограничение их независимой финансовой деятельности;

право учреждать банки, фонды солидарности, страховые и другие в соответствии с их уставами (ст. 24 Закона);

все работодатели обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности (ст. 377 Кодекса);

— предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физ­культурную работу;

• предприятия, учреждения, организации с численностью свыше 100 работников обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному органу (профкому, стройкому и т. д.) бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие (луч­шие) условия могут быть предусмотрены коллективным до­говором (ч. I ст. 377 ТК);

• здания, помещения, сооружения, сады и парки для веде­ния культурной, оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации могут передать согласно коллективному договору профкому данной организации в бесплатное пользование, а хо­зяйственное их содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование) производится за счет предпри­ятия, учреждения, организации, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регист­рации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их орга­нов. Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда — при создании норм трудового права, их применении, контроле за соблюдением трудо­вого законодательства, охраны труда, а также в разрешении кол­лективных трудовых споров как представители работников.

12.Коллективные договоры и соглашения: понятие, значение, содержание.

Коллективный договорэто правовой акт, регулирующий со­циально-трудовые отношения в организации и заключаемый работ­никами с работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК)

Это всегда двусторонний акт. Коллек­тивный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Сторонами коллективного договора являются работники од­ной какой-то организации, т. е. трудовой коллектив, от имени которого выступают их представители, и работодатель, предста­вителем которого по уставу организации является ее руководи­тель. Если в организации не один, а два-три профсоюза, и они заключают единый договор, то в комиссию для ведения перего­воров и составления проекта коллективного договора выделяют­ся представители каждого из этих профсоюзов с учетом количе­ства их членов.

Поскольку проект коллективного договора, как правило, утвер­ждает общее собрание (конференция) трудового коллектива 1 , то сторонами его являются трудовой коллектив работников организа­ции и работодатель. Моментом начала коллективных переговоров является дата издания приказа руководителя организации, согласованного с соответствующим представителем работников, о формирова­нии комиссии для переговоров и разработки коллективного до­говора. Если со стороны работников выступают несколько пред­ставителей (когда несколько профсоюзов), то они в течение пяти календарных дней формируют единый представительный орган для заключения единого договора.

Инициатором заключения и изменения коллективного до­говора вправе выступать любая его сторона, но решение об этом принимает трудовой коллектив, профсоюзный орган.

Единый проект коллективного договора обсуждается сначала работниками в подразделениях предприятия, затем дорабатывается с учетом их замечаний; доработанный проект утверждается общим собранием (конференцией) и подписывается всеми уча­стниками единого представительного органа. Если в представи­тельном органе возникают разногласия или такой орган не соз­дан, то общее собрание (конференция) может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить проф-органу, разработавшему проект, на его основе провести перего­воры и заключить после утверждения общим собранием коллек­тивный договор от имени трудового коллектива организации. Если участвуют разные профсоюзы и не достигают согласия, ка­ждый может от имени представляемых им работников предло­жить заключить приложение к единому коллективному договору. Подписанный сторонами договор в 7-дневный срок направляет­ся работодателем в соответствующий орган по труду для уведо­мительной регистрации.

Структуру и содержание коллективного договора определяют сами стороны через своих представителей.

Содержанием коллективного договора являются условия, опре­деляющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По их характеру все условия могут быть разделены на три вида:

нормативные, закрепляющие локальные нормы трудового права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых от­дельным категориям работников за счет средств данной органи­зации (дополнительные отпуска, выходные дни, различные доп­латы, виды, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, производственные надбавки к пенсиям, дополнительные права профкома организации и иные сверх законодательства права и льготы). Статья 41 ТК более подробно указывает это. Они действуют весь срок действия коллективного договора;

обязательственные, закрепляющие конкретные обязатель­ства администрации (работодателя) по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и по­гашаются обычно раньше срока окончания коллективного до­говора;

организационные о сроках действия коллективного до­говора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и пересмотра и т. п.

Условия договора, ухудшающие против законодательства ус­ловия труда, считаются недействительными.

По структуре коллективные договоры могут содержать от двух до восьми и более разделов (как договорятся стороны). Но поч­ти во всех договорах есть разделы об оплате, охране труда, о по­вышении квалификации.

Значение коллективного договора состоит в том, что этот правовой акт регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих работников. Следовательно, он улучша­ет против законодательства эти условия и развивает производст­венную демократию. Одновременно он является наиболее практически значимой формой социального партнерства.

Читайте так же:  Статья про гражданство рф

Соглашение— это правовой акт, регулирующий социально-тру­довые отношения между работниками и работодателями и заключа­емый на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии . Оно является правовой формой социаль­ного партнерства. В зависимости от сферы регулирования социаль­но-трудовых отношений коллективные соглашения могут быть: гене­ральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и иные.

Целью заключения генерального соглашения является установ­ление общих принципов регулирования социально-трудовых отно­шений в масштабах Федерации. Региональное соглашение уста­навливает общие принципы регулирования социально-трудовых отно­шений на уровне субъекта Российской Федерации. Отраслевое (межот­раслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отрас­лей). Профессиональное тарифное соглашение предусматривает нормирование оплаты и других условий труда, а также социальных гарантий и льгот для работников определенных профессий. Территориальное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Содержание соглашений. Оно состоит из условий (положений) нормативного и обязательственного характера, определяемых самими сторонами в пределах их компетенции. Будучи правовой формой социального партнерства по трудовым и социально-экономическим вопросам, соглашения не могут противоречить законодательству.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Полномочия федерации профсоюзов

Крупный акционер АО «Санаторий Манкент» в лице Федерации профсоюзов решил расквитаться с мелкими.

Два месяца назад за подписью председателя Федерации профсоюзов господина Бахытжана Абдраима в адрес совета директоров было направлено требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров АО «Санаторий Манкент». Это требование полностью противоречит закону «Об акционерных обществах», требование о созыве очередного собрания по закону должен определять совет директоров, а не председатель Федерации профсоюзов. В этом требовании Бахытжан Абдраим четко определил цели и задачи — это изменить устав и «сделать его под себя», а также поменять генерального директора, передаёт информационное агентство tobolinfo.

— Главная цель собрания — изменить устав, подготовить все для рейдерского захвата АО, — говорит один из акционеров санатория Шалва

Челидзе. — Я многое видел в жизни, но такого, что творит господин Абдраим, — нет.

Михаил Челидзе: «Я многое видел в жизни, но такого, что творит господин Абдраим, — нет.»

У Челидзе всего 2,7% акций, основной держатель — Федерация профсоюзов, у нее 61%. Кроме того, акционерами являются генеральный директор санатория Хамракул Курганов, а также Луиза Курганова.

— Поведение основного акционера на собрании, которое было созвано по инициативе Федерации профсоюзов и которого представлял по доверенности Берик Бекжанов, насторожило с самых первых минут. В зале совещаний Бекжанов сразу занял место председателя, хотя он должен избираться на собрании, о чем я ему указал, как зашел в аудиторию. Заметим, от Федерации на собрании присутствовали три человека, но они требовали, чтобы впустили еще двух человек, хотя их полномочия ничем не были подтверждены, – рассказывает Шалва Михайлович.

По словам присутствовавших на собрании, Берик Бекжанов буквально после каждого обсуждения вопроса выходил на консультацию по телефону. Вернувшись после очередного звонка, он заявил, что не согласен с тем, что председателем собрания выбрали Шалву Челидзе, а секретарём Луизу Курганову, потребовал начать собрание заново. Его требования: председателем должен быть крупный акционер, то есть он как его представитель, хотя ни в одном законе прямого указания на это не имеется. Когда номер с выбором председателя не прошел, Бекжанов, представляющий интересы Федерации профсоюзов, демонстративно покинул собрание.

— Я ушел, потому что нарушен был регламент голосования. У Федерации 61%, а это значит, у меня должно быть больше голосов. Действительно, мы хотим поменять форму правления в санатории, это тренд современного времени, — пояснил свое поведение Берик Бекжанов.

Таким образом, собрание, которое должно было пройти по сценарию Бахытжана Абдраима, не состоялось, потому что три других акционера потребовали провести его в соответствии с законодательством и уставом, который был в свое время зарегистрирован в органах юстиции. Что хотел сделать господин Бахытжан Абдраим?

Почему профсоюзная недвижимость не дает покоя Бахытжану Абдраиму?

— Изменить устав и власть отдать коллегиальному органу, то есть тем людям, которые представляют якобы интересы Федерации, получить доступ ко всем финансовым вопросам. А дальше принимать те решения, которые будут выгодны только руководству Федерации, — отмечает Шалва Челидзе.

Интерес к данному санаторию столичных господ тоже не случаен. Два года назад этот санаторий получил миллиардный доход.

— Понимаете, все эти годы никто нам не помогал, мы работали на кредитах, все вкладывали в строительство корпусов и развитие сервиса в санатории, — делится болью Луиза Курганова. — Отец мой здесь пропадал день и ночь, чтобы наработать клиентов. Сегодня 100% загруженность санатория в сезон и до 70% зимой, и это заслуга всего коллектива, формированию которого мы относились с особым пристрастием.

Хамракул Курганов — тот самый генеральный директор, которого сегодня Федерация профсоюзов всячески старается скинуть с поста. 18 лет назад он

пришел сюда врачом и из малоизвестного санатория вывел «Манкент» в лидеры. Кстати, до этого здесь руководителем был его отец Азат Сатыбалдиев.

Хамракул Курганов — тот самый генеральный директор, которого сегодня Федерация профсоюзов всячески старается скинуть с поста

— Я 35 лет был директором сначала Дома отдыха, потом пансионата и наконец санатория. Именно я настоял в Федерации, что нужно развивать лечебную часть, когда узнал, какими свойствами обладает вода в этом месте, — вспоминает Азат Сатыбалдиев. — В 2001 году ушел на пенсию и директором стал мой сын, который до этого работал заместителем по лечебной части. Сегодня, видя, как стал востребован наш санаторий, я понимаю, что мы тогда пошли в правильном направлении.

Именно Сатыбалдиеву принадлежит идея озеленения санатория. Ликвидировав все тополя и карагачи, посадили сосны, ели, березы, клены… Чтобы решить вопрос с кадрами, начали строить свое жилье. Благодаря мудрой политике тогдашнего руководителя сегодня здесь работают лучшие врачи.

Сегодня вместо благодарности и вливания новых идей Федерация профсоюзов в лице председателя Бахытжана Абдраима хочет прибрать к рукам бизнес, который создавался годами.

— Ведь Федерация профсоюзов за все годы не вкладывала ни одной копейки, не брала кредиты, рисковал всем я, генеральный директор, — говорит Хамракул Курганов. — Мы все годы своевременно отдавали дивиденды Федерации, а это немалые суммы.

Курганов, расплатившись со всеми кредитами, как хороший хозяин открыл депозит на санаторий «Манкент» и стал складывать туда деньги. Считал, что

это подушка безопасности на всякий случай. В прошлом году, как рассказывают акционеры, Федерация профсоюзов, обнаружив этот депозит, все истребовала себе. Генеральный директор отдал. Но на этом, похоже, аппетит Федерации не успокоился, а только разыгрался. Далее на зарплату посадили ряд людей из Федерации…

— Мы никогда не ставили себе цель получать только дивиденды, прибыль отправляли на развитие предприятия, а сегодня Федерация пошла по иному пути, – отмечает Шалва Челидзе.

Но получение дивидендов – это еще не все, крупный акционер в лице Федерации профсоюзов намерен подвинуть мелких акционеров. Может, действительно, прав Шалва Челидзе, что сегодня все готовится для рейдерства…

Другие статьи:

  • Приказ 555 фсин о наставничестве Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г. N 555 "Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы" Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г. N 555"Об организации […]
  • Нижневартовск арбитражный суд Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО - Югры Новости арбитражных судов Арбитражные суды Правовые основы 07 мая 2013 года Утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года от 02 апреля 2014 г. № 78 Арбитражный суд объявляет Арбитражный суд […]
  • Договор о противопожарной безопасности Договор о противопожарной безопасности Приложение N 2к Методическим рекомендациям МЧС Россииорганам местного самоуправления и общественнымобъединениям по организации участия добровольныхпожарных в предупреждении и (или) тушении пожарови проведении […]
  • Федеральный закон от 18122006 231 фз Федеральный закон от 18122006 231 фз от 18 декабря 2006 № 231 "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 года Опубликован: Российская газета, № 289, 22 декабря 2006 г. Вступил в силу […]
  • 98 мировой суд Мировой суд 98 тольятти Организация Мировой судья судебного участка № 98 Юридический адрес: 445039, Самарская область, г Тольятти, улица Дзержинского, дом 17 б ОКФС: 12 — Федеральная собственность ОКОГУ: 2400400 — Мировые судьи ОКОПФ: 30000 — […]
  • Приказ о благоустройстве территорий Приказ № Опроведении субботников по уборке и благоустройству территорий образовательных учреждений ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ О проведении субботников по уборке и […]
  • 6 арбитражный апелляционный суд Четвертый арбитражный апелляционный суд Арбитражные суды Правовые основы Информационное письмо от 14 апреля 2009 года № 128 от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ Указ Президента РФ от 19 мая 2008 года № 815 от 25 декабря 2012 года № 178 Указ Президента РФ от 21 сентября […]