Кто подписал договор с византией

Князь Олег заключил первый международный договор с Византией

15 сентября 911 года князь Олег после успешного похода на Константинополь заключил договор с Византией. Летопись рассказывает, как «иде Олег на Грекы», взяв с собой союзников – «множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы» — и «на конях и на кораблях приде к Царюграду».

Когда греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить ладьи на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора известно, что в походе участвовало 2000 ладей, «а в корабле по 40 мужь».

Договор устанавливал дружественные отношения Византии и Киевской Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении.

Также по условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. И еще допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии.

Договоры Руси с Византией — первые известные международные договоры Древней Руси, основные из них были заключены в 911, 944, 971 годах. Сохранились только древнерусские тексты договоров, переведённые с греческого языка на старославянский, и дошедшие в составе «Повести временных лет», куда были включены в начале 12 века.

Как писать историческое сочинение 2019

На сайте представлен архив исторических сочинений по разным временным периодам: От князя Олега до президента В.В. Путина (882 — 2012 года)

Рекомендации по написанию исторического сочинения (задание № 25)

Этап 1. Формирование кейса фактического материала для сочинения

1. Необходимо вспомнить, с деятельностью какого руководителя государства связан период, обозначенный в задании, и зафиксировать имя в черновике

2. Необходимо вспомнить и записать в черновике события (явления, процессы), относящиеся к данному периоду

3. Необходимо вспомнить и записать в черновике две исторические личности, чья деятельность связана с зафиксированными во втором шаге событиями

4. Необходимо вспомнить и записать в черновике причины зафиксированных во втором шаге событий

5. Необходимо вспомнить и записать в черновике последствия зафиксированных во втором шаге cобытий

6. Необходимо вспомнить и записать в черновике исторические термины, относящиеся к данному периоду

Этап 2. Выстраивание структуры сочинения в черновике

7. Обозначаем во вводном предложении, с деятельностью какого руководителя государства связан рассматриваемый период.

8. Фиксируем в первом абзаце текста сочинения события, относящиеся к рассматриваемому периоду

9. Фиксируем во втором абзаце текста причины указанных событий

10. Фиксируем в третьем абзаце текста исторических личностей, чья деятельность связана с обозначенными событиями, описываем их роль в данных событиях

11. Фиксируем во втором абзаце текста последствия указанных событий

12. Фиксируем оценку влияния событий данного периода на дальнейшую историю России

Этап 3. Проверка и коррекция текста

13. Вставляем в текст сочинения (в нужный абзац) исторические термины, относящиеся к рассматриваемому периоду. Придаем тексту сочинения характера последовательного изложения путем использования связующих предложений и перестановки последовательности предложений

14. Проверяем текст на наличие фактических ошибок

Этап 4. Перенос текста сочинения в бланк ответов

15. Аккуратно переписываем текст сочинения в бланк ответов № 2

Теперь рекомендуем вам ознакомиться с примерами исторических сочинений по разным временным периодам

Рассмотрим применение алгоритма на примере периода 882–912 гг.

Шаг 1. Олег Вещий

Шаг 2. 882 г. — захват Олегом Киева; 884 г. — поход Олега в земли славянского племени северян; 885 г. — поход Олег в земли славянского племени радимичей; 907 г. — поход Олега на Византию; 911 г. — заключение Олегом письменного договора с Византией

Шаг 3. Аскольд и Дир — князья, правили в Киеве до 882 г.; Олег Вещий — киевский князь с 882 г., воевал с Византией, подписал договор с Византией

Шаг 4. Стремясь объединить восточнославянские племена, Олег совершил поход в земли северян и радимичей. Олег стремился установить равноправные отношения Руси с Византийской империей

Шаг 5. Большинство восточнославянских племен были объединены под властью Олега. Договор с Византией обеспечивал выгодные условия торговли для русских купцов

Шаг 6. Путь из «варяг в греки»; великий князь; дань

Шаг 7. Рассматриваемый нами период связан с деятельностью князя Олега Вещего

Шаг 8. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев. В 884 г. Олег совершил поход в земли славянского племени северян. В 885 г. Олег совершил поход в земли славянского племени радимичей. В 907 г. Олег совершил поход на Византию. В 911 г. Олег заключил первый письменный договор Руси с Византией

Шаг 9. Стремясь объединить восточнославянские племена, Олег совершил поход в земли северян и радимичей. Олег стремился установить равноправные отношения Руси с Византийской империей

Шаг 10. В 882 г. при захвате Киева были убиты княжившие там Аскольд и Дир. Олег, став великим князем Киевским, совершил много военных походов

Шаг 11. Большинство восточнославянских племен были объединены под властью Олега. Возникло единое Русское государство. Договоры с Византией обеспечивали выгодные условия торговли для русских купцов

Шаг 12. По итогам периода правления Олега Русь на международной арене стала самостоятельной силой, проводившей впоследствии самостоятельную внешнюю политику

Шаг 13. Рассматриваемый нами период связан с деятельностью князя Олега Вещего. В 882 г. новгородский князь Олег, пройдя по пути из «варяг в греки», захватил Киев. При захвате Киева были убиты княжившие там варяги Аскольд и Дир. Захватив Киев, Олег провозгласил себя великим князем, сохранив при этом власть племенных князей. Став великим князем Киевским, Олег совершил много военных походов. Стремясь объединить восточнославянские племена, Олег совершил поход в земли северян и радимичей. В 884 г. Олег совершил поход в земли славянского племени северян. В 885 г. Олег совершил поход в земли славянского племени радимичей. Избавив северян и радимичей от власти Хазарского каганата и стремясь привлечь их симпатии, Олег установил для них дань более низкую, чем хазары. Олег стремился установить равноправне отношения Руси с Византийской империей. С этой целью в 907 г. Олег совершил поход на Византию, разорив окрестности Константинополя. В 911 г. Олег заключил первый письменный договор Руси с Византией. Результатом деятельности Олега стало то, что большинство славянских племен были объединены под властью Киева. Возникло единое Русское государство. Договоры 907 и 911 гг. с Византией обеспечивали русским купцам выгодные условия торговли. По итогам периода княжения Олега Киевская Русь на международной арене стала серьезной силой, проводившей впоследствии самостоятельную внешнюю политику

Таблица: политика Святослава (964-972 гг.)

Удобная навигация по статье:

Таблица по истории России: князь Святослав (964 – 972 гг.)

Князь Святослав вошел в русскую историю как выдающийся государственный деятель. Он прославился своими многочисленными военными походами на Византию, Хазарский каганат, успешно отражал набеги печенегов. Был убит в 972 году при преодолении днепровских порогов печенегами. Проект FOX-calculatror.ru подготовил для вас историческую таблица по теме: правление князя Святослава.

Правление князя Святослава Игоревича

5. Образование Древнерусского государства (IX — X вв.)

На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:

1) общественное разделение труда; 2) переход от присваивающего к производящему хозяйству; 3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.

Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.

В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:

1) норманнская теория; 2) антинорманнская теория.

Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.

Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шле-цер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин.

Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.

Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре.

В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи.

Олег вел активную внешнюю политику. В 907 г. он подписал договор с Византией о привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.

В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957) характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.

Читайте так же:  7032 льготы

Исторические сочинения

Олег (879-912) — древнерусский князь, стал первым реальным правителем древнерусского государства. По летописным сообщениям, родственник Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем. В 882 г. Олег захватил Киев и сделал его столицей своего государства. Активно расширял границы Руси, объединил земли вдоль «пути из варяг в греки». Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев, покоренные племена обложил данью. Принят титул Великого князя, сделав остальных князей своими вассалами. Во время правления Олега образовался союз двух крупных центров: Киева и Новгорода. Также во время его правления началось градостроительство, либо для защиты от печенегов, либо для упрочения власти Великого князя. Успешно воевал с хазарами. Заключил в 898г. договор с хазарами на 200 лет. Этот договор вошел в историю как самый продолжительный. 907 г. осадил столицу Византии Константинополь, заключил договор, по которому русским купцам обеспечивалась беспошлинная торговля и проживание в Константинополе. В 911 г. заключил первый письменный в истории договор с Византией, по которому утратил многие права, но приобрел обязанности. По преданию, умер от укуса змеи.

Ольга Мудрая (945/962 — 969) — киевская княгиня, жена Игоря. Правила с 945 года, как регент.
В 945 году подавила восстание древлян и жестоко отомстила за смерть мужа. Начала усовершенствование налоговой системы. Установила определенно количество дани — уроки, и определенные места, куда её (дань) свозили – погосты. Значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Старалась наладить отношения с Византией и обрести в её лице союзника в борьбе против степных кочевников. И в 957 году отправилась в Константинополь, где приняла крещение под именем Елена, избрав своим крестным отцом императора Константина 6 Багрянородного, но вводить христианство на Руси не решилась. Также совершала посольство в Германию, для установления дружеских отношений. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.
Итоги её правления – упорядочение налоговой системы, что было первой административно-хозяйственной реформой общегосударственного масштаба. Также Ольга стала первой христианкой в княжеской династии Рюриковичей и канонизирована Православной церковью.

Святослав Игоревич (942 — 972) — Великий князь Киевский, прославился как отличный полководец, за что и получил прозвище «русский Александр Македонский».
Все правление Святослава наполнено воинскими подвигами. Его мать долго не пускала сына к управлению государством, и лишь в 964 году он стал полноправным правителем Руси. Святослав больше внимание уделял внешней политике, чем непосредственному управлению государством. Он не любил роскошь и одевался в простую одежду, с дружинниками был на равных и всегда извещал своих врагов: «Иду на вы!». В 964-967 годах он разгромил Хазарский каганат, разрушив его столицу Итиль , тем самым освободил многие племена от дани Хазарии, присоединив их к Руси. Заняв стратегически важный хазарский город на Дону Саркел, волжский торговый путь на некоторое время в значительной мере оказался под контролем Руси. А в 965 году Хазарский каганат был практически уничтожен, и союзная хазарам Волжская Булгария была разорена в 968 году. Начал войну с Византией и в 971 году подписал мирный договор с византийским императором, по которому Святослав был вынужден покинуть Дунай и полюбившейся ему Переяславль. Возвращаясь в Киев возле днепровских порогов был убит печенегами.
Итог правления — почти полное избавление от набегов Хазар, расширение Киевской Руси

1 Воздействие политической системы на общество называется

1.Князь Олег подписал торговый договор с Византией. В этом историческом факте проявилась(-лось) его
1) социальная мобильность
2) социальная роль
3) социальное происхождение
4) социальная адаптация
2. Социальное неравенство всегда выражается в
1) изменении социального статуса человека
2) разном доступе к социальным благам
3) многообразии социальных норм
4) формах конкурентной борьбы
3. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится
1) всенародная слава
2) всеобщий почет
3) награждение грамотой
4) доброжелательное расположение
4. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) кровнородственными отношениями
2) повседневным взаимодействием
3) устойчивыми связями
4) общими традициями
5. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?
1) демографическому
2) этническому
3) территориальному
4) классовому
6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение проявляется в действиях, не соответствующих писаным и неписаным нормам.
Б. Отклоняющееся поведение включает как позитивные, так и негативные отклонения от нормы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. К предписанному статусу относится
1) расовая принадлежность
2) уровень образования
3) уровень доходов
4) род занятий
8. Чиновник дореволюционной России продвинулся по службе, получив в соответствии с «Табелью о рангах» очередной чин. Этот пример иллюстрирует
1) социальное неравенство
2) социальную мобильность
3) социальные санкции
4) социальный контроль
9. Более 25 лет житель Владивостока собирает необычную коллекцию. Он собрал 1150 кирпичей, среди которых нет двух одинаковых. Этот пример иллюстрирует
1) соответствующее обычаям поведение
2) позитивное отклоняющееся поведение
3) неправомерное поведение
4) негативное отклоняющееся поведение
10. К функциям семьи относится
1) социализация личности
2) определение минимального размера оплаты труда
3) установление системы школьного образования
4) определение размеров коммунальных платежей
11. Какой признак присущ нации как этнической общности?
1) национальное самосознание
2) федеративное государственное устройство
3) наличие национальной армии
4) разделение властей
12. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?
А. Социальный контроль – это система способов воздействия общества,
социальных групп на личность.
Б. Нормы и санкции – это элементы социального контроля.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения неверны.
13. Отношение к собственности, величина и источники доходов, фактор пользования властью –
это признаки
1) этноса
2) профессиональной группы
3) демографической группы
4) класса
14. Возвышение А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I, от денщика до генералиссимуса – это пример
1) социальной стратификации
2) социальной адаптации
3) социальной мобильности
4) социализации
15. Самоконтроль – это
1) реализация личностью своих внутренних возможностей и способностей
2) осознание и оценка человеком своих собственных действий
3) приобретение знаний путем самостоятельных занятий
4) сознательная деятельность человека по совершенствованию самого себя
16. Семья в отличие от других малых групп характеризуется
1) высокой политической активностью
2) общностью быта
3) общими увлечениями
4) профессиональным ростом
17. Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются
племена, народности, нации, – это
1) этнос 2) община 3) государство 4) класс
18. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?
А. Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.
Б. Нормы и санкции – это элементы социального контроля.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
19. Маргиналами называются
1) социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями
2) опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных классов
3) представители малооплачиваемых слоев населения
4) разорившиеся предприниматели
20. Социальная стратификация проявляется в
1) разделении общества на различные социальные группы
2) утрате обществом стабильности
3) расширении прав и свобод граждан
4) поддержке государством малообеспеченных слоев населения
21. Переход людей из одной социальной группы в другую называется
1) социальным неравенством
2) социальной мобильностью
3) социализацией
4) социальной адаптацией
22. Отклоняющееся поведение всегда
1) наносит ущерб обществу
2) причиняет вред личности
3) нарушает нормы права
4) не соответствует социальным нормам
23. Признак, присущий понятию «нация», – это
1) наличие партий
2) наличие собственной армии
3) общность территории
4) разделение властей
24. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. В социальных нормах люди видят эталоны модели, стандарты должного поведения.
Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, требованиях морали.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
25. К социальным группам относятся
1) классы
2) партии
3) общественно-политические движения
4) производственные объединения
26. К этническим общностям относят
1) расы
2) народности
3) сословия
4) касты
27. Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе
1) покупки товара
2) участия в выборах
3) создания произведения искусства
4) материального производства
28. Социальная стратификация означает
1) разделение общества на группы, занимающие разное положение в обществе
2) поддержку малообеспеченных групп населения
3) усиление общественного контроля над различными социальными группами
4) повышение собственного социального статуса
29. К восходящей социальной мобильности относится переход (переезд)
1) с гражданской службы на военную
2) с рядовой работы на руководящую должность
3) с государственного предприятия на частное
4) из сельской местности в город
30. Какие социальные нормы отражают представления о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту?
1) политические нормы
2) правовые нормы
3) обычаи и традиции
4) эстетические нормы
31. Верны ли следующие суждения о национальных интересах?
Национальные интересы требуют
А. от нации сохранения своей неповторимости, уникальности.
Б. развития широких культурных контактов с другими народами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
5) оба суждения неверны
32. Любая социальная группа может быть охарактеризована
1) наличием общих интересов
2) родственными связями
3) контролем за поведением её членов со стороны государства
4) численностью состава
33. Социальная стратификация – это
1) процесс изменения статуса
2) разделение общества на социальные группы
3) разделение общества на сферы
4) переход из одной социальной группы в другую
34. Переход человека из одной социальной группы в другую – это
1) социальная адаптация
2) общественное разделение труда
3) социальная стратификация
4) социальная мобильность
35. Сложившиеся в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей, соответствующие положению человека в обществе, – это
1) социальный статус
2) социальный порядок
3) социальная санкция
4) социальная роль
36. Поведение, которое не соответствует принятым в обществе социальным нормам, называется
1) социальной адаптацией
2) социальным поступком
3) социальной мобильностью
4) отклоняющимся поведением
37. Племена, народности, нации – это
1) демографические группы
2) религиозные группы
3) этнические группы
4) профессиональные группы
38. Распределите перечисленное ниже следующим образом: три первые позиции должны характеризовать предписанный статус, последующие – достижимый статус. Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания.
1) образование
2) пол
3) социальное происхождение
4) профессия
5) уровень доходов
6) возраст
39. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного
государственного концерна иллюстрирует
1) социальную мобильность
2) социальную стратификацию
3) социальное неравенство
4) социальную адаптацию
40. Какие социальные нормы иллюстрирует следующее предписание: «Сидя за столом, следует держать спину прямо, не рекомендуется ставить локти на стол»?
1) нормы права
2) нормы морали
3) правила этикета
4) традиции и обычаи
41. Одним из условий гармонизации межнациональных отношений в демократическом обществе является
1) соблюдение прав и свобод человека
2) развитие частного предпринимательства
3) усложнение социальной структуры общества
4) ограничение социальной мобильности
42. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?
1) экономическая
2) репродуктивная
3) досуговая
4) социально-статусная
43. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?
А. Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер.
Б. Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Читайте так же:  Возврат ос поставщику в бгу

Познание и культура

1.Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1) расширяет знания об окружающем мире

2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений и восприятий

4) использует логические умозаключения

2.Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом

1) теоретического анализа

2) социального эксперимента

3) непосредственного наблюдения

4) обобщения повседневного опыта

3.Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4.Культура, в широком смысле слова, – это

1) сложные формы поведения человека и животных

2) все, что относится к деятельности в сфере искусства

3) степень воспитанности определенного человека

4) вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты

5.Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?

1) современная наука стремится к познанию истины

2) последствия научных исследований становятся все более неоднозначными

3) активизировалась борьба на рынке высоких технологий

4) все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований

6.Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А. Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.

Б. Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7.Понятие – это форма мысли, которая

1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств

2) выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

3) формирует наглядный образ предмета

4) фиксирует различные комбинации ощущений человека

8.Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает 1) экономика 2) социология 3) культурология 4) политология

9.Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на ниx.

1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны.

10.Все, что создано человеком, в своей совокупности называется

1) обществом 2) культурой 3) искусством 4) наукой

11.Выберите верное утверждение об образовании в РФ.

1) Среднее образование в РФ дает только общеобразовательная школа.

2) В РФ предусмотрена возможность завершения средней общеобразовательной школы в системе экстерната.

3) Среднее полное (общее) образование является в РФ обязательным.

4) Ученик не может быть исключен из среднего общеобразовательного учреждения.

12.Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.

Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием на нее СМИ. 1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны.

13.Укажите форму рационального познания.

1) восприятие 2) понятие 3) представление 4) память

14.Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает

1) экономика 2) социология 3) политология 4) философия

15.Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

Практика – это относительный критерий истины, потому что

А. не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.

Б. существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16.Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) наука Б) искусство

1) образность 2) логическая доказательность 3) эстетическое освоение мира
4) воздействие на эмоции человека 5) комплексное описание объекта
17.Верны ли следующие суждения, характеризующие массовую культуру? Массовой культуре

А. свойственно приносить прибыль.

Б. свойственна ориентация на узкий круг ценителей

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

18.И чувственное, и рациональное познание

1) формирует знания и представления о предмете

2) использует логические умозаключения

3) начинается с ощущения

4) дает наглядный образ предмета

19.И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они

1) носят объективный характер

2) предполагают доказательства

3) могут передаваться из поколения в поколение

4) необходимы человеку для рациональной деятельности

20.Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

21.Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать

1) культурой 2) экономикой 3) мировоззрением 4) историей

22.Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) наукой 2) искусством 3) образованием 4) творчеством

23.Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

24. Познавательная деятельность в отличие от трудовой

1) предполагает наличие цели 2) направлена на постижение истины

3) требует специальной подготовки 4) носит полезный характер

25.Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, – это

1) общение 2) понимание 3) творчество 4) познание

26. Самопознание направлено на

1) познание общественных норм и ценностей

2) отражение объективной действительности

3) осознание своих возможностей

4) познание законов прекрасного

27. Верны ли следующие суждения об истинном знании? Истинным является всякое знание,

А. разделяемое большинством людей.

Б. подтвержденное практикой.

1) верно только А 2) верно только Б ) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

28. Формирование способности каждого человека к творчеству, его восприимчивости к лучшим художественным произведениям – это одна из задач

1) элитарной культуры 2) поп-культуры 3) массовой культуры 4) духовной культуры

29. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе

1) искусства 2) науки 3) производства 4) образования

30. Верны ли следующие суждения о цели науки? Цель науки –

А. описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

Б. отражение действительности в форме теоретических знаний.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

31. Какая пара слов пропущена в следующей фразе?

Мораль – это представления о том, что такое . в поступках людей и человеческом обществе.

1) добро и зло 2) сила и разум 3) закон и порядок 4) борьба и уступки

32.Среди перечисленных наук изучением социальной структуры современного общества занимается

1) психология 2) география 3) история 4) социология

33.Для постижения культурных ценностей наименее существенным является(-ются) 1) способность сопереживать 2) знание наследия мировой и отечественной культуры

3) самостоятельные духовные усилия 4) устойчивое материальное положение

34.Результат художественного творчества может быть причислен к ценностям элитарной культуры, только если он

1) доступен и понятен всем людям, независимо от уровня образования

2) получил признание современников

3) направлен на получение коммерческой выгоды

4) требует от потребителя высокого уровня образования и развитого художественного вкуса

35.Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) наука Б) искусство

1) стремление к достоверности 2) обоснованность предположений
3) субъективность 4) образное отражение реальности

1. Характерной чертой индустриального общества является
1) широкое использование внеэкономического принуждения к труду
2) слабость и неразвитость демократических институтов
3) преобладание коллективного сознания над индивидуальным
4) преобладание частной формы собственности
2. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи
1) цивилизации и религии
2) общества и природы
3) средств производства и отношений собственности
4) экономики и политики
3. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.
Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Обществом в широком смысле слова называют
1) весь окружающий мир
2) совокупность форм объединения людей
3) группы, в которых происходит общение
4) взаимодействие людей в повседневной жизни
5. Какая пара слов пропущена в следующей фразе?
«Осушение людьми заболоченных земель является примером взаимодействия . »
1) цивилизации и культуры
2) гражданина и государства
3) производства и потребления
4) общества и природы
6. Связь всех сфер жизни общества
1) вытекает из целостности общества как системы
2) достигается политической борьбой
3) обеспечивается идеологической работой
4) устанавливается законодательным путем
7. Многообразие политических систем в странах современного мира в частности проявляется в
1) различных соотношениях форм собственности
2) социальном расслоении общества
3) различных формах государственного устройства
4) имущественном неравенстве людей
8. Верны ли следующие суждения об обществе и культуре?
А. Материальные условия жизни общества оказывают влияние на нормы поведения человека.
Б. Культура общества не зависит от социально-экономических условий его жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны
9. Какое из суждений точно отражает соотношение природы и общества?
1) общество – часть природы
2) природа – часть общества
3) общество – обособившаяся от природы часть мира
4) общество и природа подчиняются единым природным закономерностям
10. К элементам духовной сферы общественной жизни относятся
1) производство, потребление, распределение, обмен материальных благ
2) закон, договорные обязательства
3) мораль, искусство, философия
4) взаимодействие общественных групп
11. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
1) систему 2) часть природы 3) материальный мир 4) цивилизацию
12. К глобальным проблемам современного мира относится
1) возникновение новых межгосударственных объединений
2) завершение промышленного переворота
3) существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты
4) интенсивное развитие науки
13. Всё то, что создано человеком, в своей совокупности называется
1) обществом 2) культурой 3) искусством 4) социумом
14. Продуктом массовой культуры является
1) симфония 2) фольклор 3) балетный спектакль 4) городской роман
15. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?
А. В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается
1) психология 2) социология 3) политология 4) культурология
17. Какой из признаков относится к традиционному обществу?
1) преобладание рутинных технологий
2) быстрое развитие промышленности
3) внедрение в производство научных достижений
4) интенсивное развитие информационных технологий
18. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
1) истощении природных ресурсов
2) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты
3) формировании сети международных террористических организаций
4) росте культурного многообразия
19. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах.
Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20. В отличие от природы, общество
1) является системой 2) находится в развитии
3) выступает в качестве творца культуры 4) развивается по собственным законам
21. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
1) добывающей промышленности 2) обрабатывающей промышленности
3) сельского хозяйства 4) информации и информационных технологий
22. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.
1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны.
23. Какой признак характеризует демографические процессы в современных западных обществах?
1) высокая детская смертность 2) высокая продолжительность жизни
3) высокая рождаемость 4) низкое качество жизни
24. В какой сфере общества происходят процессы маргинализации, стратификации?
1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной
25. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Исторически общество «старше» природы.
Б. Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Читайте так же:  Транспортный налог 28 глава нк рф

1. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в
1) самосохранении 2) самореализации 3) самопознании 4) самообразовании
2. Качества личности проявляются в
1) чертах человека как биологического организма 2) наследственной предрасположенности
3) особенностях темперамента 4) социально-преобразующей деятельности
3. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке?
А. Индивидуальное и общественное в человеке – результат биологической эволюции.
Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Труд в отличие от общения
1) является потребностью человека 2) может доставлять человеку удовольствие
3) непосредственно преобразует предметы окружающей среды 4) предполагает наличие цели
5. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.
1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны.
6. Авторский коллектив завершил создание современной социологической энциклопедии. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?
1) познавательная 2) экономическая 3) социальная 4) духовная
7. Деятельность человека и поведение животного характеризуются
1) выдвижением целей 2) удовлетворением потребностей
3) осознанным выбором средств 4) механизмами самоконтроля
8. Индивидуальность – это
1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму
2) темперамент человека, его характер
3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке
4) совокупность человеческих потребностей и способностей
9. Признаком, отличающим человека от животного, является
1) проявление активности 2) целеполагание
3) приспособление к среде обитания 4) взаимодействие с окружающим миром
10. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.
Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Человека от животного, в частности, отличает наличие
1) кровообращения 2) речи 3) зрения 4) слуха
12. К социальным относятся потребности человека в
1) отдыхе 2) пище 3) воде 4) общении
13. Верны ли следующие суждения о способностях человека?
А. У этого человека нет абсолютно никаких способностей.
Б. Этот человек не смог развить свои способности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны
14. Познавательная деятельность в отличие от трудовой
1) предполагает наличие цели 2) направлена на постижение истины
3) требует специальной подготовки 4) носит полезный характер
15. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, – это 1) общение 2) понимание 3) творчество 4) познание
16. Самопознание направлено на
1) познание общественных норм и ценностей 2) отражение объективной действительности
3) осознание своих возможностей 4) познание законов прекрасного
17. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
1) творческая активность 2) способность к чувственному восприятию
3) обменные процессы 4) действие механизмов наследственности
18. И человек, и животные способны
1) использовать предметы природы
2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда
3) передавать трудовые навыки последующим поколениям
4) осознавать собственные потребности
19. У таких видов чел-ой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они
1) допускают использование определённых правил или норм
2) предполагают обязательное наличие партнёра
3) носят условный характер 4) предписывают обязательное соблюдение ритуалов
20. Субъектами игры в «дочки-матери» являются
1) правила игры 2) игровые сюжеты 3) игрушки 4) дети
21. Социальные потребности человека выражаются в (во)
1) общении 2) сне 3) достижении статуса 4) пище 5) труде
Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.
22. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность – продукт биологической эволюции.
Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
23. Что из перечисленного является важнейшим признаком понятия «личность»?
1) социальная роль 2) особенности темперамента
3) прямохождение4) особенности внешности
24. В познавательной деятельности в отличие от трудовой
1) средства должны соответствовать целям
2) субъектом выступает отдельная личность
3) результатом является создание нового продукта
4) цель состоит в получении достоверного знания
25. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека.
1) существо биологическое 2) сознательно выдвигает цели деятельности 3) живет среди себе подобных 4) обладает способностью к творчеству 5) производит орудия труда с помощью других орудий 6) обладает врожденными инстинктами самосохранения

Другие статьи:

  • Залог успеха кузьминки 2 Ломбард у метро Кузьминки Лучшие ломбарды — рейтинг, адреса и телефоны Зеленодольская улица, 35, метро Кузьминки • 8 (965) 373-33-34 • будни с 11:00 до 20:00; выходные с 12:00 до 20:00 Покупаем в день обращения золото, смартфоны, телевизоры, компьютеры, […]
  • Инструкция по заполнению 128 формы 2019 Годовой отчет – 2017: 12 советов госучреждениям по заполнению форм 0503738 и 0503128 Чтобы не было разногласий с ревизорами и штрафов за искажение бухгалтерской (бюджетной) отчетности, обратите внимание на наши советы по составлению отдельных отчетных […]
  • Нотариусы ленинского района наследство Нотариусы г. Уфы Ленинский район Справочная информация Ахметзянова Рания Фаритовна нотариальные услуги, наследство: по первой букве фамилии наследодателя (умершего) - Адрес: 450050 г.Уфа, ул.Ленина,51, оф. 25Телефон: +7(347) 273-59-14время работы: ПН - […]
  • Пошлина на переоборудование Пошлина на переоборудование +7 (812) 923 43 31 +7 (911) 924 43 31 +7 (911) 240 56 14 [email protected] Помощь в переоборудовании транспортных средств Помощь в переоборудовании транспортных средств. Процесс переоборудования транспортного средства представляет […]
  • Осаго псков дешево ЗЕЛЕНАЯ карта и Осаго ПСКОВ. Круглосуточно Описание: Зеленая карта, ОСАГО (в т.ч.и для иностранцев), ВЗР, Договора купли-продажи ТС. А чтобы не терять время вы можете заказать полис . звоните к нам . МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС КРУГЛОСУТОЧНО . 8 951 753 72 728 911 351 […]
  • Договор руси с греками 911 Договор руси с греками 911 Русско-византийский договор 911 г. Его общеполитическая часть повторяла положения договоров 860 г. и 907 г. В отличие от предыдущих договоров, где его содержание доводилось до сведения как "императорское пожалование" русскому князю, […]
  • Приказ мвд рф 140 дсп от 07 марта 2006г Приказ МВД РФ от 7 марта 2006 г. № 141 “О признании утратившими силу приказов МВД России” Приказ МВД РФ от 7 марта 2006 г. N 141 "О признании утратившими силу приказов МВД России" Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 апреля 2006 г. Регистрационный N 7668 Текст приказа […]