Понятие собственность на природные ресурсы

Понятие права собственности на природные ресурсы

Термин «право собственности на природные ресурсы» означает:

• совокупность правовых норм, регулирующих данный вид отношений. Такие правовые нормы предусмотрены статьями 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, положениями Гражданского кодекса РФ, других нормативных актов (право собственности в объективном смысле);

• совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (объектом собственности) — право собственности в субъективном смысле;

• правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами.

В ст. 9 Конституции РФ записано: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частной собственности (двум ее формам — индивидуальной и коллективной) отводится приоритетная роль.

Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме собственности на землю и недра.

Сравнительно новая для российского законодательства муниципальная форма земельной собственности не является разновидностью государственной собственности, но и не относится к видам частной собственности.

В качестве субъектов права собственности выступают граждане и юридические лица, включая иностранцев, если они осуществляют на территории Российской Федерации инвестиционную деятельность посредством создания или приобретения предприятий со стопроцентным иностранным капиталом.

Круг субъектов государственной и муниципальной собственности устанавливается законом. Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти федерации, республик, входящих в состав федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К субъектам права муниципальной собственности относятся представительные и исполнительные органы местного самоуправления городов и районов.

Различают два способа приобретения прав на землю и другие природные ресурсы — административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой способ предусматривает предоставление земель и природных ресурсов:

Гражданско-правовой способ распространяется на:

• куплю-продажу (по конкурсу, с аукциона);

Основания прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы:

• объективные причины: прекращение права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т. д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государственных надобностей;

• несоблюдение условий пользования: неуплата налогов, нерациональное использование земли и других природных ресурсов, неосвоение земельного участка;

• нарушение законодательства: нецелевое использование, невыполнение обязанностей по охране природных ресурсов, нарушение экологических требований.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

1. Понятие права собственности на природные ресурсы

Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан и общества в целом. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (к орудиям, средствам, результатам труда). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает права собственности как юридическая категория.

Права собственности на природные ресурсы можно рассматривать:

1. Как правовой институт, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих отношение собственности на природные ресурсы. Эти отношения образуют предмет ряда отраслей: конституционного, гражданского, экологического и природоресурсных (земельного, водного, лесного и т.д.) и др. Поэтому институт собственности на природные ресурсы является комплексным (в него включаются нормы различных отраслей права). Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы образуют право собственности в объективном смысле.

2. Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению отдельными компонентами природы и их частями. Субъективное право собственности определяет сущность и содержание юридического отношения собственности над природными ресурсами.

3. Право собственности можно рассматривать как правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами по поводу ресурсов природы.

2. Формы права собственности на природные ресурсы

Точка зрения Е.А. Суханова: на самом деле юридически есть лишь одно право собственности, т.е. право субъекта распространять свои правомочия владения, пользования и распоряжения на некий объект, охраняемое законом от посягательства третьих лиц. При этом у этого права субъекты могут быть разные – индивидуальные (физические лица или юридические лица) и публично-правовые образования, и при реализации такого подхода Суханов предлагает выделять только частную и публичную формы собственности.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

3. Право государственной собственности на природные ресурсы

Большая часть ресурсов природы находится в государственной собственности, которая подразделяется на 2 вида:

1. Федеральная собственность (собственность РФ);

2. Собственность субъектов РФ (можно встретить термин «региональная собственность»).

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ и субъектам РФ, при этом чёткого принципа разграничения имущества между РФ и субъектами РФ в экологическом праве нет. Например, недра находятся в исключительной государственной собственности, при этом закон предусматривает возможность:

а) Передачи месторождения общераспространённых полезных ископаемых в собственность субъектов РФ;

б) Передачи геометризованных блоков недр (участок под земной поверхностью, параметры которого измеряются в трёхмерной системе единиц: высота, широта и длина) на баланс муниципального образования, если он используется для транспортных и хозяйственных нужд муниципального образования. например, та часть недр, которая занята метрополитеном, территориально эти объекты используют ресурсы недр, поэтому геометризованный блок недр может быть передан на баланс муниципального образования. при этом право собственности у муниципального образования на этот блок недр не возникает.

От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции. Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями на праве постоянного бессрочного пользования без права распоряжения этими природными ресурсами.

К федеральным природным ресурсам относятся:

1. Земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ;

2. Земельные участки, занятые федеральными объектами связи, космической деятельности; историко-культурного наследия;

3. Земельные участки, водные и иные природные объекты в границах государственных природных заповедников и национальных парков;

4. Виды животных и растений, занесённые в Красную Книгу РФ;

5. Государственный фонд недр;

6. Водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ, пограничные и транспортные водные объекты;

7. Иные природные ресурсы по соглашению органов власти РФ и субъектов РФ.

Презентация на тему Право собственности на природные ресурсы

Презентацию на тему Право собственности на природные ресурсы можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Обществознание. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд.

Читайте так же:  Как вернуть товар в течении двух недель

Слайды презентации

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы Объекты права собственности на природные ресурсы Субъекты права собственности на природные ресурсы Частная собственность Государственная собственность Муниципальная собственность Основание возникновения и прекращения права собственности

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт — совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы как совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности

Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу. Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд. Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей. Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно. Это необходимо для права собственности.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Виды права собственности на природные ресурсы и объекты:

1) право частной собственности; 2) право государственной собственности: — федеральная собственность; — собственность субъектов Федерации; 3) право муниципальной собственности.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Объекты права собственности:

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах: какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности и какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности

В законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли.

Субъекты права собственности:

физические лица юридические лица Российская Федерация субъекты Российской Федерации муниципальные образования

Право частной собственности

Ст. 9 Конституции РФ установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Согласно ст. 36 Водного кодекса РФ, обособленные водные объекты также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В ст. 40 уточняется, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ.

Право частной собственности:

Лесной кодекс РФ также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке (ст. 20). Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться указанной древесно-кустарниковой растительностью в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире.

Право государственной собственности

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Право государственной собственности установлено на: землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.

Право государственной собственности:

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника

Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения Федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ.

Право муниципальной собственности

Субъектом права муниципальной собственности являются муниципальные образования. От их имени выступают органы местного самоуправления (МСУ). В настоящее время в муниципальной собственности могут находиться лишь земельные участки, расположенные на них обособленные водные объекты и древесно-кустарниковая растительность, а также объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Основания возникновения права частной собственности

Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам

Основания возникновения права государственной собственности:

обращение взыскания на имущество по обязательствам; изъятие для государственных нужд путем выкупа; изъятие объекта, используемого с нарушением требований закона; переход наследства государству; реквизиция – изъятие у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества; конфискация – безвозмездное изъятие по решению суда имущества у собственника в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения; национализация – обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц

Основания прекращения прав собственности

отчуждение собственником своего имущества другим лицам, отказ собственника от права собственности, гибель или уничтожение имущества утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам; отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу; реквизиция; конфискация; отчуждение имущества в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (ст.235).

Тема 6. Право собственности и иные права на природные объекты и ресурсы

6.1. Понятие и виды прав на природные объекты и ресурсы

Природные объекты и ресурсы в экологическом праве рассматриваются, прежде всего, как компоненты окружающей среды, нуждающиеся в охране. В то же время нельзя не учитывать и то, что в результате осуществления природопользования такие объекты и ресурсы, будучи изъятыми из окружающей среды, могут становиться объектами рыночных отношений, имеющих свою оценочную стоимость, определяемую соответствующим спросом на данную продукцию.

В этом смысле важное значение имеет характер принадлежности природных объектов и ресурсов конкретным субъектам экологических правоотношений, которые в зависимости от содержания их правового статуса свободны либо, наоборот, ограничены в принятии тех или иных решений в отношении природных объектов и ресурсов. Поэтому необходимо определиться с видами прав на природные объекты и ресурсы и с субъектами-правообладателями.

Читайте так же:  Первая медицинская помощь пособие

Исходя из анализа действующего экологического законодательства, можно выделить следующие виды прав:

право собственности на природные объекты и ресурсы;

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

аренда и иные виды возмездного срочного пользования природными объектами и ресурсами;

права на условиях договора концессии и соглашения о разделе продукции;

право безвозмездного пользования;

сервитут в отношении природных ресурсов.

Далее будут детально рассмотрены каждый из перечисленных видов прав па природные объекты и ресурсы.

6.2. Право собственности на природные объекты и ресурсы

Согласно ст. 209 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом ст. 129 ГК устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Для начала следует определиться с тем, кого считать собственником природных объектов и ресурсов. В ч. 2 ст. 9 Конституции закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В этом смысле целесообразно рассмотреть нормы природоресурсных законов, регламентирующих данные вопросы.

ЗК в гл. 3 применительно к земле допускает наличие всех предусмотренных Конституцией форм собственности. Учитывая то обстоятельство, что земельный строй в Российской Федерации только формируется на базе в основном государственной собственности на землю, вопросы разграничения государственной собственности на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований регламентируются согласно нормам Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

ЗК также допускает возможность приобретения земельных участков в частную собственность не только гражданами России и российскими юридическими лицами, но и иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, для которых федеральным законодательством установлены определенные ограничения. Так, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» введен прямой запрет на приобретение земель такой категории иностранными гражданами и юридическими лицами.

Статья 27 ЗК определяет состав земель, которые полностью изъяты из оборота либо ограничены в нем.

Согласно ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра в границах Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. При этом установлено, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. В то же время добытые из недр полезные ископаемые и другие ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В соответствии со ст. 8 В К водные объекты находятся в федеральной собственности. Вместе с тем такие водные объекты, как пруд либо обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, находятся соответственно в государственной региональной, муниципальной или частной собственности, если иное не установлено федеральными законами.

ЛК в ст. 19 устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

В собственности гражданина или юридического лица согласно ст. 20 ЛК находится древесно-кустарниковая растительность на принадлежащем этому субъекту земельном участке, если иное не установлено федеральным законом. При этом если такая растительность появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, то им принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться растительностью по своему усмотрению.

Статьей 4 Закона о животном мире установлено, что животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. При этом разграничение государственной собственности на животный мир, на федеральную собственность и собственность субъектов РФ должно осуществляться в порядке, установленном федеральным законом. Закон о животном мире допускает, что к федеральной собственности могут быть отнесены, в частности, объекты животного мира, обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения, населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ и др.

В соответствии со ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях такие территории в зависимости от их статуса и функционального назначения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Право собственности на атмосферный воздух не устанавливается в силу специфических особенностей этого объекта охраны окружающей среды.

Понятие собственность на природные ресурсы

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Понятие права собственности на природные ресурсы (стр. 1 из 2)

Понятие права собственности на природные ресурсы

1. Определение права собственности на природные ресурсы

Собственность составляет экономическую основу жизни общества и выражается в виде отношений между субъектами по поводу материальных и других благ.

Право собственности является юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности и являет собой урегулированы законом общественные отношения по владению, использованию и распоряжению объектами собственности.

Понятие собственности на природные ресурсы следует рассматривать как экономическую и юридическую категории. Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права, а именно тогда, когда первобытный человек впервые обозначил конкретную земельную территорию или участок как принадлежащие роду, племени или отдельному индивиду. Следовательно, главным признаком собственности на природные ресурсы в экономическом аспекте является присвоение конкретной земельной территории или участка со всеми расположенными на них природными ресурсами соответственно первобытным социумом или одним из членов общества. Таким образом, собственность на природные ресурсы как экономическая категория являет собой систему общественно-экономических отношений по поводу присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, объявления их собственностью, в форме, которая определяется господствующим в данном обществе способом производства, уровнем и потребностями развития его, производительных сил.

Как юридическая категория собственность на природные ресурсы является продуктом перехода общества к государственно-правовому уровню организации общественной жизни. Она являет собой результат закрепления правовыми нормами экономических общественных отношений относительно| присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, то есть отношений владения, использования и распоряжения этими ресурсами, лицами, которые юридически признаны владельцами соответствующих богатств природы. Такое закрепление имеет выражение в праве собственности на природные ресурсы.

1. Определение права собственности на природные ресурсы

Нужно различать понятие «собственность» и «право собственности». Собственность — это экономическая категория, которая выражает отношения между лицами по поводу производства и распределения материальных благ. Собственность как экономическая категория связана с определенным средством производства и является основой производственных отношений.

Наряду с другими средствами производства природные ресурсы образуют материальную основу развития общества. Удовлетворяя материальные потребности общества, объекты природы как объекты собственности выполняют экономическую функцию. Но, будучи одновременно и объектами природной среды, они выполняют и экологическую функцию. Таким образом, экономические отношения института собственности на природные ресурсы дополняются экологическим содержанием, которое превращает их в эколого-экономические отношения.

Читайте так же:  Досудебная претензия пример

Право собственности на природные ресурсы — это совокупность правовых норм, которые закрепляют и охраняют владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, в интересах как лица, так и общества, в целом. Таким образом, право собственности в объективном значении следует понимать как совокупность правовых норм, которые закрепляют, регламентируют и охраняют отношения собственности на природные ресурсы в государстве, которыми является земля, недра, леса, растительный и животный мир, объекты естественно заповедного фонду

Конституция Украины закрепляет принцип приобретения и реализации права собственности на природные ресурсы гражданами, юридическими лицами и государством, в соответствии с законом. При этом в Основном Законе не определяется понятие права собственности на природные ресурсы. Не есть определение этого понятия и в экологическом законодательстве Украины.

Необходимость выяснения понятия права собственности на природные ресурсы является актуальной для Украины, поскольку от этого будут зависеть разработка и реализация концепции права собственности та перспектива развития действующего экологического законодательства, которое позволит определить пределы вмешательства государства в регуляцию отношений собственности на природные ресурсы.

Различают право собственности на природные ресурсы в объективном и субъективном понимании.

Объективное право собственности на природные ресурсы — система правовых норм земельного, горного, водного, лесного, фаунистического, естественно заповедного законодательство и тому подобное, которые регулируют отношения относительно владения, пользования и распоряжения землей, лесами, водами и тому подобное. Правовыми нормами, которые составляют содержание права собственности на природные ресурсы в объективном понимании, определяются кругом субъектов, которые могут приобретать природные ресурсы в собственность, объекты права собственности на природные ресурсы, порядок приобретения, изменения, прекращения и защиты права собственности, на землю, леса, воды, животный мир и тому подобное, а также права и обязанности владельцев земельных, водных, лесных и других природных ресурсов.

В субъективном понимании право собственности на природные ресурсы являет собой совокупность правомочностей владельца по владению, использованию и распоряжению соответствующими объектами окружающей природной среды. Правомочию по владению, использованию и распоряжению природными ресурсами, существуют только в рамках правоотношений собственности на земельные участки, водоемы, лесные угодья и тому подобное, которые в свою очередь возникают после приобретения субъектом в собственность конкретного земельного участка, водного объекта, участка леса, и тому подобное

Правоотношения собственности на природные ресурсы являются абсолютными. Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы.

Субъективное право собственности на природные ресурсы — совокупность полномочий разных субъектов (государства, юридические и физические лица) относительно владения, пользования и распоряжения, надлежащими им природными ресурсами (земельными, полезными ископаемыми, лесными, водными, животного и растительного мира, естественно заповедного фонду):

а) возникают в связи с передачей или приобретением в собственность соответствующих природных ресурсов;

б) доказывается государственным актом на право собственности или гражданско-правовым соглашением о приобретении (покупки, продажи, обмен, и тому подобное);

в) носит абсолютный характер, то есть исключительная принадлежность полномочий относительно владения, использования и распоряжения природными ресурсами, их владельцу и общая обязательность всех других воздерживаться от их нарушений. Право собственности на природные ресурсы имеет специфические особенности, связанные с экологическим содержанием последних:

Правоотношения собственности на природные ресурсы являются абсолютными. Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы.

В то же время право собственности на природные ресурсы на современном этапе развития общества не является абсолютным. В большинстве стран мира оно ограничивается в законодательном порядке в интересах общества. Необходимость ограничения права собственности на природные ресурсы в Украине выплывает из Конституции Украины (ст.41), которой предусмотрено, что использование собственности не может наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли. Пределы осуществления права собственности на природные ресурсы определяются кругом положенных законодательством на владельцев соответствующих природных объектов долга относительно рационального использования и охраны окружающей природной среды.

Конституцией Украины установлено, что реализация права собственности на землю и другие природные ресурсы осуществляется исключительно в соответствии с законом. Тем самым Основным Законом закрепленный примат полномочий Верховной Рады Украины как единственного законодательного органа в правовой регуляции экологических отношений, прежде всего отношений земельной собственности. Конституционные положения относительно права собственности на землю, воды, леса, недра и другие природные ресурсы, детализируются в Земельном, Водном, Лесном кодексах Украины, Кодексе Украины о недрах и других природоресурсних законах, которые являются основными законодательными актами в системе экологического законодательства нашего государства.

Законодательство Украины признает большинство расположенных на территории страны| природных ресурсов объектом права собственности, однако устанавливает для них разный статус. Большинство природных ресурсов, которые находятся в природном состоянии, являются объектом права собственности государства (украинского народа) и не подлежат приватизации. К природным ресурсам, которые не подлежат приватизации и могут находиться только в государственной собственности, принадлежат воды, полезные ископаемые и тому подобное.

Другие статьи:

  • Приказ 55н от 27042012 Приказ Минфина РФ от 27 апреля 2012 г. N 55н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" Приказ Минфина РФ от 27 апреля 2012 г. N 55н"О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" В целях упрощения […]
  • Переезд с несовершеннолетним Переезд в другой город с несовершеннолетним ребенком Здравствуйте! Ситуация такова: есть квартира(хрущевская двушка), приватизированная на меня и несовершеннолетнего ребенка(9 лет), с отцом ребенка женаты не были, но отцовство он признал; ребенка не видел уже 8 […]
  • Ногинск органы опеки Управление опеки и попечительства по Ногинскому району, г.о. Черноголовка и Электросталь Проезд (Ногинск): м. Партизанская авт. № 322, 382, 384 «Москва-Ногинск» или м. Курская электропоезд «Москва-Ногинск» или «Москва-Захарово», далее авт. №5, 35, 25, марш. такси […]
  • Федеральный закон судебная система рф Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ"О судебной системе Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Осаго псков дешево ЗЕЛЕНАЯ карта и Осаго ПСКОВ. Круглосуточно Описание: Зеленая карта, ОСАГО (в т.ч.и для иностранцев), ВЗР, Договора купли-продажи ТС. А чтобы не терять время вы можете заказать полис . звоните к нам . МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС КРУГЛОСУТОЧНО . 8 951 753 72 728 911 351 […]
  • Нотариус вологда воскресенье Нотариусы Вологда +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Гисматулина Ольга Рафаиловна Телефон: […]
  • Приобретение земли в собственность процедура Собственность на землю граждан и юридических лиц В статьях 35 и 36 Конституции РФ закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками. Понятие собственности на […]