Инструктажи для водителей транспортных средств методическое пособие

Инструктажи для водителей транспортных средств Методическое пособие ВВЕДЕНИЕ

для водителей транспортных средств

Современные условия предъявляют водителям, управляющим транспортными средствами, все возрастающие требования, удовлетворение которых увеличивает психическую нагрузку на водителя. Это объясняется тем, что в процессе деятельности водителю приходится решать комплекс задач по выбору правильного режима движения автомобиля, принятию решения о возможности маневрирования, слежению за изменениями обстановки и дорожных знаков. Подобная нагрузка на водителя часто приводит к его неправильным действиям из-за недоучета отдельных элементов среды движения и особенностей собственной психики.

Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения связано со многими другими факторами, среди которых основными являются улучшение конструкции автомобилей и других транспортных средств, повышение уровня их безопасности, поддержание транспортных средств в исправном состоянии.

Подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий так или иначе связано с нарушениями Правил дорожного движения непосредственными его участниками. Поэтому важнейшее значение имеет организованный и целенаправленный инструктаж водителей ТС.

Для закрепления знаний, полученных водителями автомобилей в процессе обучения, службы эксплуатации и БД автопредприятия, ответственные за безопасность дорожного движения предприятий независимо от форм собственности, ежемесячно инструктируют водителей по вопросам БДД. Примерные темы инструктажей с учетом погодных условий в течении года:

1.ЯНВАРЬ. Скорость движения, обгон и объезд, остановочный и тормозной пути, дистанция безопасности.

Содержание. Максимальная скорость движения транспортных средств в городах и населенных пунктах, на дорогах.

Выбор скорости в зависимости от состояния проезжей части дороги (сухая, мокрая, покрытая льдом, снегом), видимости (туман, снегопад, метель, пыль), обзорности (наличие поворотов, при проезде перекрестков) и поведения участников дорожного движения (пешеходы, дети, водители других транспортных средств). Скорость при движении в колонне, в темное время суток, при ослеплении и т.д.

Обгон или опережение транспортных средств, его элементы, определение возможности обгона или опережения в сложившейся обстановке. Безопасные приемы управления автомобилем приобгоне или опережении.

Обгон стоящих транспортных средств, его элементы. Объезд стоящих трамваев, троллейбусов, автобусов.

Полный остановочный путь, его составляющие. Время реакции и зависимость его длины от состояния водителя. Тормозной путь и его зависимость от технического состояния транспортного средства и состояния покрытия дороги.

Понятие, элементы и выбор дистанции безопасности.

2.ФЕВРАЛЬ. Обеспечение безопасности дорожного движения в предстоящий весенний период

Содержание. Особенности погодных и дорожных условий, поведение пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов и водителей других транспортных средств в весенний период.

Выбор скорости в условиях тумана. Безопасные приемы управления на скользкой и мокрой дороге. Особенности обеспечения безопасности движения на дороге с различным состоянием покрытия (скользкое, мокрое, сухое).

Проезд мимо детей и мест скопления пешеходов.

3.МАРТ. Обязанности водителя. Требования к техническому состоянию транспортных средств.

Содержание. Перечень документов, необходимых для работы на линии, оформление путевой документации.

Проверка автомобиля перед выездом на линию и при смене на линии, наблюдение за его техническим состоянием в пути. Действия водителя при возникновении неисправности автомобиля на линии.

Предъявление документов для проверки. Оказание помощи в пути.

Запрещение управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии. Запрещение передавать управление транспортным средством лицам, не имеющим водительского удостоверения или находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Запрещение употреблять спиртные напитки, управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии. Запрещение передавать управление транспортным средством.

Обязанности водителя при ДТП, при проезде автомобилей и мотоциклов, оборудованных специальным звуковым сигналом.

Требования к техническому состоянию рулевого управления, тормозной системы, трансмиссии, колес и шин, кузова, грузовой платформы и сцепного устройства, внешних световых приборов и дополнительному оборудованию. Эффективность действия рабочего тормоза. Подготовка к годовому техническому осмотру автомобиля и его проведение.

4.АПРЕЛЬ. Обеспечение БДД пешеходов и велосипедистов. Перевозка пассажиров и грузов.

Содержание. Проезд пешеходных переходов. Проезд мимо мест соревнований. Движение по территории автостанций.

Определение момента возникновения опасности для дальнейшего движения в зависимости от направления движения и поведения пешеходов (особенно детей или взрослых с детьми) и велосипедистов.

Перевозка пассажиров в автобусах, легковых и грузовых автомобилях. Нормы загрузки автобусов и легковых автомобилей. Подача автобусов на посадку. Перевозка детей и туристов.

Перевозка грузов: габаритные размеры, крепление и обозначение крупногабаритного груза днем и в ночное время суток при их перевозке.

Работа транспортных средств в предпраздничные и праздничные дни.

5.МАЙ. Обеспечение БДД в летнее время.

Содержание. Особенности дорожных условий, поведение водителей (в том числе индивидуальных транспортных средств) в летнее время.

Безопасные приемы управления в летний период в условиях увеличения скорости и интенсивности движения транспортных средств. Движение по объездам в местах ремонта автодорог. Проезд мимо пешеходов и детей.

6.ИЮНЬ. Встречный разъезд транспортных средств. Дорожные знаки, указатели, линии дорожной разметки.

Содержание. Встречный разъезд в темное время суток. Соблюдение безопасного бокового интервала при разъездах, в том числе на горных дорогах.

Дорожные знаки и указатели, зоны их действия.

Расположение и значение линий, дорожной разметки.

7.ИЮЛЬ. Начало движения, маневрирование, остановка и стоянка транспортных средств, сигналы маневрирования.

Содержание. Действия водителя перед началом движения, при изменении направления движения, перестроении, развороте.

Движение транспортных средств по территории строительных объектов.

Понятие остановки и стоянки. Места запрещения остановки и стоянки. Остановка на дороге на длительный срок. Остановка и стоянка в темное время суток. Стоянка автобусов и отправление их с автостанций.

Световые и звуковые сигналы маневрирования. Проезд железнодорожных переездов.

8.АВГУСТ. Обеспечение БДД в осенний период.

Содержание. Особенности погодных и дорожных условий, поведение пешеходов, особенно детей (школьников), в осенний период.

Выбор скорости и безопасных приемов управления на мокрой, скользкой и загрязненной дороге, а также в условиях тумана.

Обеспечение БДД на дороге с различным состоянием проезжей части (сухая, мокрая, скользкая, загрязненная). Движение в темное время суток, предстоящий осенний период.

Проезд мимо пешеходов, особенно детей (школьников).

9.СЕНТЯБРЬ. Безопасные приемы управления и торможения. Движение по горным дорогам. Буксировка.

Содержание. Безопасные приемы управления при движении по заснеженной дороге, при гололедице. Способы торможения.

Информация водителей о погодных и дорожных условиях на маршруте.

Действия водителя в аварийной ситуации: при возникновении заноса, ослеплении , движении встречного транспортного средства, отказе рулевого управления или тормозной системы, внезапном появлении пешехода или другого какого-либо препятствия на пути движения автомобиля.

Движение по горным дорогам.

Буксировка транспортных средств, способы и случаи запрещения буксировки.

10.ОКТЯБРЬ. Движение в темное время суток.

Содержание. Исправность внешних световых приборов, пользование ими.

Движение в сумерках и тумане. Встречный разъезд в темное время суток. Выбор скорости движения в зависимости от видимости. Ослепление.

Регулировка света фар. Минимальное расстояние видимости при ближнем и дальнем свете фар. Движение с одной фарой. Переключение света фар и подфарников. Остановка и стоянка в темное время суток. Движение в темное время суток в колонне.

11.НОЯБРЬ. Обеспечение БДД в зимних условиях.

Содержание. Особенности погодных и дорожных условий, поведения водителей и пешеходов (в том числе и детей) в зимнее время.

Безопасные приемы управления на скользкой и заснеженной дороге, при гололедице, в снегопад, при возникновении заноса. Преодоление снежных заносов. Проезд мимо остановок общественного транспорта. Меры обеспечения БД пешеходов в зимний период.

12.ДЕКАБРЬ. Проезд перекрестков, площадей, железнодорожных переездов. Сигналы светофоров и жесты регулировщика.

Содержание. Скорость движения при подъезде к нерегулируемому перекрестку и его проезде. Порядок очередности проезда перекрестков. Проезд регулируемых перекрестков. Проезд площадей.

Виды железнодорожных переездов. Порядок проезда автомобилей, особенно автобусов, через охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды. Значения сигналов светофоров и жестов регулировщика.

Запрещается допуск водителей транспортных средств на линию без прохождения ими инструктажа. Время, место прохождения и список лиц, на которых возлагается их проведение, устанавливается приказом руководителя предприятия. Отметка о прохождении соответствующего вида инструктажа заносится в журнал инструктажа или в личную карточку водителя.

Инструктажи проводятся согласно ГОСТ 12.0.004-90, приказа Минавтотранса № 13 от 5.8.88 г.

Вводный инструктаж по БДД проводится со всеми вновь принимаемыми на работу на предприятии.

Содержание. Правила организации движения транспортных средств на территории предприятия, маршруты движения, особенности погрузо-разгрузочных работ. Действия водителя при ДТП. Анализ аварийности. Порядок прохождения медицинских осмотров. После прохождения вводного инструктажа, водители ТС должны пройти стажировку с водителем-наставником (3 дня – на такси, 8 дней – на автобусе) – если у данных водителей есть разрешающие отметки В,С,Д. Если существуют разрешающие отметки (категории) В и С – после переподготовки на категорию Д (автобусы) стажировка должна длиться не менее 15 дней (после автошколы). Рабочий стаж водителя – наставника – не менее 5 лет (без ДТП, нарушений трудовой дисциплины и пр.).

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие рабочими, переводимыми из одного подразделения в другое (в том числе, с одного автомобиля на другой), с работниками, выполняющими новую для них работу.

Проводится при выполнении междугородних перевозках, перевозках крупногабаритных и тяжеловесных грузов, перевозках опасных грузов, детей, при направлении водителей в командировку; с водителями туристско-экскурсионных автобусов.

Содержание. Условия движения транспортных средств, опасные места на маршруте движения, погодные условия, режим движения транспортных средств, время отдыха и приема пищи, места остановки и стоянки, порядок проезда железнодорожных переездов.

Проходят все работники, независимо от квалификации, образования, стажа работы, характера работы, не реже 1 раза в 0,5 года

Инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц, занятых на одном виде работы в объеме первичного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

—при изменении правил по охране труда,

—при изменении технологического процесса,

—при смене оборудования,

—при нарушении работником требований по безопасности труда,

—при значительных перерывах в работе (60 дней и более или при переводе с одного транспортного средства на другое,

—при нарушении водителем ПДД или при совершении им ДТП.

Проводится с 20 по 30 число каждого месяца

Содержание. Информация водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при отказах систем автомобиля (рулевое управление, тормозная система, ходовая часть, колеса и шины и т.д.). Противопожарные и противоугонные меры. Действия водителя по снижению тяжести последствий ДТП (мероприятия пассивной безопасности). Правила проезда железнодорожных переездов (регулируемых и нерегулируемых). Разбор дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Проводится с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта.

Содержание. Информация водителей о погодных условиях с прогнозом метеослужб региона. Техника безопасного вождения транспортного средства при гололедице, грязном покрытии дорожного полотна, при вождении по опавшим листьям. Техническая подготовка транспортного средства к зимнему и летнему периоду эксплуатации. Особо опасные места на маршруте движения, меры предосторожности при движении на опасных участках. Пешеходный поток в летнее время. Повышение активности пешеходов (особенно школьников).

Специальный инструктаж по БДД проводится со всеми водителями предприятия в следующих случаях:

—при опасных изменениях условий движения на маршрутах,

—при внезапном изменении грузопассажирских маршрутов,

—при получении информации о совершенных происшествиях,

—при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.

Проводится непосредственно диспетчером при выдаче водителю путевого листа.

Содержание. Характер груза. Обстановка да дороге. Изменения в маршруте движения. Скорость движения. Пункты погрузки-разгрузки (посадки-высадки пассажиров). Режим труда и отдыха.

Проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями водителя (уборка территории, выполнение погрузо-разгрузочных работ и т.д.)

Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели безпредварительнойстажировкизапрещен.

Стажирование осуществляется под руководством опытных водителей-наставников. Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузовом автомобиле – не менее 3 лет, не допускавших за последние три года нарушений ПДД, не совершавших за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебных заведениях и имеющих свидетельство водителя-наставника. Водитель – наставник назначается приказом по предприятию.

Водители, впервые назначаемые для работы на легковых таксомоторах, проходят стажировку в течении трех дней, водители грузовых автомобилей – сроком до 1 месяца.

Стажировка водителей автобусов, как правило, включает два этапа: предмаршрутный и маршрутный. Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе и на учебной площадке. Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров по расписанию. Каждый этап стажировки заканчивается контрольной проверкой. Окончательное решение об успешном прохождении данного этапа принимает комиссия, в которую входит и водитель-наставник. Если водитель не проходит контрольной проверки по одному из этапов стажировки, ее срок продлевается до 20 часов.

Водители, совершившие по своей вине ДТП, должны быть направлены на стажировку в течении 8 часов с последующей сдачей тестовых экзаменов.

ДВИЖЕНИЕ АВТОБУСОВ ЗАПРЕЩАЕТСЯ (ВРЕМЕННО):

—по погодным условиям (туман, ливень, град, снегопад, пожары и т.д.), когда видимость из кабины водителя автомобиля в светлое или темное время суток менее 50 метров. Исключение – когда на отдельных участках маршрутов (не более 300 м) из-за тумана видимость ограничена до 50 м. При этом скорость транспортного средства не должна превышать 20 км/ч.

—при гололедице. Исключение – если протяженность гололеда не превышает 100 м на участках маршрута в городских условиях движения, 1000 м – пригородные маршруты движения.

—превышение скорости ветра более 25 м/с.

—при выполнении междугородних и пригородных маршрутов перевозки пассажиров в зимнее время (при температуре окружающего воздуха 40 С и ниже). Исключение – если перевозки осуществляются несколькими автобусами одновременно (при выходе из строя одного автобуса, пассажиров следует пересадить на другой).

—автомобильная дорога покрыта водой или снегом и водитель автомобиля не видит со своего рабочего места четко границ проезжей части (дороги).

—при изменении дорожных условий в случае проведения ремонтных работ (объездная дорога не соответствует требованиям БДД, есть угроза безопасности пассажирам).

Читайте так же:  Компенсация за посещения доу

Право временного прекращения движения автобусов представляется:

—диспетчерской службе (с немедленной информацией руководителю предприятия, автовокзала, городских служб),

—руководителям дорожных служб, энергоснабжения и др.

Данные отступления должны быть учтены при проведении инструктажей водителей автобусов.

Общие обязанности водителей

Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе – удостоверение на право управлять транспортным средством данной

— регистрационные документы на транспортное средство (тех.талон, технический паспорт и т. д.);

— путевой или маршрутный лист, документы на перевозимый груз, а также

перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих фарах освещения и задних габаритных огнях (на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости), не действующем со стороны водителя стеклоочистителе (во время дождя или снегопада),

проходить по требованию сотрудников милиции (ГИБДД) освидетельствование на состояние опьянения.

Водитель обязан предоставлять транспортное средство:

— сотрудникам милиции для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезду к месту стихийного бедствия,

­— сотрудникам милиции, федеральных органов государственной безопасности, налоговой полиции в случаях, не терпящих отлагательства;

— медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи;

— медицинским работникам, сотрудникам милиции и федеральных органов государственной безопасности, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения.

Водитель транспортного средства у лиц, воспользовавшихся транспортным средством, должен потребовать справку или произвести запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, фамилии, должности и номера служебного удостоверения, наименования организации, а от медицинских работников – получить талон установленного образца.

При дорожно-транспортном происшествии, водитель, причастный к нему, обязан:

— немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);

— не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

— принять меры для оказания доврачебной помощи пострадавшим;

— вызвать скорую медицинскую помощь или отправить пострадавшего на попутном транспорте, а если это невозможно – то доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение;

— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавшего на своем ТС в лечебное учреждение, предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение ТС, следы и предметы. относящиеся к происшествию, принять все меры к их сохранению и организации места объезда ДТП;

— сообщить о случившемся в милицию и в свое предприятие;

— записать фамилии и адреса очевидцев ДТП и ожидать прибытие сотрудников ГИБДД.

— управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянении, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание. В болезненном состоянии или в утомленном состоянии;

— передавать управление ТС Лицам, находящимся в состоянии опьянения, болезненном или утомленном состоянии, не записанным в путевом листе и не имеющим при себе водительского удостоверения данной категории транспортного средства;

-­­-­­- оставлять на проезжей части предметы (груз), создающие помехи для движения других транспортных средств.

Обязанности водителя перед выездом и при работе на линии

Перед выездом на линию водитель обязан:

— пройти предрейсовый медицинский осмотр;

— убедиться в полной комплектности и технической исправности ТС;

— при получении путевой документации предъявить диспетчеру свое водительское удостоверение на право управления ТС.

При проверке технической исправности ТС особое внимание обратить на:

— работу ДВС, тормозной системы, рулевого управления, вспомогательного оборудования (стеклоочистителей, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации), сцепного и опорного устройства (в составе автопоезда, тягача), замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, привода управления дверьми (у автобуса), системы отопления, спидометра;

— состояние колес, шин, подвески, стекол, государственных номерных знаков, внешнего вида автомобиля, состояние глушителя (на наличие трещин и пробоин), состояние храповика коленчатого вала и пусковой рукоятки, состояние коврика в кабине (на наличие порезов)

— отсутствие подтекания топлива, масла, охлаждающей жидкости;

— наличие знака аварийной остановки, укомплектованной медицинской аптечки, огнетушителей, молоточков для разбивания стекол (у автобуса);

— наличие противооткатных упоров (не менее 2-х), широкой прокладки под пяту домкрата;

— затяжку болтов колес и рессор, наличие болтов крепления.

В случае обнаружения неисправностей, при наличии которых, согласно ПДД, запрещается эксплуатация транспортных средств, выезд на линию до их устранения запрещается.

Водитель ТС не имеет права выезжать на линию, если его отдых между сменами был короче удвоенной продолжительности рабочей смены в предыдущий период, а также с просроченной справкой периодического медосвидетельствования.

При работе на линии:

— следовать только по указанному маршруту;

— соблюдать установленные нормативы вместимости автобуса и грузоподъемности автомобиля;

— начинать движение ТС только с закрытыми дверями, кроме предусмотренных случаев движения с открытыми (по ледовым переправам);

— избегать резких маневров, с места трогаться плавно и также плавно тормозить, увеличивать и замедлять скорость движения постепенно, не делать крутых поворотов;

— поддерживать скорость движения ТС с учетом дорожных, погодных условий и требований дорожных знаков;

— при возникновении неисправности ТС, угрожающей безопасности движения, принять все меры к ее устранению, если это невозможно – вызвать техническую помощь;

— во время движения не отвлекаться от управления ТС, не вступать в разговоры с пассажирами не оставлять рабочее место до полной остановки ТС;

— при вынужденной остановке убедиться, что ТС находится в безопасности и не создает помех для других ТС, заглушить ДВС, затормозить ТС стояночным тормозом и включить низшую передачу КПП, в горных условиях – подложить под колеса противооткатные упоры;

— на дорогах со спусками не разобщать трансмиссию от двигателя, перед затяжными спусками и подъемами – остановиться и проверить действие тормозной системы;

— при ослеплении светом встречного автомобиля и потере видимости – не менять полосу движения, немедленно снизить скорость, включить аварийную сигнализацию и остановиться;

— в случае ДТП – оказать помощь пострадавшим и как можно скорее сообщить о случившемся на свое предприятие и в органы ГИБДД;

— в темное время суток и при недостаточной видимости включить фары дальнего или ближнего света;

— если при работе на маршруте в ночное время наступает дремотное состояние, следует остановиться, выйти из кабины ТС, сделать несколько физических упражнений;

— при движении не следует пользоваться накатом, отсоединять ДВС от трансмиссии, за исключением случаев подъезда к намеченной остановке при скорости движения не более 40 км/ч ;

— проезжая остановки общественного транспорта и пешеходные переходы, двигаться следует со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, или следует остановиться – чтобы пропустить пешеходов, вступивших на переход;

— сразу же по прибытии на объект, в автопредприятие, следует отметить у диспетчера фактическое время пребывания и сообщить ему об условиях движения на маршруте, на погрузо-разгрузочных площадях, предъявить дежурному механику ТС для проверки его технического состояния, сообщить ему об обнаруженных во время работы на линии технических неисправностях. Пройти послерейсовый медицинский осмотр.

Водителю ТС запрещается:

— превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой ТС, а также указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости», установленном на автомобиле;

— перевозить людей в буксируемом автобусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля.

В туман, ливень, град, метель, снежную бурю, когда видимость из кабины водителя менее 50 м , водитель автобуса междугородного и пригородного сообщения сам принимает решение о прекращении движения.

Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте

Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте

ЖУРНАЛЫ УЧЕТА ИНСТРУКТАЖЕЙ, ПРОВОДИМЫХ С ВОДИТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ

«Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» (утв. Минтрансом РФ 9 марта 1995 г., N 27) регламентировано требование обеспечения водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей. Требования лицензионных органов предусматривают наличие и ведение двух видов журналов инструктажей — вводного инструктажа и журнала инструктажей, обеспечивающих информацией водителей об условиях движения и работы на маршруте.

Виды инструктажей и их структура

Вводный инструктаж содержит информацию для водителя об: особенностях условий работы предприятия, установившихся маршрутах перевозок, особенностях погрузки-разгрузки перевозимых грузов, вопросах организации и осуществлении мероприятий по безопасности движения с водительским составом.

Предрейсовый инструктаж (детальное уведомление) включает информацию:

— об условиях движения и наличии опасных участков на маршрутах движения;

— состоянии дорожных и погодных условий, порядке проезда ж/д переездов, путепроводов, мест скопления людей.

Для водителей маршрутов большой протяженности инструктаж дополнительно содержит информацию: о режиме движения, организации отдыха и приема пищи, порядке стоянки и охраны транспортных средств, режиме труда и отдыха водителей.

Периодический инструктаж проводится, как правило, ежемесячно и содержит сведения о:

— новых нормативных правовых документах РФ, приказах, распоряжениях, регламентирующих права, обязанности и ответственность водителей;

— действиях водителя при возникновении критических ситуаций, в том числе при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, ходовая часть, шины и т.п.);

— действиях водителя по снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий;

— осуществлении противоугонных и противопожарных мер.

Сезонный инструктаж проводится два раза в год перед наступлением осенне-зимнего и весенне-летнего периодов и содержит информацию:

— об особенностях безопасного управления автомобилем в условиях гололеда, снегопада, дождя, тумана, в условиях недостаточной видимости и т.п.;

— об увеличении транспортных и пешеходных потоков;

— о мерах по безопасности движения в период школьных каникул;

— о мерах предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов в сложных дорожно-климатических условиях;

— об анализе типичных дорожно-транспортных происшествий, допущенных в сложных метеорологических условиях.

Специальный инструктаж проводится в случаях:

— внезапного изменения маршрута перевозок;

— изменения характера перевозимого груза ;

— поступления оперативной информации о стихийных бедствиях, экологических катастрофах, авариях в зоне действия маршрутов перевозки организации;

— временного прекращения движения на маршруте;

— направления водителя в командировку.

Классификация грузов: грузы общего назначения, крупногабаритные, тяжеловесные, длинномерные, опасные.

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ВОДИТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРЕДРЕЙСОВЫХ И ПОСЛЕРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

Журнал учета предрейсовых и послерейсовых осмотров составляется в соответствии с «Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» (приложение к Приказу Министерства здравоохранения СССР N 555 от 29 сентября 1989 г.).

При предрейсовых осмотрах водителя проводится:

— сбор анамнеза (опрос о самочувствии);

— измерение температуры тела (по показаниям);

— измерение артериального давления (по показаниям);

— определение частоты пульса;

— реакция на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, которая выявляется одним из принятых методов, допущенных Минздравом РФ к использованию.

После осмотра в путевом листе водителя ставится штамп «Медосмотр прошел» и подпись лица, проводившего предрейсовый медицинский осмотр. Штамп (запись) не ставится при выявлении признаков временной нетрудоспособности — недомогании, положительной пробе на алкоголь в выдыхаемом воздухе.

Данные предрейсового осмотра водителей заносятся в журнал установленной формы.

Проведение предрейсовых (послерейсовых — выборочно) осмотров может осуществляться медицинскими работниками здравпункта предприятия или учреждения здравоохранения, имеющего лицензию на соответствующий вид деятельности.

При положительной реакции на алкоголь оформляется протокол освидетельствования, который подписывается медицинским работником и двумя свидетелями. Форма протокола произвольная.

При несогласии с результатами осмотра водитель может обратиться в медицинское учреждение за медицинским освидетельствованием, имеющее специализированный кабинет экспертизы опьянения, в иные лечебно-профилактические учреждения, на которые возложена эта функция.

Освидетельствование проводится по направлению должностных лиц организаций (по письменному направлению с печатью организации), а также по обоснованному письменному заявлению освидетельствуемого.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ЛИЧНОЙ КАРТОЧКИ ВОДИТЕЛЯ

В соответствии с «Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров» (утв. Минтрансом РФ 09.03.1995, N 27), п. 3.1.2, «Организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству». Данные, характеризующие профессиональную надежность водителя, фиксируются в личной карточке водителя.

Предупредительная работа (стажировка, обучение со сдачей зачетов по безопасности движения, инструктажи (кроме предрейсовых), индивидуальные беседы и т.п.)

Дорожно-транспортные происшествия

Нарушения Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации автотранспортных средств, Правил перевозки грузов и пассажиров

ЛИСТОК ПРОХОЖДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, впервые нанимаемых на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водителям: 1) имевшим перерыв в водительской деятельности более одного года; 2) назначаемым для работы на горных маршрутах; 3) переведенным на новый тип транспортного средства; 4) переведенным на новый маршрут перевозки пассажиров.

ЖУРНАЛ УЧЕТА НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ДРУГИХ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК, СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОПУСТИЛИ ВОДИТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (утв. 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ), ст. 20, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны анализировать и устранять причины нарушений Правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств. Данные о нарушениях Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации и других правил фиксируются в журнале учета нарушений ПДД. Анализ данных учета совершенных нарушений позволяет выявить водителей группы повышенного риска, разрабатывать и осуществлять мероприятия по повышению надежности водительского состава.

ЖУРНАЛ УЧЕТА НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ДРУГИХ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК, СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОПУСТИЛИ ВОДИТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

7.3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Порядок проведения государственного технического осмотра (ГТО) с применением средств диагностирования (известного больше как инструментальный контроль) определен следующими основными нормативными документами:

Читайте так же:  Проживание бесплатно за присмотр

— Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 N 196-ФЗ;

— Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. Утв. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27;

— Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 31.07.1998 N 880;

— приложением к Постановлению Правительства РФ N 880 «Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

— Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств» от 15.03.1999 N 190;

— приложением к Приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации N 190 «Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

— «Правилами дорожного движения». Утв. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.1996 N 3;

— Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Утв. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090;

— приложением к Постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации N 1090 «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств»;

— государственными стандартами и техническими условиями, установленными для определения технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

При подготовке транспортного средства (ТС) к предъявлению на пункт государственного технического осмотра (ПГТО) с использованием средств технического диагностирования необходимо ознакомиться с «Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС», изложенным в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Автомобиль, предъявленный на ГТО, должен иметь:

— опрятный внешний вид, детали кузова не должны иметь видимых повреждений — вмятин, царапин, следов ржавчины; диски колес, если они за зиму поржавели, нужно подкрасить;

— чистый моторный отсек с отчетливо читаемыми номерами двигателя, кузова и шасси (рамы).

Давление в шинах автомобиля необходимо довести до нормы, установленной заводом-изготовителем, поскольку недостаток давления в одном из колес может быть причиной повышенной разницы тормозных усилий, которую покажет измерительный стенд. Также необходимо снять колпаки колес (если они есть), т.к. проверяется надежность крепления колес по условиям безопасности.

В комплектацию автомобиля должны также входить находящиеся в исправном состоянии огнетушитель с неистекшим сроком годности и знак аварийной остановки или мигающий фонарь.

Состав аптечки первой помощи должен соответствовать перечню комплектности, который можно найти в приложении к «Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации» (от 23.10.93 N 1090). Просроченные лекарственные препараты (если таковые будут) необходимо заменить новыми.

В бак автомобиля необходимо залить бензин, соответствующий требованиям эксплуатации двигателя.

Лобовое стекло не должно иметь сколов и трещин в зоне работы стеклоочистителя со стороны водителя.

В соответствии с п. 15 «Правил проведения ГТО автомототранспортных средств РФ» (Приказ МВД РФ от 15.03.99 N 190) государственный технический осмотр транспортных средств владельцев производится только после предъявления владельцем ТС следующих документов:

— паспорт (военнослужащий предъявляет удостоверение личности и справку, подтверждающую предоставление жилплощади по месту службы, а также военный билет);

— водительское удостоверение с разрешенными отметками в нем на право управления транспортным средством, предъявленным на ГТО.

Иностранные граждане или лица без гражданства, прибывшие в РФ на срок до 6 месяцев, при предъявлении на осмотр транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции, должны иметь международное или национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении, или другое национальное удостоверение с заверенным в установленном порядке его переводом, подтверждающее право на управление транспортными средствами соответствующей категории.

Те же лица, прибывающие на жительство в РФ на срок 6 месяцев и более, должны иметь российское водительское удостоверение, выданное в установленном порядке;

— свидетельство о регистрации ТС или технический паспорт ТС;

— медицинская справка установленной формы о годности к управлению ТС данной категории;

— документ, подтверждающий право владения (для собственника ТС) или пользования и (или) распоряжения ТС (для представителя собственника), составленный в соответствии с гражданским законодательством РФ;

— квитанция об оплате налога с владельцев транспортных средств, произведенной на расчетный счет государственной налоговой инспекции (ГНИ) по месту прописки владельца ТС.

В том случае, если ТС проходит ГТО не каждый год или не проходил ГТО в предшествующем году, владелец ТС предъявляет квитанции (платежные поручения) об уплате налога с владельцев ТС как за текущий, так и за предшествующий год, в который осмотр не производился;

— квитанция об оплате сборов за проведение ГТО;

— документы, выданные органами Государственного надзора за связью в РФ, Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ или Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ и удостоверяющие право пользования радиоэлектронными средствами (высокочастотными устройствами) на территории РФ, либо их принадлежность Министерству обороны РФ или Федеральному агентству правительственной связи при Президенте РФ — если транспортное средство оборудовано этими устройствами;

— регистрационные документы с соответствующей записью (штампом), произведенной Государственной инспекцией, на оборудование транспортного средства специальными световыми и звуковыми сигналами — если транспортное средство оборудовано этими сигналами;

— договор рекламодателя (рекламораспорядителя) с собственником (представителем собственника) транспортного средства — если на транспортное средство нанесена реклама.

Государственной инспекцией не принимаются документы, заполненные карандашом или имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова, а также не оговоренные исправления. Текст документов должен быть написан ясно и четко. Фамилии, имена и отчества граждан должны быть написаны полностью с указанием их места жительства, а наименования (фирменные наименования) юридических лиц — без сокращений и с точным указанием юридических адресов.

Копии представляемых документов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, не могут служить заменой подлинников.

Непосредственно процедура контроля АМТС подразделяется на ряд операций, которые определены ГОСТом 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», из которых можно выделить следующее:

Входной контроль, при котором инспектор ГИБДД проверяет наличие указанных выше документов, комплектации ТС, проводит сверку номеров кузова, шасси и двигателя с номерами, указанными в регистрационных документах, проверяет автомобиль на угон по базе данных ГИБДД, проводит контроль основных узлов кузова (ремней безопасности, замков дверей, сидений, противосолнечных щитков, зеркал заднего вида и др.) и внешнего вида.

Контроль тормозных систем производится в соответствии с ГОСТом на специально оборудованных площадках или тормозных стендах площадочного или, наиболее часто применяющихся, барабанного типа.

Такие стенды позволяют оценить тормозное усилие на каждом из колес отдельно, подсчитать суммарную тормозную силу от всех колес и, приведя ее к весу автомобиля, вычислить удельную тормозную силу, которая является, в соответствии с ГОСТом, основным нормируемым показателем. Кроме того, определяется неравномерность действия тормозных механизмов по осям колес автомобиля, что также влияет на устойчивость автомобиля при торможении.

Расчет удельной тормозной силы на этих стендах проводят с помощью встроенных вычислительных устройств или внешних компьютеров по формуле:

Величина удельной тормозной силы выражается как и коэффициент неравномерности, в относительных единицах или в процентах и, в соответствии с требованиями ГОСТа, должна быть для соответствующих категорий ТС не ниже величин, указанных в таблице, для АТС, производство которых начато после 01.01.81.

Для автотранспортных средств в снаряженном состоянии нормативы тормозного пути приведены в скобках.

В таблице приведены предельные значения коэффициента неравномерности тормозных сил для колес одной оси автомобилей и прицепов. Общая удельная тормозная сила, развиваемая стояночной тормозной системой, должна быть не менее 0,16 или обеспечивать неподвижное состояние АТС полной массы на дороге с уклоном не менее 16%, а для АТС в снаряженном состоянии — на дороге с уклоном не менее 23% для легковых автомобилей (категория М) и не менее 31% для грузовых (категория N).

Тормозная система автомобиля не должна иметь подтеканий тормозной жидкости. Светосигнальные устройства и манометры, контролирующие давление в пневматической тормозной системе, должны находиться в работоспособном состоянии.

Для того, чтобы тормозные системы автомобиля смогли успешно выдержать проверку, необходимо провести квалифицированное техническое обслуживание или ремонт основных узлов, следить за своевременной заменой тормозной жидкости, а у автомобилей с пневматической тормозной системой — за работоспособностью системы осушения сжатого воздуха и удаления конденсата.

Необходимо учитывать, что требования ГОСТа запрещают внесение изменений в тормозную систему, использование агрегатов и узлов, не предусмотренных конструкцией. Такие дефекты, как изношенность шин, наличие внутренних разрывов корда (грыжи), погнутость и кривизна колесных дисков, существенно влияют на значение коэффициента неравномерности тормозных сил.

Замену тормозных накладок, колодок дисков и барабанов необходимо проводить обязательно по обоим колесам оси. После замены указанных деталей необходимо дать им приработаться в течение пробега 300 — 400 км.

При проверке автомобилей в сырую погоду или после мойки желательно просушить тормозные механизмы, в особенности барабанного типа, путем нескольких торможений или непродолжительным движением с подторможенным автомобилем. Не рекомендуется также подвергать проверке тормоза автомобиля с ошипованными шинами на роликовых площадных стендах, т.к. коэффициент сцепления стального шипа со стальной поверхностью барабана или площадки может быть существенно ниже, что отрицательно скажется на результатах испытаний.

Контроль системы рулевого управления проводится также на специально оборудованных стендах, позволяющих воздействием знакопеременных нагрузок на управляемые колеса обнаружить дефекты, имеющиеся в элементах подвески (шаровых опорах, шкворнях рулевой трапеции, рессорных втулках, рулевых редукторах и др.). Часто стенды оборудуются синхронизированным с перемещением нагрузочных площадок импульсным освещением, что позволяет за счет стробоскопического эффекта быстро и точно определить имеющиеся люфты и дефекты деталей. Этот раздел проверки не имеет четких цифровых определений в соответствии с ГОСТом и проводится визуально, так же как и оценка плавности вращения рулевого колеса, стабильности работы гидроусилителя руля, отсутствия подтекания рабочей жидкости в гидросистеме, наличия ограничителей поворота рулевого колеса, отсутствия трещин и деформаций деталей и др. Числовым показателем ГОСТа, нормирующим работу элементов рулевого механизма, является суммарный люфт в рулевом управлении, который при испытаниях не должен превышать следующих допустимых значений:

Суммарный люфт измеряется специальным прибором (люфтомером), который позволяет определить угол поворота рулевого колеса в градусах при приложении к его ободу дозированной знакопеременной нагрузки в соответствии с методикой испытаний. Данное измерение проводится на автомобиле с управляемыми колесами, выставленными в направлении прямолинейного движения.

При подготовке АМТС к этому этапу проверки необходимо провести очередное обслуживание узлов и деталей рулевого механизма, проверить уровень рабочей жидкости и натяжение приводного ремня насоса в системе усилителя рулевого управления, проверить затяжку и фиксацию резьбовых соединений деталей и узлов, состояние пыльников и защитных кожухов. Необходимо помнить, что как и в тормозной системе не допускается использование не предусмотренных конструкцией узлов и деталей, в том числе рулевых колес и т.д. Толщина обода рулевого колеса при использовании оплетки не должна превышать 40 мм.

Контроль внешних световых приборов заключается в проверке соответствия их типа, количества, цвета, углов видимости и расположения требованиям ГОСТа 8769, а также направления, распределения и силы света светового пучка — требованиям ГОСТа 25478-91. Система светораспределения основных фар автомобиля при ближнем свете должна иметь вид, приведенный на рисунке с приподнятой правой частью светотеневой границы. В зависимости от высоты установки фар ГОСТом предусмотрены различные углы наклона светового потока. Измерения проводят на специально оборудованных, выровненных с большой точностью площадках с помощью специальных оптических приборов.

Система светораспределения основных фар автомобиля (рисунок не приводится)

На АТС, фары которых снабжены корректором с управлением из салона, данные измерения проводят в положении управляющего устройства корректора, соответствующем загрузке. Помимо угла наклона светового потока при ближнем свете фар (типа С или НС), измеряется и разность в освещенности, создаваемой фарой, выше и ниже светотеневой границы и нормированное значение силы света в режиме «дальний свет», которое должно составлять не менее 10000 кд.

Противотуманные фары (тип В) также контролируются по углу наклона положения световой границы и разности силы света на фиксированных уровнях (+/- 3) от верхней светотеневой границы.

Кроме фар, на автомобиле с помощью сигнальных приборов контролируются:

— сила света светосигнальных фонарей;

— время от момента включения указателей поворота до появления первого проблеска (не более 1, 2 сек.);

— частота проблесков фонарей указателей поворота (90 +/- 30 проблесков в минуту);

— соотношение длительности горения фонаря указателя поворота ко времени цикла (в пределах 30 — 75%).

Выполнение других требований к внешним световым приборам контролируется визуально и может быть сведено к следующему:

— на АТС должны быть установлены основные фары одной системы светораспределения;

— на грузовых АТС с прицепами грузоподъемностью более 7,5 т и полуприцепами, конструкцией которых не предусматривается установка знака автопоезда из трех фонарей, должен быть установлен опознавательный знак автопоезда в виде равностороннего треугольника желтого цвета (сторона 250 мм) с внутренней подсветкой;

— фары-искатели и фары-прожекторы могут быть установлены на автомобиле только в случаях, предусмотренных конструкцией;

— сигнализаторы включения световых приборов в салоне должны быть в исправном состоянии;

— на автомобиле могут быть установлены не более 2-х противотуманных фонарей, которые должны включаться одновременно с габаритными огнями;

Читайте так же:  Выплаты декретного пособия и по уходу за ребенком

— стоп-сигналы заднего хода должны включаться автоматически при воздействии на соответствующие органы управления и, как и все другие светосигнальные огни (кроме указателей поворотов), работать в постоянном режиме;

— стекла фар должны быть чистыми, целыми, без трещин и сколов;

— отражатели оптических элементов фар не должны иметь следов потемнения металлизированной поверхности, коррозии;

— внутри оптических элементов не должно быть посторонних предметов и жидкостей (тормозная жидкость, влага).

При подготовке автомобиля к этому этапу проверки можно проконтролировать и, в случае необходимости, выставить фары, пользуясь инструкцией по эксплуатации автомобиля и импровизированным экраном (белая стена, ворота и т.д.). Несмотря на кажущуюся примитивность, этот способ при условии правильного его выполнения дает неплохие результаты. Лампы, установленные в фары, должны соответствовать по мощности инструкции завода-изготовителя и иметь прозрачную колбу.

Лампы, имеющие потемневшую или деформированную колбу, что, как правило, является следствием установки лампы большей мощности, чем предписано, необходимо заменить.

Необходимо также проверить соответствие мощности ламп, установленных в другие автосигнальные устройства, от этого зависит не только сила их света, но и частота проблесков указателей поворота.

Контроль состояния шин и колес осуществляется, в основном, визуальным способом. Единственно инструментально контролируемым параметром является высота рисунка протектора шин, которая должна быть не менее:

1,6 мм — для легковых автомобилей;

1,0 мм — для грузовых автомобилей;

2,0 мм — для автобусов.

Для прицепов и полуприцепов минимальная высота рисунка протектора принимается той же, что и для тягачей.

Основные требования к применяемым на автомобилях шинам следующие:

— шины, установленные на АТС, должны соответствовать требованиям в руководстве по эксплуатации транспортного средства по скорости и грузоподъемности.

Не допускается установка:

— на одну ось автобусов, легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов к ним шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких;

— на одну ось грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов к ним шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с различными типами рисунков протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких.

На автотранспортных средствах не допускается установка:

— шин, восстановленных по I классу, на передней оси междугородных автобусов;

— шин, восстановленных по II классу, на междугородных автобусах, на передней оси легковых автомобилей, на передней и средней осях междугородных автобусов;

— шин, восстановленных по классу «Д», на междугородных автобусах, на передней оси легковых автомобилей, на передней и средней осях автобусов, грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов;

— шин с отремонтированными местными повреждениями на передней оси автобусов, грузовых и легковых автомобилей.

Шины не должны иметь местных повреждений, пробоев, порезов, обнажающих корд, местных отслоений протектора.

При подготовке автомобилей к проверке необходимо внимательно осмотреть колеса и шины, убедиться в надежности крепления колес, отсутствии инородных предметов между сдвоенными колесами, проверить момент затяжки колесных гаек и болтов, давление в шинах, наличие золотников и защитных колпачков на вентилях. Диски колес не должны иметь трещин, погнутостей, нарушений сварных швов.

В случае если на автомобиле установлены диски, не предусмотренные конструкцией, при контроле может потребоваться наличие сертификата на их соответствие требованиям безопасности.

7.4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ, КРУПНОГАБАРИТНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ

7.4.1. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с «Правилами перевозок опасных грузов автомобильным транспортом» (утвержденными Министерством транспорта РФ 08.08.95, N 73, и зарегистрированными в Министерстве юстиции РФ 18.12.95, N 997). Правила разработаны в соответствии с требованиями Европейского Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR/ДОПОГ), к которому Россия присоединилась в 1994 г., и содержат широкий круг специальной регламентации к транспортным средствам и дополнительному оборудованию, водительскому персоналу, маркировке опасных грузов и транспортным средствам, организации перевозки и т.д. Кроме того, субъекты РФ, помимо общероссийских, вводят дополнительные требования, связанные с особенностями осуществления на своей территории перевозок опасных грузов. Это касается, прежде всего, маршрутов осуществления перевозок.

Лицензирование перевозок опасных грузов в РФ производится на основании действующего «Положения о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.97 N 322.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке опасных грузов заявитель представляет в лицензионный орган (помимо документов, предусмотренных при перевозках грузов общего назначения) копии свидетельств о непрерывном стаже работы водителей автотранспортных средств данной категории (не менее 3 лет) и о прохождении ими специальной подготовки, а также документы, свидетельствующие о технической возможности транспортных средств осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов. Специальная подготовка водителей имеет целью ознакомление водителей с опасностями, связанными с перевозкой опасных грузов, и получение знаний, необходимых для уменьшения вероятности дорожно-транспортного происшествия, а в случае такого происшествия — принятия необходимых мер для снижения тяжести его последствий и негативного влияния на окружающую среду.

К опасным грузам относятся вещества и материалы или изделия, которые при транспортировании, выполнении погрузо-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств и других объектов, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения людей. В более общем виде можно определить опасный груз как груз, физические, химические, биологические и др. свойства которого способны оказать отрицательное или катастрофическое воздействие на людей и окружающую среду. Перечень допущенных к перевозке опасных грузов автомобильным транспортом представлен в приложении 1 вышеуказанных Правил. Следует учесть, что в номенклатуре грузов приложения 1 указаны физико-химические наименования опасных грузов, а не товарные или транспортные.

Документом, определяющим классификацию опасных грузов в РФ является государственный стандарт «Грузы опасные. Классификация и маркировка» (ГОСТ 19433-88). Критерием для классификации опасных грузов являются вид и степень опасности груза, которые определяются по показателям, установленным в стандарте.

Класс груза определяется основным (единственным и приоритетным, выявленным по таблице) видом опасности.

Отнесение к подклассам производится по критериям, определенным этим ГОСТом для каждого класса.

Категории определяются наличием или отсутствием дополнительных видов опасности, группы — физическими свойствами (2 класс), категорией упаковки (7 класс) и др.

Государственный стандарт устанавливает следующие классы опасности грузов:

класс 1 — взрывчатые вещества (ВВ);

класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

класс 4 — воспламеняющиеся твердые вещества; самовозгорающиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

класс 5 — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

класс 6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

класс 7 — радиоактивные материалы (РМ);

класс 8 — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

класс 9 — прочие опасные вещества.

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется на основании договора о перевозке, заключаемого автотранспортным предприятием с грузоотправителем (грузополучателем), или по разовым заказам.

Договоры на перевозку опасных грузов заключаются автотранспортными предприятиями с грузоотправителями (грузополучателями) на общих основаниях в соответствии с установленным в Гражданском кодексе порядком. В заявке на перевозку опасных грузов должны быть указаны наименование и адрес перевозчика, вид перевозок (одноразовая, многоразовая, транзит, экспорт, импорт и т.д.), срок действия лицензии, пункт назначения, характеристика груза, наименование отправителя и получателя, предполагаемый срок доставки. В левом верхнем углу заявки (разового заказа) грузоотправителем (грузополучателем) делается четкая отметка красным цветом «опасный груз».

После принятия заявки автотранспортным предприятием грузоотправитель должен представить товарно-транспортную накладную (4 экземпляра) и аварийную информационную карточку системы информации об опасности, заполнение которой производится по данным изготовителя опасных веществ, сертификат на упаковку.

Наиболее важным аспектом в системе перевозок опасных грузов является организация перевозок, специфические особенности которой обусловлены действиями разрешительной системы и требованиями безопасности перевозочного процесса. Эта система входит в полномочия ГИБДД МВД Российской Федерации, она осуществляет выдачу разрешений на перевозку особо опасных грузов, согласование маршрутов перевозок и выполнение контролирующих и управляющих функций при транспортировке.

Выбранный перевозчиком маршрут подлежит обязательному согласованию в следующих случаях:

— при перевозке «особо опасных грузов»;

— при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (горной местности), в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.);

— при перевозке, выполняемой колонной более трех транспортных средств, следующих от места отправления до места назначения.

При согласовании маршрута перевозки опасного груза учитываются особенности схем организации дорожного движения, временное их изменение, эксплуатационное состояние автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, определяется безопасная скорость движения при перевозке, необходимость и вид сопровождения.

Согласование маршрутов перевозки опасных грузов производится в следующем порядке:

— при прохождении маршрута по территории нескольких субъектов РФ и при осуществлении международных перевозок — соответствующими управлениями (отделами, отделениями) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ;

— при прохождении маршрута по двум и более районам — управлением (отделом, отделением) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ;

— при прохождении маршрута по двум и более районам в городе и приравненным к ним административно-территориальным образованиям — управлением, отделом (отделением) ГИБДД, главного управления, управления (отдела) внутренних дел города, а также управления (отдела) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах;

— при прохождении маршрута в пределах одного района, города и района в городе — соответствующим отделом (отделением) ГИБДД управления (отдела) внутренних дел района, города, округа и района в городе, а также управления (отдела) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах.

Документальным подтверждением согласования маршрута перевозки опасных грузов служит маршрутный лист, который должен находиться у водителя при выполнении перевозок опасных грузов.

Осуществление перевозок опасных грузов должно производиться с утвержденной «Правилами перевозок опасных грузов автомобильным транспортом» системой информации об опасности (СПО), которая включает следующие основные элементы:

— информационные таблицы для обозначения транспортных средств;

— аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий;

— информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационных таблицах;

— специальную окраску и надписи на транспортных средствах.

Пример заполнения информационной таблицы для обозначения транспортных средств.

Информационная таблица для обозначения транспортных средств (рисунок не приводится)

Аварийная карточка СИО при перевозке прилагается к путевому листу и находится у водителя или сопровождающего лица и помогает принять правильные экстренные меры при возникновении аварийной ситуации, а также расследовать причины аварии.

Аварийная карточка заполняется грузоотправителем на основании условий безопасной перевозки, ГОСТов, ОСТов, технических условий изготовителей и паспорта безопасности на конкретное опасное вещество и изделие.

Аварийная карточка включает в себя следующие основные положения:

— техническое наименование опасного вещества;

— другие наименования (синонимы);

— идентификационный номер вещества по списку ООН;

— класс и подкласс опасного вещества;

— код экстренных мер (КЭМ);

— физико-химические свойства вещества;

— пожаро- и взрывоопасность вещества;

— опасность для человека;

— средства пожаротушения и нейтрализации вещества;

— меры первой помощи и индивидуальные средства защиты.

В странах ЕС согласно правилам ADR/ДОПОГ (добавление В.5, маргинальный номер Rn 250001) транспортное средство маркируется предупредительной табличкой, информирующей о характере опасного груза и о номере данного вещества по номенклатуре ООН.

Табличка имеет размеры 300 х 400 мм и горизонтальной линией разделена на две равные части. В верхней части таблички обозначается вид опасности по ДОПОГ (2 или 3 цифры), в нижней части идентификационный номер ООН. Все соответствующие номера и обозначения приведены в таблице N 1 ДОПОГ (Rn 250000). Фон таблички оранжевый, окантовка, поперечная полоса и цифры — черного цвета толщиной линии 15 мм.

Другие статьи:

  • Залог комфорта Межкомнатные двери – залог удобства и комфорта Межкомнатные двери появились достаточно давно. Изначально, они появились в древнем Китае, во времена, когда книги были невероятной ценностью и их охраняли больше, чем императора. Собственно, именно в императорской […]
  • Адвокат фролова Коллегия адвокатов “Фролов и партнеры” Коллегия адвокатов «Фролов и партнёры» работает на рынке юридических услуг, защищая интересы граждан и компаний, действуя строго в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Коллегия […]
  • Ставиться ли печать в приказ о приеме на работу Приказ о приёме на работу Процесс временного трудоустройства практически всегда завершает приказ (распоряжение) о приеме на работу работника по срочному трудовому договору на год или другой период. В 2018 году форма этого документа не является строгой, хотя в […]
  • Об акционерных обществах федеральный закон рф от 26 декабря 1995 г 208-фз Об акционерных обществах федеральный закон рф от 26 декабря 1995 г 208-фз Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., […]
  • Деньги под залог птс вологда Автоломбард в Вологде — кредиты под залог ПТС, автомобиля за 30 минут Кредитный калькулятор Заполните анкету онлайн и приезжайте сразу за деньгами Условия и программы кредитования в автоломбарде Автоломбард в Вологде одобряет кредиты под залог автомобиля и ПТС […]
  • Заявление на выселение из нежилого помещения Выселение из нежилого помещения Выселение из нежилого помещения возможно при обстоятельствах, указанных в соглашении об аренде. Нежилые помещения могут предоставляться во временное пользование гражданам и юридическим лицам, которое оформляется путем заключения […]
  • Заместитель прокурора домодедово Уволен зампрокурора Московской области Неожиданные новости поступили из прокуратуры Московской области. В ряде СМИ появилась информация о том, что заместитель прокурора Московской области Станислав Буянский несанкционированно проник на территорию […]