Метод требования к современному уроку

Метод требования к современному уроку

Классный менеджмент — управление учебно-познавательным процессом, поведением, дисциплинированностью и процессом социализации, осуществляемый учителем в классе.

Личностно-ориентированное образование — педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.

Обучение — целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека.

Оптимизация педагогического процесса — логическая последовательность действий учителя для избранного сценария учебно-воспитательного процесса.

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).

«С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков», — так оценил урок выдающийся отечественный педагог-ученый Ю.А. Конаржевский

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными.

Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план. Поурочный план – это не только рациональная конструкция урока, но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средства экономии времени и сил.

Проект –это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее.Урок никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует основательная подготовка к нему. Учитель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников, а это требует тщательного продумывания процесса обучения. Жарова Л.В. в своей книге «Учись самостоятельности» акцентирует внимание учителя на планирование не только своей деятельности на уроке, но прежде всего деятельности учащихся и предлагает привлекать их самих к разработке плана следующего урока, реальные штрихи которого можно наметить в конце предыдущего. Тем самым, учитель постепенно может приобщить учащихся к планированию в целом своей деятельности на уроке, и в частности к выполнению отдельных видов заданий или своего ответа. Ученик на практике приобретает одно из важнейших умений – умение планировать. Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство – это уже черты современного урока. Можно подумать, что проектирование поурочного плана по одной и той же технологии приведет к однотипности уроков. Этого не случиться никогда. Индивидуальность учителя, разный уровень компетентности, творчества, различные предметы, разнообразная тематика уроков, возрастные особенности учащихся, степень педагогических и ученических умений не позволит сделать уроки одинаковыми.

Успех урока определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности, а интересом к теме урока. И действия учителя на уроке не должны быть связаны обязательством выполнения собственного плана. По ходу урока не исключена любая импровизация. Но хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного урока.

Требования к современному уроку

Цель урока – это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока.

Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.

Учебно-образовательный аспект определяет какие предполагаются приращения в знаниях.

  • формирование новых знаний; усвоение новых знаний (усвоить, значит, понять, запомнить, применить);
  • обеспечение усвоения (углубления, расширение) наиболее существенных элементов знаний, определений, правил, формул, формулировок, теорий и их доказательств.
  • формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений, усвоение материала.
  • формирование навыков (точных, безошибочно выполняемых действий, доведенных в силу многократного повторения до автоматизма);
  • формирование умений (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности);
  • контролирование степени усвоения знаний, умений, навыков.

Развивающий аспект какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся:

1) Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции ( новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи ( экспрессивность, выразительность);овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

2) Развитие мышления:

  • умение выделить объекты сравнения;
  • находить параметры и признаки сравнения;
  • умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;
  • умение анализировать;
  • умение строить аналогии;
  • обобщать;
  • систематизировать;
  • объяснять понятия;
  • ставить и решать проблему.

3) Развитие сенсорной сферы — развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

4) Развитие двигательной сферы — овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.

5) Формировать интерес к предмету, связывая изучение творческого материала с историей развития науки, эмоции, волю.

Воспитывающий аспект — какие качества личности будут формироваться.

  • Формирование мировоззренческого понимания науки как объективной реальности;
  • Формирование представления о познаваемости мира, роль практики как критерия истинности познания; методы научного познания (наблюдение, исследования, эксперимента, выдвижения гипотез), методологические понятия (объяснения, обоснования, доказательства, аксиомы, истины, теоремы).
  • Формирование диалектико-материалистического понимания развития природы и общества: понимания причин развития знаний, потребностей практики, противоречий в науке. Условий приемлемости правил, формул, свойств, отражений причинно-следственных связей.
  • Воспитание понимания роли труда и научных знаний в жизни общества, активность, настойчивость, самостоятельность в изучении предметов, познавательную потребность, увлеченность предметами, творческий подход к решению задач и выбору профессии.
  • Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность. Эстетическое воспитание.

Дидактические требования к современному уроку

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
  • сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся

Психологические требования к уроку

К ним относятся:

  • учет возрастных особенностей;
  • учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

Гигиенические требования к уроку

  • температурный режим;
  • освещенность;
  • критические точки усвояемости.

Дидактические требования к современному уроку

Дидактические требования к современному уроку

реализация на уроке всех дидактических закономерностей

четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,

сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков:

Урок изучения нового— традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок применения знаний в различных измененных условия— практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний— практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний— семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний— контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Показатели реального результата решения задачи

Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

Применение знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Читайте так же:  Экспертиза проектов в вологде

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока:

Организация начала урока

Проверка выполнения домашнего задания

Всесторонняя проверка знаний

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Применение новых знаний.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

Организация начала урока

Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.

Современный урок. Его анализ.

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. В последние годы личностно- ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Развитие способностей ученика – основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлениюопыта учениковпо отношению к излагаемому учителем содержанию.Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. Образовательный аспект связан с расширением объема, развивающий – со структурным усложнением усваиваемого содержания, воспитательный- с формированием отношений. Возможность осуществления единства упомянутых функций должна быть заложена как в содержании, так и в методах, посредством которых в процессе обучения передается содержание образования.

Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Что под этим подразумевается?

1. Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности.

2. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями.

3. Формирование прочных мотивов учения, постоянного

самосовершенствования, самообучения, самовоспитания.

4. Эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников.

5. Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения.

6. Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

7. Воспитание культуры чувств и т. д

Исходя из современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

Целевые связи урока носят системообразующий характер. Познавательный аспект ТЦУ — это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований.

1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Нужно показывать учащимся, что они должны сделать, чтобы научиться тому, чему их учат.

2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность.

3. Формировать навыки — точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма.

4. Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

5. Формировать то. Что учащиеся должны познать, уметь в результате работы на уроке.

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.

Речевое развитие– показатель интеллектуального и общего развития ученика. Необходимо развиватьмышление,т.е. учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить.Развитие сенсорной сферы( глазомера, ориентировки в пространстве),развитие двигательной сферы. В качествепринципов построения образовательного процесса выступают:

Принцип выбора, принцип творчества и успеха,

Принцип веры, доверия и поддержки.

Если триединая цель урока есть связь настоящего с будущим, то его конечный результат есть связь настоящего с прошлым. Эффективность урока определяется степенью адекватности результатов и цели. Конечный результат урока складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока. Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:

1. целенаправленность его деятельности на уроке,

2. характер отношений с учащимися,

3. индивидуально-личностный подход к учащимся,

4. дифференцированный подход к обучению,

5. умение приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся,

6. работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений,

7. работа по развитию познавательного интереса,

8. работа по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности,

9. сфокусированность усилий на формировании понятий

10. развитие общих способностей учащихся,

11. объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки,

12. эффективность усилий, развивающих личность,

13. эффективность воспитывающих влияний.

«Ученический блок» конечного результата урока складывается из следующих позиций:

1. уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке,

2. отношение учащихся к учебному труду,

3. отношение учащихся к учебному предмету, учителю, друг другу,

4. объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности,

5. наличие у учащихся познавательного интереса,

6. воспитательная и развивающая подвижка личности, возникающая в ходе урока,

7. знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.

Общие современные требования к уроку представлены в предложенном пакете документов. Они разработаны научно-методическим комплексом «Новая школа» в 2001 году. «Ключевыми словами» являются «мотивация», «субъектный опыт», «самопознание» , «самореализация»и т. д.

Как эти положения раскрываются на уроках математики?

Еще до систематического изучения геометрии, где вводятся строгие математические определения, учитель беседует с учениками, выясняя, какие у них уже имеются представления. Для этого организуется свободная эвристическая беседа, стимулирующая учащихся высказываться, не боясь ошибиться по поводу того, как они могли бы содержательно определить эти термины. Ученики осмысливают свой прошлый опыт, это подготавливает их к восприятию математических понятий.

Для овладения геометрией как научной дисциплиной важно использовать субъектный опыт, накопленный детьми при ориентации в окружающем пространстве. Ведь этот опыт чрезвычайно богат и разнообразен. Важно не просто его использовать, а постепенно наполнять математическим содержанием, отбирая в нем все ценное, что необходимо для овладения геометрией. До изучения систематического курса геометрии у учащихся складываются топологические, проективные и метрические представления. Важно использовать такие разнообразные проективные представления, основу которых составляют наблюдения за лучом света, тенью,. На этой основе складывается понимание проекции , что облегчает различение плоских и объемных геометрических фигур, их изображений. Особое значение придается осознанию того, что один и тот же объект может иметь разную геометрическую форму в зависимости от позиции наблюдения. Такие уроки проводятся как своеобразные уроки- открытия, где ученик работает с личностно- значимым для него содержанием. Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует от учителя специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока. В этих условиях меняется и режиссура урока. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге. В ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно- значимым смыслам, ценностям. (индивидуальному сознанию). Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик, происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания.

Несколько слов о мотивации. Часто спрашивают: «Зачем нужно изучать математику?» И учителя примитивно отвечают, что математика нужна в магазине, на базаре, в каждой профессии. После такого объяснения детям становится понятно, что кроме этих простых действий математики, остальные знания им могут не понадобиться. И тогда исчезает та положительная мотивация, которая необходима для развития интереса к предмету. Но дело в другом. Учитель математики должен хорошо понимать, для чего действительно изучается его предмет в школе.

Благополучие страны, основа ее развития – в интеллектуальном потенциале общества. Именно процесс обучения математике формирует у учащихся те необходимые качества: умение думать, отстаивать свои мысли и идеи, т.е. рационалистический стиль мышления. Выдающийся педагог И.Г. Песталоцци утверждал, что знание математики позволяет более правильно воспринимать окружающий мир, находить истину, избегать искажений и предрассудков, укреплять здравый смысл. Если человек был сведущ в математике, то это всегда значило высшую степень учености человека. Но в жизни большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке. Математика- метод и язык познания окружающего мира. Исходя из этого, учителю необходимо понимать, что математике нужно учить каждого ученика, различие может быть только в объеме изучаемого материала. Так не все выпускники школы в дальнейшем будут использовать изученный в школе математический материал, а такие черты, как критичность, доказательность, логическая строгость, абстрактность, аргументированность, экономичность, алгоритмичность необходимы каждому человеку. Учитель математики должен своей задачей поставить именно формирование этих черт.

Читайте так же:  Сумма осаго в 2019 году

И все же в обучении математике главная задача — развивать математический стиль мышления. С этой целью просо необходимо широкое применение, использование разноуровневых дидактических материалов. Задачи нестандартные, повышенной сложности развивают творческие способности учащихся. Решение задач различными способами подчеркивает красоту учебного предмета, воспитывает интерес к нему.

Преподавание — двусторонний процесс. Обратная связь достаточно активная, и иногда существенно влияет на результативность урока как в одну, так и в другую стороны. А поэтому для понимания и осознания происходящего на проведенном уроке ( а что я сделал не так?) существует такой вид деятельности как анализ урока (точнее, самоанализ, а затем помощь коллег, присутствующих на уроке). Совершенствование педагогического мастерства учителя, обобщение передового педагогического опыта, наконец, невозможны без грамотно построенного педагогического анализа урока.

Первые публикации по анализу урока появились в отечественной педагогической литературе в XIXвеке. Остается эта тема актуальной и сегодня. Анализ урока рассматривается в работах многих современных авторов . .Продолжается разработка теоретических и методических основ педагогического анализа урока. Вместе с тем, проблема анализа урока относится к числу тех проблем, которые никогда не получат исчерпывающего решения. Эта принципиальная теоретическая неразрешимость проблемы педагогического анализа вынуждает прибегать к эмпирическому способу ее решения , т.е. способу, основанному на опыте работы, здравом смысле, тех или иных теоретических решениях и практической сметке. Это порождает существенные трудности при наблюдении, анализе, оценке урока. Отсутствие исчерпывающего теоретического решения проблемы не означает отсутствия в науке решения вообще. Выбор конкретного метода педагогического анализа осуществляется исходя из характера сформулированных целей и задач анализа.

Важнейшими принципами педагогического анализа урока являются следующие.

1. Принцип объективности.

2. Принцип взаимосвязи и взаимодействия. Взаимосвязь отдельных компонентов урока составляет его сущность. Поэтому анализ урока в большинстве случаев должен быть направлен на выявление , раскрытие и оценки взаимосвязей структурных компонентов урока. Только в этом случае раскрывается глубинная сущность урока как системы. Урок представляет взаимодействие учителя и учащихся. Именно это взаимодействие является причиной формирования конечного результата.. Выявление характера взаимосвязей и взаимодействий компонентов и подсистем урока позволяет выявить причины происходящего на уроке, определить реальные результаты и эффективность организации урока, установить причинно- следственные связи явлений и фактов урока.

3. Принцип развития. Осуществляя педагогический анализ урока с опорой на принцип развития. Следует понимать, что все без исключения педагогические явления и факты являются мобильными, постоянно изменяющимися феноменами, пребывающими в постоянном развитии. Анализ конкретного урока дает мгновенный срез, «фотографию» развивающего процесса. Посредством педагогического анализа урока отслеживаются тенденции, либо единичные факты.

4. Принцип детерминизма.Согласно этому принципу педагогические явления обладают причинно- следственными связями, следовательно, у любого педагогического явления должна существовать педагогическая причина. С другой стороны, любое действие, явление является причиной возникновения следующих событий, действий. Выявление этих причин и следствий и составляет одну из сущностей педагогического анализа урока.

5. Принцип активности. Активность применительно к педагогическому анализу урока предполагает отказ от роли простого фиксирования происходящего. Активный педагогический анализ направлен не на констатацию и оценку хода урока, а на выявление его причинно – следственных связей, служит совершенствованию и преобразованию урока.. Активный анализ можно уподобить «волшебному зеркалу», в котором учитель наблюдает внутреннюю сущность собственных действий, познает то, что скрывается за внешним, процессуально содержательным на уроке.

6. Принцип индивидуального подхода.Анализ урока является по своей сути анализом творческого процесса. Творчество является делом личности. Только от личности учителя зависит уровень творчества, степень преобразования педагогической действительности, реализуемые им на уроке. Наконец, значимым для анализа урока являются опыт, уровень теоретической и методической компетентности, личностные качества учителя. Все это требует индивидуального подхода к анализу урока.

7. Принцип главного звена. В процессе анализа рока необходимо выделять тот учебно-воспитательный момент, несовершенство которого оказывает наибольшее отрицательное воздействие на достижение целей и задач урока. как правило, таким моментом является рассогласование целей между триединой целью урока, содержанием учебного материала, избранными методами и формами организации обучения, а также способами организации познавательной деятельности учащихся. Выделение главного звена урока и является основной задачей анализирующего.

8. Принцип целевого планирования.Любое педагогическое мероприятие обязательно должно быть спланировано и построено так, чтобы его результаты соответствовали поставленным целям. Анализ урока должен быть тщательно спланирован и подготовлен. Необходимо разработать особую программу наблюдения .В современной педагогической науке разработаны методы педагогического анализа урока, различающиеся по целям, технологии реализации, трудоемкости, уровню анализа и т.д. Поэтому сегодня вам будут предложены различные схемы анализа урока, позволяющие облегчить подготовку к нему.

Разнообразие методов педагогического анализа урока помогает избрать такой метод анализа, который в данном конкретном случае наиболее эффективен и целесообразен. Все методы анализа объединяет направленность на реализацию дидактических функций анализа урока. Разнообразие методов способствует более точной реализации этих функций в их конкретном воплощении. Вместе с тем , свобода выбора порождает и проблемы. Зачастую трудно оптимально реализовать само право выбора. Для этого необходимо не только твердо знать и представлять цель анализа конкретного урока, но и потенциальные возможности, особенности каждого метода. Широко применяя различные схемы, технологии и методы анализа урока, учителя очень часто не получают того результата, на который рассчитывали или заменяют анализ оценками «Мне урок понравился» и т.д. Особенностью и отличительной чертой педагогического анализа урока должно стать тщательное соблюдение научного подхода . Под технологией анализа урока понимают совокупность конкретных указаний как, каким образом и при каких условиях наиболее эффективно применяется метод педагогического анализа. Технология анализа есть своеобразный сборник предписаний для анализирующего урок, расписывающих что, как, когда и в какой последовательности ему делать на уроке.

В настоящее время в практике работы отечественной школы нашли применение многие методы анализа урока. Чаще всего применяются такие, как структурный анализ, поэтапный анализ, дидактический анализ, аспектный анализ, комплексный анализ, системный анализ и др.

В целом все различие уровней педагогического анализа урока можно свести в две группы: эмпирический уровень анализа и научный уровень анализа. Эмпирический уровень анализа урока предполагает установление простейших связей между отдельными педагогическими фактами , имеет описательный, зачастую примитивно-оценочный характер. Такой уровень анализа трудно назвать анализом в подлинном смысле этого термина. Научный уровень анализа предполагает наличие цели анализа и оценки урока , направлен на выявление и описание системы работы, определение главного, основного в уроке, в работе учителя , в работе учащихся. Владение научным уровнем анализа урока предполагает высокий уровень профессиональной компетенции, педагогического опыта и подготовленности анализирующего.

Требования к современному уроку

По мере развития педагогической науки жизнь предъявляет все новые требования к школе, к учителю, к учащимся.

Содержание уроков определяется государственной программой, составленной на основе научных данных и практического опыта учителей, отображающей единство теории и практики. Выполнение государственной программы является обязательным условием при проведении уроков физической культуры. Учебная программа построена на основе Президентских тестов. Это выражено в том, что в программу включены основные виды физических упражнений, входящих в нормативы тестов. Материал программы соответствует возрастным особенностям детей, составлен по принципу постепенного перехода от простого к сложному и представляет такое сочетание различных видов физических упражнений, которое разрешает задачи физического воспитания.

Каждый урок физической культуры имеет определенные задачи образовательного, воспитательного и развивающего характера. Например, образовательные – ознакомить, научить, продолжить обучение, совершенствовать, оценить и др., воспитательные – оказание помощи и поддержки, проявление чувства коллективизма, товарищества, честности и др., развитие двигательных качеств: координации, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, силы и др..

Обучение проводится с учетом уровня физического и психического развития и потенциальных возможностей учащихся. Для проведения каждого урока физической культуры учитель составляет план, в содержание которого входит рациональный подбор упражнений, правильно распределяется учебный материал, дозируется учебная нагрузка.

Эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры, а, следовательно, повышаются требования его проведению.

Урок должен быть правильно построен:

-быть последовательным продолжением предыдущих занятий, в то же время иметь свою целостность и законченность, одновременно он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;

— соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;

— быть интересным для учащихся, побуждать их к активной самостоятельной деятельности;

— содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;

— носить обучающий и воспитывающий характер;

— отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм, обеспеченности достаточным количеством необходимого спортивного инвентаря и оборудования.

Уровень проведения урока физической культуры повышается благодаря постоянному контролю за учебным процессом.

Организация учебного труда школьников.

Эффективность уроков зависит от подготовки учителя, от правильного планирования учебного материала и его претворения, от использования имеющегося оборудования и инвентаря, применение технических средств обучения с учетом специфики мест проведения занятий, от умения учителя рационально применять формы и методы обучения.

В процессе занятий учитель обеспечивает постоянную занятость учащихся, достигая тем самым высокой результативности уроков.

Поэтому, исходя из задач урока, выбирается самый эффективный способ организации учебного труда школьников.

Читайте так же:  Требования к камерам видеофиксации

Фронтальный метод. Его преимущество — большой охват учащихся, при ознакомлении учащихся с новым материалом или разучивание некоторых упражнений, достижение высокой плотности урока и большой нагрузки. Это лучший способ организации коллективного выполнения упражнений. Его применение удобно при изучении большинства упражнений школьной программы (в легкой атлетике, изучение элементов спортивных игр, элементов лыжного строя, передвижения на лыжах, в изучении упражнений с мячами, с гимнастическими палками, с короткими скакалками и др. ), не требующих особой страховки и помощи.

Поточный метод. Выполнение учащимися одного и того же упражнения по очереди, одним за другим беспрерывным потоком. Таких потоков может быть два – три в зависимости от условий. Например, при обучении упражнениям в равновесии два – три потока могут быть при наличии двух – трех гимнастических скамеек, бревен и т.д. При такой организации занятий увеличивается плотность урока, а следовательно, и нагрузка. Поточный способ удобен при выполнении опорных упражнений: прыжков, прыжков в длину и высоту, при лазаниях и перелезаниях, при акробатических упражнениях, равновесии, а также при подъемах и спусках на лыжах.

Разновидностью данного вида является выполнение нескольких различных упражнений. Например, в начале ученики идут по скамейке, перелезают через бревно, прыгают через планку, лазают по гимнастической стенке и т.д.

Поточный способ чаще применяется при выполнении упражнений с целью совершенствования умений и навыков, а также для увеличения нагрузки.

Посменный метод. Все учащиеся на уроке распределяются по сменам, на очереди для выполнения упражнений. Смены состоят из учеников, одновременно выполняющих упражнение. Во время занятий одной смены, другая наблюдает за своими товарищами (страхует, помогает, анализирует). Например, если в зале 10 пролетов гимнастической стенки, а в классе 30 учащихся, образуется 3 смены для выполнения упражнений в лазании и формировании осанки и т.д. Посменный способ применяется в метании мяча в цель и на дальность, висах, лазании, акробатических упражнениях, в прыжках с высоты и других. При данном способе учитель имеет возможность лучше наблюдать за учащимися.

Групповой метод. Каждая группа по заданию учителя занимается самостоятельно, выполняя в порядке очередности различные виды упражнений. К этому способу прибегают в основной части урока, когда для занятий одним видом упражнений не хватает оборудования и инвентаря. Для рационального использования времени одновременно выполняются 2-3 вида упражнений. Через определенный промежуток времени группы меняют места занятий. В каждой группе есть старший, который следит за дисциплиной и правильностью выполнения упражнений. Этот метод позволяет точнее дозировать нагрузку и исправлять ошибки, но снижается моторная плотность урока. Ожидающим очередного подхода к выполнению упражнений для повышения плотности урока даются несложные дополнительные упражнения, содействующие освоению основного двигательного действия, направленные на совершенствование раннее изученных движений и развитие двигательных качеств.

В школьном уроке может быть использован индивидуальный способ, когда отдельные ученики, либо физически хорошо подготовленные, либо несколько отстающие в физическом развитии, получают задания и, тут же на уроках, выполняют их самостоятельно. Данный способ помогает учащимся овладеть умением самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Для комплексного развития двигательных качеств и повышения функциональных возможностей организма наиболее эффективным способом организации учебного труда школьников является метод круговой тренировки. Заранее готовится соответствующего количество мест занятий (станций), раскладываются маты, готовятся снаряды, мелкий спортивный инвентарь (гантели, мячи, скакалки и др.). Всему классу объясняются задания на каждой станции, определяется дозировка их выполнения. Упражнения даются простые или хорошо усвоенные учащимися. Смена мест занятий (станций) происходит по сигналу учителя. Какой бы способ организации учебного труда не применялся, требования к учителю таковы: обеспечение занятости учащихся, распределение физической нагрузки с учетом подготовленности школьников, соблюдение требований по технике безопасности. Результативность занятий и от привлечения к работе актива школы (физоргов, капитанов команд, командиров отделений и т.д.).

Документы учебного планирования.

Качество учебного процесса во многом зависит от правильного планирования программного материала. Необходимо составить план очередности прохождения программного материала и на его основе планировать содержание урока.

В каждой школе рекомендуется иметь следующие документы учебного планирования: график распределения программного материала, распределение часов по разделам программы, тематический план распределения программного материала по четвертям и план урока независимо от стажа работы учителя.

Тематический годовой план – график распределения программного материала составляется учителем физической культуры на каждую параллель классов с учетом условий, возможности, материальной базы школы, подготовленности школьников и своих возможностей.

План урока учитель обязан иметь на день проведения урока.

Требования к плану урока:

— планы уроков пишутся на каждую параллель классов в отдельности, в отдельной тетради либо на отдельном листе бумаги на все 68 уроков учебного года,

— указывается номер урока и дата проведения,

— записываются учебно-воспитательные задачи урока.

На уроке могут быть 2-4 образовательные задачи урока: ознакомление с новым двигательным действием, разучивание, совершенствование, повторение, закрепление изученных знаний, двигательных умений и навыков. На каждом уроке предусматривается воспитание морально-волевых качеств: решительность, смелость, чувство дружбы, товарищества, хорошие манеры поведения, дисциплинированность и др., одной из задач должно предусматриваться развитие двигательных качеств — выносливости, скорости, силы, ловкости и др..

После определения задач указывается место проведения урока и инвентарь.

В 1-ой части плана (подготовительная часть урока) указывается форма организации урока: как входят учащиеся в зал (до звонка, со звонком, под командой физорга или дежурного по классу и т.д.), кто сдает рапорт: “ (имя, отчество преподавателя), 9 «А» класс в составе 30 человек на занятие по физической культуре построен!

Если форма организации начала урока стереотипна, то в каждом последующем плане подробное описание необязательно. Здесь же указываются строевые упражнения , теоретические сведения, если это необходимо.

В плане обязательно указываются общеразвивающие упражнения. При записи этих упражнений можно использовать один из вариантов:

— краткое описание схемы упражнений,

— графическое изображение схемы “ человечками”,

— указывается номер комплекса упражнений, а содержание самого комплекса должно быть записано в специальной тетради или карточке,

— указываются номера упражнений и наименования брошюры, из которой они взяты,

— указываются номера учебных карточек.

Во второй части плана (основная часть урока) раскрываются формы организации учащихся, методы и средства, с помощью которых решаются учебно-воспитательные задачи, определенные на данный урок. Указываются подготовительные и подводящие упражнения к освоению основного двигательного действия. Предусматриваются типичные ошибки, страховка и самостраховка при выполнении упражнений. Указываются упражнения на развитие двигательных качеств. Определяется дозировка упражнений, особенно трудных и сложных для учащихся, требующих большого напряжения и силы. Записываются методические указания.

В третьей части плана (заключительная часть урока) указываются упражнения, посредством которых организм учащихся приводится в относительно спокойное состояние и поднимается эмоциональный настрой учащихся. Предусматривается выставление оценок 5-8 учащимся в классный журнал, даются домашние задания, подводится итог урока.

Для учителей с большим опытом работы план пишется менее подробно, но выдерживается основная схема и компоненты урока с указанием дозировки выполнения упражнений.

Руководителям школ необходимо требовать от учителя выполнения указаний по ведению планирования урока.

Все части урока должны быть взаимосвязаны между собой

В соответствии с положением о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ в учебную программу введены требования по домашним заданиям. Выполнение их является одним из важных условий повышения объема двигательной активности учащихся, улучшения их физической подготовленности, укрепления здоровья и внедрения физической культуры в быт.

Основной направленностью их является развитие и тренировка определенных двигательных качеств и в отдельных случаях повторение простейших элементов техники движений. Упражнения должны быть посильными, хорошо усвоенными ан уроках, несложные по координации, не требующие страховки и сложного оборудования. Упражнения домашних заданий разучиваются на уроках, и по ходу даются определенные сведения по организации самостоятельных занятий, чтобы имели учащиеся четкое представление о содержании задаваемым на дом упражнений, дозировке, условиях, обеспечивающих безопасность их выполнения.

Домашние задания учитель может давать в любой части урока – в зависимости от его сложности и содержания.

Другие статьи:

  • Штраф ооо за наличный расчет Лимит расчетов ООО с ИП и юридическими лицами Цитата (БСС "Главбух" 09.02.16): Лимит расчета наличными между юридическими лицами в 2016 годуЛимит расчета наличными между юридическими лицами в 2016 году — 100 000 руб. (п. 6 Указания Банка России от 7 октября […]
  • Договор руси с греками 911 Договор руси с греками 911 Русско-византийский договор 911 г. Его общеполитическая часть повторяла положения договоров 860 г. и 907 г. В отличие от предыдущих договоров, где его содержание доводилось до сведения как "императорское пожалование" русскому князю, […]
  • Расчет неустойки по аренде Калькулятор для расчета процентов по ст. 395 ГК РФ Постоянная ссылка на расчет: http://395gk.ru Расчет процентов по правилам статьи 395 ГК РФ Постоянная ссылка на расчет: http://395gk.ru Информация, полученная в результате расчета, носит справочный характер. […]
  • Льготы работающей матери одиночки Меры социальной поддержки и льготы матерям-одиночкам в 2019 году Меры социальной поддержки Меры социальной поддержки и льготы матерям-одиночкам Меры социальной поддержки матерей-одиночек подразделяются на те, что получают все мамы на общих основаниях, и на […]
  • Мероприятия по защита прав потребителей О проведении мероприятий к Всемирному дню защиты прав потребителей © Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, 2009—2019 г. Адрес: 394038, г. Воронеж, ул. Космонавтов, 21а Тел.: +7 (473) 263-77-27 Дата последнего обновления информации: 15.02.2019 […]
  • Приказ по нормам спирта в лпу ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ЭТИЛОВОГО СПИРТА НА МЕДИЦИНСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ (В ГРАММАХ) Примечание: указанные нормы могут быть использованы при списании этилового спирта в расход в отделениях и кабинетах лечебно-профилактических учреждений. Для определения […]
  • Линкольн для адвоката аудиокнига Ключи и аккаунты TurboBit.Net и Nitroflare.com В этой истории читать столкнется с Микки Холлером. Его профессия- адвокат. Главный герой книги- самый циничный адвокат Лос-Анджелеса. Его офис – заднее сиденье «линкольна». Его методы защиты, мягко говоря, […]