Свободный договор википедия

Свободный договор википедия


Московские Триумфальные ворота, сооружённые в честь победы в русско-турецкой войне 1828—1829

Адрианопольский мирный договор 1829 года — Адрианопольский мирный договор – это соглашение, заключенное мирным путем между Россией и Османской Империей в 1829 г.

Подготовка этого договора проходила следующим образом. В середине мая 1829 г. командующий Дунайской армией И. И. Дибич получил из Петербурга проект мирного договора с объяснениями к нему, и рескрипт, уполномочивавший его вести переговоры с турецкими представителями и подписать мир.

Дибич должен был воспользоваться благоприятным моментом, чтобы предложить великому везиру договор. В качестве предварительных условий были повторены турецким представителям четыре пункта апрельской Декларации 1828 г.:

  1. подтверждение ранее заключенных договоров,
  2. уплата военной контрибуции и возмещение убытков русским торговцам,
  3. свобода торгового судоходства в проливах,
  4. признание Портой Лондонской конвенции от 6.07.1827 г.

Предложив туркам эти условия, Дибич должен был заявить, что военные действия не будут прекращены в период переговоров. Турки могут отказаться принять прелиминарии. Это означало бы, что время для переговоров еще не наступило.

Третьим вариантом было согласие турецких представителей с прелиминариями. Поэтому надо было руководствоваться Дибичу двумя вариантами проекта мирного договора — максимальным и минимальным.

При заключении мирного соглашения необходимо закрепить все привилегии, полученные Дунайскими княжествами в прежних договорах. Также в объяснениях говорилось, что Россия не будет требовать крепостей Журжево и Браилов, которые расположены на левом берегу Дуная, и ограничится требованием разрушить Браилов.

Второй раздел объяснений посвящен вопросу о контрибуции. Размеры ее ни в проекте, ни в объяснениях не указывались.

Стремясь доказать стремление к доброму согласию с Турцией, царское правительство подтвердило в проекте мирного договора неизменность разграничения по р. Прут.

В Адрианопольском договоре было зафиксировано и приобретение островов в дельте реки и торговое судоходство по всему течению реки. Эти положения были включены в проект мирного договора уже в августе 1829 г.

Еще одно условие максимального варианта мирного договора, протокол Лондонской конференции — это вполне основательная база для урегулирования греческого вопроса. Таковы были условия максимального варианта проекта мирного договора.

Минимальный вариант не был представлен полным анализом будущих статей договора. Он был разбит на две части. В одной части в изложении давались статьи, не подлежавшие изменению или обсуждению, а в другой — те, которые могли стать предметом обсуждения на переговорах с турецкими представителями. Обсуждению и возможному изменению подлежали положения о разграничении.

Получив проект мирного договора и инструкции, Дибич вскоре приступил к реализации указаний и начал переговоры при первом же благоприятном случае. Спустя день, после сражения при Кулевче, Дибич предложил великому везиру забрать раненых турок и похоронить убитых по мусульманскому обычаю. Решид-паша принял предложение и через своего адъютанта дал понять Дибичу, что есть весьма важные вопросы, которые следовало бы обсудить. 14 июня Дибич направил к Решид-паше начальника дипломатической канцелярии штаба 2-й армии А. А. Фонтона. В письме, которое Фонтон должен был передать великому везиру, Дибич писал, что имеет полномочия вести мирные переговоры.

Решид-бей горячо высказывался в пользу скорейшего заключения мира и говорил, что великий везир придерживается того же мнения. Однако далее взаимных заверений о стремлении к миру переговоры не продвинулись.

Лишь к 12 августа были составлены условия османским правительством, готовые заключить мирное соглашение с Россией на следующих пяти условиях:

  1. целостность всех владений Порты, без исключения, как в европейской Турции, так и Анатолии;
  2. подтверждение турецким правительством всех предыдущих соглашений с Россией, в том числе Аккерманской конвенции;
  3. признание Лондонской конвенции о Греции и проведение переговоров на этой основе;
  4. готовность Порты гарантировать свободу судоходства русских торговых судов в Черном море при условии, чтобы не был нанесен ущерб суверенитету и территориальной целостности Османского государства;
  5. обсуждение и урегулирование в Константинополе вопросов, связанных с возмещением убытков русским и турецким торговцам.

Вечером 21 августа гонец от Халиль-паши привез сераскеру известие о капитуляции Адрианополя. В среду 2 сентября 1829 г. около 10 часов утра встретились представители султана — Садык-эфенди и Абдул-кадыр-бей с представителями царя — Орловым и Паленом. Все статьи договора обговаривались и бурно дискутировались представителями с обеих сторон. Заключительные статьи проекта были согласованы без серьезных разногласий, и шестичасовое заседание на этом закончилось.

3 сентября 1829 г. представители России и Турции продолжали обсуждение русского проекта мирного договора.
Лишь 12 сентября 1829 г. около 10 часов утра в Адрианополе, вновь собрались представители России и Турции для завершения переговоров и подписания мирного договора. 13 сентября истекала десятидневная отсрочка, данная Дибичем турецким представителям. Турецкие представители получили приказ о подписании мирного договора на предложенных условиях. Но не обошлось без дискуссий. После семичасового заседания фактически Адрианопольские мирные переговоры были завершены. Оставалась формальная сторона – это скрепление документа подписями.

Утром 14 сентября 1829 г. представители России и Турции на последнем заседании скрепили договор своими подписями. Мир в европейской Турции был восстановлен, но пока только на бумаге. Нужны были новые усилия дипломатов обеих сторон, чтобы окончательно нормализовать отношения между Россией и Турцией.

Таким образом, мирный договор состоял из основной части, включавшей 16 статей, Дополнительного акта о Молдавии и Валахин и Объяснительного акта о порядке выплаты Портой контрибуции. Конвенция, заключенная Паскевичем и Осман-пашой, была составной частью Объяснительного акта.

Описание статей

В соответствии со статьей 1 основной части договора стороны декларировали прекращение состояния войны и брали на себя обязательство исполнять в точности все условия настоящего мирного договора.
Статья 2 содержала перечисление всех крепостей, городов и селений в европейской Турции, возвращаемых Турции.

Статья 3 зафиксировала передачу России островов в дельте Дуная. Вводилось свободное торговое судоходство для обеих сторон. Русские военные корабли не должны были подниматься вверх по течению выше слияния Прута с Дунаем. Граница по-прежнему проходила по р. Прут.

В соответствии со статьей 4 Турция передавала России Ахалцих пи Ахалжкалакн. К России переходит также весь берег Черного моря от устья Кубани до пристани Св. Николая, в пределах которого находились Анапа и Поти. Отказ Турции от претензий на ранее отошедшие к России земли в Закавказье.

Статьей 5 Порта брала на себя обязательства сохранить за Дунайскими княжествами все права и привилегии, которыми они ранее пользовались, а также соблюдать новые, дополнительные права, перечисленные и приложенном к договору Отдельном акте о Молдавии и Валахии.

Статья 6 мирного договора обязывала Порту незамедлительно приступить к исполнению постановлений Аккерманской конвенции о Сербии. Особенно проговаривалось возвращение Сербии шести округов, отторгнутых Портой.

Статья 7 подтверждала право подданных России вести открытую торговлю на территории Турции, причем они были неподсудны турецким властям. Проход через Босфор и Дарданеллы объявлялся свободным для торговых судов всех держав, находящихся в состоянии мира с Османской империей.

Статьи 8 и 9 касались выплаты Портой торговой индемнизации и военной контрибуции. Размеры торговых возмещений определялись в 1,5 млн. голландских золотых дукатов, которые Порта должна была внести на протяжении не 12 месяцев, как предусматривалось русским проектом договора, а 18 месяцев. Сумма военной контрибуции — 10 млн. голландских дукатов.

По статье 10 Порта принимала к исполнению постановления Лондонской конвенции 1827 г., и мартовского протокола 1829 г. Победы русского оружия, закрепленные в Адрианопольском договоре, заставили турецкое правительство признать автономию, а полгода спустя и независимость Греции.

Статья 11 предусматривала начало осуществления статей 3, 4, 5 и 6 договора немедленно после размена ратификации мирного соглашения.

Статья 12 гласила, что военные действия будут прекращены с момента подписания договора.

Статья 13 давала право подданным обеих сторон в течение 18 месяцев после размена ратификационных грамот переехать в пределы той или другой договаривающейся стороны.

Статья 14 касалась обмена пленными.

Статья 15 объявляла подтвержденными и действующими все прежние договоры и соглашения между Россией и Турцией.

Статья 16 назначала шестинедельный предельный срок для ратификации договора и размена ратификационных грамот.

Объяснительный акт полностью совпадал с текстом проекта, сообщенного в ходе переговоров Мехмеду Садык-эфенди и Абдулкадыр-бею. Объяснительный акт был положен в основу Петербургской конвенции 18З0 г., уточнившей размер контрибуции и порядок выплаты.

Адрианопольский мирный договор — огромнейшая победа русской дипломатии. Ведь он создал выгодные ситуацию для интересов черноморской торговли, а также присоединил к России основные территории Закавказья.

Читайте так же:  Претензия к кровати образец

Свободное и открытое программное обеспечение

В настоящее время на этой странице нет текста. Вы можете найти упоминание данного названия на других страницах, или найти соответствующие записи журналов. У вас нет разрешения создать данную страницу.

© 2001–2019 SUSE LLC, © 2005–2019 openSUSE Contributors & others. All content is made available under the terms of the GNU Free Documentation License version 1.2 («GFDL») unless expressly otherwise indicated. | Terms of site

Creative Commons License Deed

Attribution-ShareAlike 4.0 International (CC BY-SA 4.0)

You are free to:

  • Share — copy and redistribute the material in any medium or format
  • Adapt — remix, transform, and build upon the material
  • for any purpose, even commercially.

  • The licensor cannot revoke these freedoms as long as you follow the license terms.

Under the following terms:

Attribution — You must give appropriate credit , provide a link to the license, and indicate if changes were made . You may do so in any reasonable manner, but not in any way that suggests the licensor endorses you or your use.

Attribute this work:

ShareAlike — If you remix, transform, or build upon the material, you must distribute your contributions under the same license as the original.

  • No additional restrictions — You may not apply legal terms or technological measures that legally restrict others from doing anything the license permits.
  • You do not have to comply with the license for elements of the material in the public domain or where your use is permitted by an applicable exception or limitation.
  • No warranties are given. The license may not give you all of the permissions necessary for your intended use. For example, other rights such as publicity, privacy, or moral rights may limit how you use the material.

Learn more about CC licensing, or use the license for your own material.

This content is freely available under simple legal terms because of Creative Commons, a non-profit that survives on donations. If you love this content, and love that it’s free for everyone, please consider a donation to support our work.

When you share, everyone wins.

We’d love to hear from you!

Except where otherwise noted, content on this site is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International license. Icons by The Noun Project.

This deed highlights only some of the key features and terms of the actual license. It is not a license and has no legal value. You should carefully review all of the terms and conditions of the actual license before using the licensed material.

Creative Commons is not a law firm and does not provide legal services. Distributing, displaying, or linking to this deed or the license that it summarizes does not create a lawyer-client or any other relationship.

The page you came from contained embedded licensing metadata, including how the creator wishes to be attributed for re-use. You can use the HTML here to cite the work. Doing so will also include metadata on your page so that others can find the original work as well.

The applicable mediation rules will be designated in the copyright notice published with the work, or if none then in the request for mediation. Unless otherwise designated in a copyright notice attached to the work, the UNCITRAL Arbitration Rules apply to any arbitration.

If supplied, you must provide the name of the creator and attribution parties, a copyright notice, a license notice, a disclaimer notice, and a link to the material. CC licenses prior to Version 4.0 also require you to provide the title of the material if supplied, and may have other slight differences.

In 4.0, you must indicate if you modified the material and retain an indication of previous modifications. In 3.0 and earlier license versions, the indication of changes is only required if you create a derivative.

You may also use a license listed as compatible at https://creativecommons.org/compatiblelicenses

A commercial use is one primarily intended for commercial advantage or monetary compensation.

Merely changing the format never creates a derivative.

The license prohibits application of effective technological measures, defined with reference to Article 11 of the WIPO Copyright Treaty.

The rights of users under exceptions and limitations, such as fair use and fair dealing, are not affected by the CC licenses.

You may need to get additional permissions before using the material as you intend.

РИМСКИЙ ДОГОВОР

Политика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое «РИМСКИЙ ДОГОВОР» в других словарях:

РИМСКИЙ ДОГОВОР — (Rome, Treaty of) Договор 1958 г., заложивший основы создания Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (European Economic Community). Подписан первоначально шестью странами членами: Бельгией, Францией, (Западной) Германией, Италией,… … Экономический словарь

Римский договор — О договоре 1924 года см. Римский договор (1924). Римский договор … Википедия

Римский договор — договор об учреждении ЕЭС (Европейского Экономического Сообщества), подписан в Риме 25 марта 1957 года на неограниченный срок, вступил в силу с 1 января 1958 года, штаб квартира в Брюсселе … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Римский договор — TREATY OF ROME Договор, подписанный в 1957 г. в Риме шестью европейскими странами об учреждении Европейского экономического сообщества. Договор закреплял цели и принципы ЕС, а также предусматривал устранение ограничений в торговле между странами… … Словарь-справочник по экономике

Римский договор (1924) — Территория Свободного города Фиуме в 1920 1924. До и после раздела. Римский договор двусторонний международный договор о разделе свободного города Фиуме (Риека), подписанный 27 января 1924 года в г. Рим, Италия представителями… … Википедия

РИМСКИЙ ДОГОВОР 1948 — о дружбе, торговле и мореплавании между Италией и США подписан 2. II министром иностранных дел Италии графом Сфорца и американским послом Данном. Переговоры о подписании Р. д., начавшиеся ещё в конце 1946, велись в глубокой тайне. Полный текст… … Дипломатический словарь

Договор слияния — Договор о слиянии Договор о создании Единого Совета и Единой Комиссии Европейских Сообществ Тип договора Слияние судебных, законодательных и административных органов трех европейских сообществ Подписан место 8 апреля 1965 года Брюссель … Википедия

Римский морской договор (1931) — Римский морской договор 1931 года трёхсторонний договор об ограничении военно морских вооружений между Великобританией, Францией и Италией, подписанный в Риме 1 марта 1931 года. Устанавливал некоторые лимиты на развитие военно морских сил… … Википедия

Римский Статут Международного Уголовного Суда — Государства участники МУС (ратифицировавшие зелёного цвета, подписавшие, но не ратифицировавшие жёлтого) по состоянию на 1 октября 2009 года Римский Статут Международного Уголовного Суда (англ. Rome Statute of the International Criminal Court) … Википедия

Римский брак — Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства[1]. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту[1]: для продолжения рода… … Википедия

Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик

Документ утратил свою силу.
Документ с 31 января 1924 года заменён на Конституцию СССР, принятую II Всесоюзным съездом Советов.

[1] Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР — Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий Союзный договор об объединении в одно союзное государство — „Союз Советских Социалистических Республик“ — на следующих основаниях.

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях;

б) изменение внешних границ Союза;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних государственных займов;

е) ратификация международных договоров;

ж) установление систем внешней и внутренней торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров; [2]

Читайте так же:  Образец заявления об освобождении земельного участка

и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;

к) установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик;

л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;

м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;

н) общее союзное законодательство о переселениях;

о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;

п) установление основных законов о труде;

р) установление общих начал народного просвещения;

с) установление общих мер в области охраны народного здравия;

т) установление системы мер и весов;

у) организация общесоюзной статистики;

ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

х) право общей амнистии;

ц) отмена нарушающих Союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.

2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами — Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.

3. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

4. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов.

5. Очередные съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению или же по требованию не менее двух союзных республик.

6. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Центральный Исполнительный Комитет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.

7. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза или по требованию Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, а также Центрального Исполнительного Комитета одной из союзных республик.

8. Съезды Советов и сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются в столицах союзных республик в порядке, устанавливаемом Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

9. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик избирает Президиум, являющийся высшим органом власти Союза в периоды между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза.

10. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик избирается в составе 19-ти членов, из коих Центральный Исполнительный Комитет Союза избирает четырех председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза, по числу союзных республик.

11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего, в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,

Народного комиссара по иностранным делам,

Народного комиссара по военным и морским делам,

Народного комиссара внешней торговли,

Народного комиссара путей сообщения,

Народного комиссара почт и телеграфов,

Народного комиссара рабоче — крестьянской инспекции,

Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,

Народного комиссара труда,

Народного комиссара продовольствия,

Народного комиссара финансов.

12. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный Суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза — объединенный орган Государственного Политического Управления, председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза с правом совещательного голоса.

13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.

14. Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский).

15. Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик опротестовывают декреты и постановления Совнаркома Союза в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения.

16. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы лишь Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом; распоряжения же отдельных Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза Социалистических Республик, его Президиумом и Совнаркомом Союза.

17. Распоряжения Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы центральными исполнительными комитетами или президиумами центральных исполнительных комитетов союзных республик лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям Совнаркома или Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. О приостановке распоряжения Центральный Исполнительный Комитет или Президиум Центрального Исполнительного Комитета союзных республик немедленно сообщает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и соответствующему Народному Комиссару Союза Советских Социалистических Республик.

18. В состав Совета Народных Комиссаров союзных республик входят:

Председатель Совета Народных Комиссаров,

Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства,

Народный комиссар земледелия,

Народный комиссар продовольствия,

Народный комиссар финансов,

Народный комиссар труда,

Народный комиссар внутренних дел,

Народный комиссар юстиции,

Народный комиссар рабоче — крестьянской инспекции,

Народный комиссар по просвещению,

Народный комиссар здравоохранения,

Народный комиссар социального обеспечения,

Народный комиссар по национальным делам, а также с правом совещательного голоса — уполномоченные Наркоматов Союза: по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения и почт и телеграфов.

19. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты: продовольствия, финансов, труда и рабоче — крестьянской инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным комитетам и совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.

20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Бюджеты республик в их доходных и расходных частях устанавливаются Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Перечень доходов и размеры доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик, определяются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство. [3]

22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.

23. Столицей Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

24. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим Договором изменения в свои конституции.

25. Утверждение, изменение и дополнение Союзного договора подлежат исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.

26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.

Инцидент в Керченском проливе: кто прав?

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

В инциденте с обстрелом и задержанием кораблей ВМС Украины российскими пограничными кораблями обе стороны обвиняют друг друга в нарушении законодательства. Однако после аннексии Крымского полуострова Россией в 2014 году в акватории Азовского моря, в районе Керченского пролива и на подходах к нему с законами творится неразбериха.

Акватория Азовского моря и Керченский пролив не были разграничены до 2014 года, и теперь к неувязкам, связанным с этим положением, добавилось еще и то, что Украина и международное сообщество не признает Крым российским.

Как начался конфликт

Утром 23 ноября украинские малые бронированные катера «Бердянск» и «Никополь», а также буксир «Яны Капу» начали переход из Одессы в Мариуполь.

25 ноября, на подходе к Керченскому проливу со стороны Черного моря их встретили российские пограничные катера. Через несколько часов буксир был протаранен российским катером береговой охраны.

Украина выслала на подмогу два корабля из Бердянска по Азовскому морю, в ответ Россия подняла в воздух ударные вертолеты Ка-52, которые могут оснащаться противокорабельными ракетами, и штурмовики Су-25. ФСБ утверждает, что после этого украинские корабли на Азовском море вернулись в Бердянск.

«Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» остались в Черном море. Еще позже, уже поздним вечером, стало известно, что российские корабли обстреляли их, ранив нескольких украинских моряков. Корабли ВМС Украины были задержаны и вместе с экипажами доставлены в Керчь.

Российская сторона утверждает, что украинские корабли не подавали запрос на прохождение через пролив.

Украинцы утверждают, что такой запрос был отправлен, на него был получен отказ, и инцидент с обстрелом произошел уже на обратном пути.

«При проходе кораблей из зоны ожидания в пункт постоянного базирования, где-то на расстоянии 13-14 миль от побережья Крыма, в районе 40 километров юго-восточнее Керчи, корабли, которые сопровождались судами и кораблями РФ, были обстреляны, заблокированы и по ним было применено вооружение на поражение», — сообщил начальник генерального штаба Вооруженных сил Украины Виктор Муженко.

Читайте так же:  Налог на 520 л с

Обострение привело к тому, что президент Украины Петр Порошенко подписал указ о военном положении, который, впрочем, еще должна одобрить Верховная рада.

Керченский пролив является судоходным в довольно узкой части — искусственно созданном Керчь-Еникальском канале, который проходит западнее острова Тузла.

Остальные водные пути в проливе осложнены непростым рельефом дна и небольшой глубиной. По сути она не является судоходной.

Кроме того, в районе пролива довольно сложные погодные условия. 11 лет назад, в ноябре 2007 года в результате сильнейшего шторма пострадали 10 судов, пять из которых затонули. Российский танкер «Волгонефть-139» разломился надвое, в воду попало более тысячи тонн мазута.

Проход через сложный пролив в каждом конкретном случае требует разрешения от капитана Керченского порта. Кроме того, почти все суда и корабли обязаны брать на борт лоцмана.

До 2014 года прохождение всех судов через канал регулировалось приказом минтранса Украины №721.

После аннексии Крымского полуострова Керченский порт, как и пролив, оказались под российским контролем. 21 октября 2015 года появился приказ российского министерства транспорта, который утверждает полномочия порта Керчь, включая прохождение пролива.

При прохождении пролива на одном из участков установлено одностороннее движение для некоторых категорий судов, среди которых — крупные, с опасным грузом, большой осадкой и другие, но среди них не оговорены отдельно военные корабли.

Какие законы действуют в этой акватории?

Во-первых, при прохождении любой узкости, которой является Керченский пролив, действуют Международные правила предупреждения столкновений судов в море, принятые в последней редакции в 2007 году.

Эти правила, хоть и выполняются всеми мореходами, но являются рекомендательным документом, а не законом.

Правило номер 9 запрещает пересекать узкий проход таким образом, который может затруднить движение другого судна. Однако таран украинского буксира российским катером произошел на подходе к узкости, а не в самом фарватере.

С точки зрения международной конвенции ООН по морскому праву Азовское море является «замкнутым или полузамкнутым морем», а Керченский пролив — «узким проходом», который соединяет это море с Черным.

В нем нет нейтральных вод, и оно никак не разграничено — Москва и Киев так и не договорились о делимитации границ в Азовском море и Керченском проливе. Сам пролив, как считает Москва, является частью территориальных вод России. Украина, которая не признает аннексии Крыма, настаивает на международном статусе пролива.

«Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе или пролета над проливом. Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода», — говорится в статье 44 конвенции.

При этом ФСБ России обвинила Украину в нарушении статей 19 и 21 конвенции. Первая дает определение «мирного прохода» судна через территориальные воды другого государства, а вторая определяет «Законы и правила прибрежного государства, относящиеся к мирному проходу».

21 статья действительно дает право прибрежному государству «принимать [. ] законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море».

Однако в настоящее время однозначных доказательств того, что украинские корабли нарушали какие-либо положения 19 статьи конвенции — угрожали «силой или ее применением против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости» России, проводили «любые маневры или учения с оружием любого вида» — нет.

Но в любом случае Украина не признает Российскую Федерацию «прибрежным государством» относительно Крымского полуострова, и, соответственно, воды вокруг Крыма — прибрежными водами России.

В феврале 2018 года Киев подал в Международный суд ООН в Гааге иск о нарушении Россией Конвенции ООН по морскому праву, заявив, что были нарушены ее суверенные права.

Российско-украинские договоры

Конвенция по морскому праву предписывает государствам, омываемым замкнутыми или полузамкнутыми морями, «сотрудничать друг с другом в осуществлении своих прав и в выполнении своих обязанностей по настоящей Конвенции».

24 декабря 2003 года Москва и Киев подписали «Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива».

Этот договор предусматривал свободный проход торговых и военных судов двух стран через пролив, свободный проход к портам России и Украины иностранных торговых судов. Для прохода через пролив некоммерческих судов третьих стран было необходимо согласие Украины и России.

В договоре, в частности, декларировалось, что «Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины», а «все вопросы, касающиеся Азовского моря и Керченского пролива, должны решаться только мирными средствами совместно или по согласию России и Украины».

К этому фундаментальному документу в 2012 году было подписано межправительственное соглашение о безопасности мореплавания в море и проливе. В нем говорилось, в основном, о технических вопросах мониторинга судоходства и информационного сопровождения организации движения судов в проливе и море.

Вопрос о границе в этом соглашении не поднимался.

После 2014 года решить вопрос о границе стало еще сложней, поскольку Украина и мировое сообщество не признают аннексию Крыма и прилегающей акватории Черного и Азовского морей Россией.

Соответственно, любой договор о разграничении акватории, основанный на фактическом положении дел, будет прямо или косвенно легитимизировать аннексию Крыма, что для Украины неприемлемо.

Последствие аннексии

Это не первый инцидент с судоходством, который произошел в Керченском проливе, начиная с 2014 года, когда Россия аннексировала Крым, взяв под контроль оба берега пролива.

В октябре 2018 года Европейский парламент назвал действия России «де-факто блокадой» пролива. «(Европарламент) осуждает избыточные остановки и досмотры торговых судов, включая как украинские, так и суда под флагами третьих стран, в том числе флагами разных стран Евросоюза», — говорилось в документе.

В сентябре 2018 года два военных корабля ВМС Украины — поисково-спасательное судно «Донбасс» и буксир «Корец» — прошли через Керченский пролив, а также вдоль берегов Крыма, зайдя в акваторию, которую Россия в одностороннем порядке объявила исключительной экономической зоной.

Тогда украинские ВМС в своем «Фейсбуке» опубликовали заявление, в котором говорилось, что корабли «не спрашивали разрешения у страны-агрессора, а реализовали свое право свободного прохождения Керченским проливом».

Во время прохождения пролива украинские корабли сопровождали российские военные корабли «Приазовье», «Аметист» и «Дон», а в самом проливе к ним присоединились катера ФСБ.

В российском Росморречфлоте впоследствии заявили, что оба украинских корабля запросили разрешение и были включены в состав каравана, который под управлением лоцмана прошел через все узкости.

Другие статьи:

  • Как платят алименты неработающие в беларуси Как платят алименты неработающие в беларуси Алименты— выплата денежных средств (однократно или периодически) лицу, которое имеет право на материальную помощь, от другого лица. Алименты могут уплачиваться как добровольно (перечисление денежных средств или […]
  • Пример договора купли продажи квартиры с несовершеннолетним Особенности договора купли-продажи квартиры с участием несовершеннолетних детей: образец документа Как правило продажа квартиры осуществляется через договор купли-продажи, заключаемый сторонами, одна из которых выступает продавцом, другая покупателем. Основная […]
  • Форма приказа на увольнение с выплатой компенсации Образцы оформления приказ об увольнении по сокращению штата работников – свободная форма и Т-8 Периодически некоторые компании сталкиваются с необходимость сокращения штата трудящихся граждан. При наступлении обстоятельств подобного характера работодатель […]
  • Приказ о назначении и выплате пособия до 1 5 лет Правила оформления приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет — грамотный образец заполнения Мать ребенка, отец либо иной родственник, который непосредственно ухаживает за малышом, имеют право на предоставление отпуска по уходу до 1.5 лет с […]
  • S7 возврат денег за билет Каковы условия возврата билетов — электронных, промо и других в авиакомпании S7 (С7) airlines: как действовать лично или через официальный сайт Если у вас возникла ситуация, требующая возврата или обмена авиабилета, надо учитывать ряд нюансов. Для начала […]
  • Трудовое право материальная ответственность работников Материальная ответственность сторон трудового правоотношения - что это такое? Трудовой договор, заключенный между работником и работодателем, обязывает обе стороны выполнять определенные требования. За любые действия на рабочем месте лица несут ответственность. […]
  • Приказ о вынужденном отпуске Вынужденный отпуск Если работник задержался в отпуске на несколько дней по уважительной причине, то есть несколько способов оформить время его вынужденного отсутствия. На практике могут возникнуть ситуации, когда в результате форс мажорных обстоятельств […]