Суть закона об осаго

Содержание:

Суть и смысл ОСАГО

Чтобы ответить на очевидный вопрос: «В чём суть (самое главное, основополагающее) ОСАГО?» надо рассмотреть этот вопрос с позиции различных субъектов взаимоотношений системы обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев.

Таких субъектов в ОСАГО можно выделить пять:

Следует иметь в виду, что краткое описание сути ОСАГО, данное в этой статье не может полностью отразить все нюансы этого вида страхования — некоторые положения даны упрощенно. В реальности существуют многочисленные технические и юридические ограничения и уточнения описанных норм, однако они не меняют основных подходов и смысла ОСАГО.

Суть ОСАГО с позиции государства (правительства)

Создавая систему ОСАГО государство преследовало главную цель — обеспечить своим гражданам, пострадавшим в ДТП, возмещение причиненного вреда их жизни, здоровью или имуществу. Источником финансирования всех этих компенсаций должны быть страховые взносы всех владельцев транспортных средств, которые могут причинить вред третьим лицам — т.е. само государство по сути никаких денег в систему ОСАГО вкладывать не должно.

В преамбуле Закона об ОСАГО прямо указано:

«В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами…»

В тоже время государство берет на себя функции по обеспечению одного из основных принципов ОСАГО:

«недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности».

Суть ОСАГО для автовладельцев и водителей

Для владельцев транспортных средств после введения ОСАГО появились новые права и обязанности, которые и определяют суть ОСАГО для них.

  • заключить договоры ОСАГО на каждый свой автомобиль;
  • оплатить, установленную договором страховую премию;
  • не использовать транспортное средство без полиса ОСАГО.

У автовладельцев появляются дополнительные права при наступлении ДТП:

  • Если автовладелец (водитель) виноват в причинении вреда (является виновником ДПТ — ДТП произошло из-за нарушения им Правил дорожного движения), то причиненный им вред (в пределах страховой суммы) должна возместить его страховая компания.
  • Если автовладелец (водитель) не виноват в ДТП (ДТП произошло из-за нарушения Правил дорожного движения другим участником), но ему или его автомобилю причинен вред, то автовладелец имеет право потребовать возмещения вреда со страховой компании виновника ДТП (в пределах страховой суммы) или со своей страховой компании (при прямом возмещении ущерба).

Оба права реализуются только при определенном виновнике ДТП и при наличии у виновника действующего полиса ОСАГО, при этом у потерпевшего полиса ОСАГО может и не быть — выплата ему всё равно должна быть произведена.

Суть ОСАГО для пешеходов

У пешеходов не появилось никаких новых обязанностей — только дополнительное право:

  • Если в результате ДТП пешеходу причинен вред жизни, здоровью или его имуществу, то он вправе требовать возмещения вреда со страховой компании виновника ДТП.

Для пешехода суть ОСАГО в дополнительной защите его имущественных интересов без дополнительных затрат с его стороны.

Аналогично пешеходам дополнительную защиту получают владельцы любого имущества (кроме авто), которое может быть повреждено в ДТП — дома и заборы возле дорог, столбы освещения и связи, прочие сооружения или имущество.

Суть ОСАГО для страховых компаний

Для страховых компаний (страховщиков) суть ОСАГО, как и любой другой страховой (коммерческой) деятельности, в получении прибыли. Т.е. страховая компания рассчитывает (и прилагает все усилия), чтобы выплаты и расходы по ОСАГО оказались меньше собранной страховой премии по этому виду страхования. Если суммарные расходы превысят сборы, то страховая компания окажется в убытке — это коммерческий риск, который несут страховые компании.

Суть ОСАГО для страховых посредников

Для страховых посредников суть ОСАГО в возможности получить дополнительный заработок. Посредники практически не несут никаких дополнительных рисков и дополнительных обязательств в системе ОСАГО, зато они получили дополнительную возможность получать доход (комиссионное вознаграждение) за оформление договоров, которые являются обязательными для клиентов. Именно поэтому, основной доход от введения ОСАГО получают именно страховые посредники — их деятельность практически аналогична той, которую осуществляли в Средние века сборщики налогов, оставляя часть собранных средств себе.

Суть закона об осаго

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 14 1 и 24 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Федеральный закон принят Государственной Думой 12 июля 2017 года и одобрен Советом Федерации 19 июля 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Согласно Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщик, застраховавший гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счёт страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещённый им потерпевшему вред в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков (статья 14 1 ).

В целях снижения числа судебных исков страховых организаций Федеральным законом предлагается изменить порядок разрешения споров между ними.

Устанавливается, что при возникновении спора между страховщиками при прямом возмещении убытков такой спор обязательно рассматривается комиссией, образованной профессиональным объединением страховщиков.

Положение об этой комиссии, включающее правила осуществления ею своей деятельности, будет утверждено указанным профессиональным объединением.

Предлагаемый порядок рассмотрения споров не лишает страховщиков возможности обращения в суд: в случае если один из страховщиков не согласен с решением комиссии или в течение 20 календарных дней решение комиссией не принято, спор рассматривается арбитражным судом.

Дела по спорам, которые возбуждены на основании заявлений, поданных в арбитражные суды до дня вступления в силу Федерального закона, будут рассматриваться в порядке, действовавшем на момент обращения в суд.

Закон об ОСАГО 2018 новая редакция

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2018 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.
Читайте так же:  Заявление в суд о разводе с согласием сторон

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Внесены изменения в закон об ОСАГО

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Федеральный закон принят Государственной Думой 17 марта 2017 года и одобрен Советом Федерации 22 марта 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

В Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вносятся изменения, устанавливающие приоритет натуральной формы возмещения вреда, причинённого транспортному средству потерпевшего, путём организации и (или) оплаты восстановительного ремонта этого транспортного средства (возмещение причинённого вреда в натуре).

Федеральным законом определяются требования к организации восстановительного ремонта, к которым в том числе отнесены: срок проведения ремонта повреждённого транспортного средства (не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на станцию технического обслуживания); критерии доступности для потерпевшего места проведения ремонта повреждённого транспортного средства; требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства.

При этом при проведении ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.

Согласно Федеральному закону восстановительный ремонт транспортного средства производится на станциях технического обслуживания, с которыми у страховщика заключены договоры на проведение восстановительного ремонта и которые соответствуют установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего. Если ни одна из станций технического обслуживания не соответствует указанным требованиям, страховщик вправе выдать потерпевшему (с его согласия) направление на одну из таких станций, а в случае отсутствия согласия – произвести возмещение вреда потерпевшему в форме страховой выплаты. При наличии согласия страховщика потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту повреждённого транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев.

Изменение объёма работ по восстановительному ремонту повреждённого транспортного средства, срока и условий его проведения должно быть согласовано станцией технического обслуживания со страховщиком и потерпевшим.

За нарушение предельного срока осуществления восстановительного ремонта транспортного средства страховщик (помимо возможного применения к нему Банком России иных санкций) за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определённой в соответствии с Федеральным законом суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

Устранение недостатков восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства по письменному соглашению между страховщиком и потерпевшим может осуществляться как в натуральной, так и в денежной форме.

Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несёт страховщик.

В случае выявления неоднократного (два и более раза в течение одного года) нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причинённого вреда в натуре на срок до одного года.

Федеральным законом устанавливается исчерпывающий перечень случаев, когда страховщик осуществляет страховую выплату (в частности: полная гибель транспортного средства; смерть потерпевшего; наличие соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим о такой форме страхового возмещения; наличие у потерпевшего инвалидности; стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства превышает установленную Федеральным законом страховую сумму или максимальный размер возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции).

Федеральный закон применяется к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключённых после дня вступления Федерального закона в силу.

По истечении 180 дней после официального опубликования Федерального закона принцип прямого возмещения убытков (то есть когда потерпевший может обратиться за выплатой не к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность владельца транспортного средства, виновного в дорожно-транспортном происшествии, а к страховщику, с которым у потерпевшего заключён договор страхования) будет действовать при дорожно-транспортном происшествии с двумя и более его участниками.

Какие изменения ждут ОСАГО в 2018 году

Закон об ОСАГО меняется ежегодно. Растут размеры выплат, корректируются тарифы и правила страхования. Но реформы необходимы ОСАГО, поскольку повышается стоимость автомобилей, запчастей, ремонта и лечения.

Это приводит к тому, что доступного лимита выплаты становится недостаточно для покрытия расходов. Увеличивая размер компенсации, страховщики терпят убытки ввиду низкой стоимости полиса, что является причиной повышения тарифов.

Без реформы предоставлять услуги по страхованию ОСАГО откажется основная часть участников рынка, возникнут сложности по приобретению полиса. И очередные изменения в законодательстве будут сделаны уже весной 2018 года.

Что новое было в 2018 году

Кардинальные изменения в законе об ОСАГО были сделаны в июле 2018 года. Рассмотрим основные из них:

  1. С июля 2018 года страховщик обязан провести осмотр повреждений автомобиля после ДТП в течение 5 дней с момента подачи документов о наступлении страхового случая. Ранее этот срок отсчитывался с момента предоставления транспортного средства к осмотру.
  2. С июля автовладельцы обязаны проводить независимую экспертизу автомобилей страховщика. Это не запрещает оценивать ущерб самостоятельно, обратившись к эксперту. Но без проведения экспертизы страховщика выплата произведена не будет.
  3. Срок рассмотрения претензии страхователя при досудебном урегулировании убытков увеличен с 5 до 10 дней. В течение этого периода страховщик должен рассмотреть жалобу клиента (если он неудовлетворен суммой выплаты) и направить ответ.
  4. Автовладельцы могут оформлять электронные полисы ОСАГО. Для проверки документа сотрудникам ГИБДД предоставляется распечатанная информация о том, что договор страхования заключен.
  5. Тарифы по ОСАГО не могут меняться чаще 1 раза в год.

Какие ожидаются изменения в закон об ОСАГО в 2018 году

Пока изменения в законодательстве незначительные. Так, с января 2018 года все страховые компании обязаны предоставлять услуги по оформлению электронного полиса ОСАГО.

Следующие изменения будут сделаны весной текущего года, и они значительно меняют условия страхования автогражданской ответственности.

Изменения в законодательной базе находились на разработке больше года. Перечень коррективов был официально опубликован в августе 2018 года.

Планируется внести поправки в законодательстве в начале 2018 года, а в силу они вступят с 1 марта 2018 года.

По ремонту автомобиля

Основной поправкой в законодательстве станет правило, по которому страхователю не выдается на руки денежная компенсация, а автомобиль направляется на СТО для ремонта.

Станцию ремонта транспортных средств выбирает страхователь из списка, предложенного страховщиком. После ремонта пострадавшего в ДТП автомобиля он оплачивает выставленный счет.

Такая процедур возмещения убытков исключает вероятность обмана со стороны автолюбителей. Случаи, когда ради получения материальной выгоды, водители договаривались с работниками СТО об увеличении суммы счета, встречаются часто.

С другой стороны, изменение ситуации выгодно автовладельцам. Если раньше суммы денежной компенсации могло не хватить на восстановление поврежденного ТС, то сейчас проводится полный ремонт, а водителю нет нужды беспокоиться за размер выставленного счета.

Денежная компенсация будет выплачиваться в исключительных случаях:

  • при тотальной гибели автомобиля, когда восстановлению она после аварии не подлежит;
  • если сумма выставленного счета превышает допустимый лимит (в 2018 году – 400 000 рублей), а автовладелец не желает делать доплату из личных средств;
  • если страхования компания по каким-либо причинам не может направить автомобиль в СТО, выбранную страхователем при заключении договора;
  • если страхования компания не укладывается в установленные законодательством сроки (30 дней) произвести ремонт автотранспорта;
  • если страхователь обратился с просьбой произвести выплату в денежном эквиваленте по определенным причинам (например, при тяжелом материальном положении) и направил ее в РСА (выплаты будут производиться не всем желающим, а только при наличии веских и доказанных оснований, после проведения специальной комиссии);
  • если страховщик и страхователь в письменном виде заключили соглашение о выплате денежной компенсации (такой вариант будет возможен, но сумму выплатят значительно меньше, чем было бы потрачено на ремонт авто).

Как составить заявление на продление страхового полиса ОСАГО, читайте здесь.

Касаемо штрафов для автолюбителей, кардинальных изменений не произойдет. В Кодексе об административных правонарушениях появится статья за отсутствие Зеленой карты у въезжающих в страну иностранных водителей.

Читайте так же:  Приказ обрнадзора о сайте

Размер штрафа пока не оговаривается, но контролировать данный процесс поручат Таможенной службе.

В 2018 году планировалось увеличить штраф за езду без ОСАГО в 10 раз (с 800 рублей до 8000 рублей). А при обнаружении поддельного полиса лишать водительских прав. Данные изменения в наступившем году внесены не будут.

По стоимости обязательного автострахования

Корректировка тарифов по ОСАГО пока не запланирована. Возможно, ежегодное повышение цен на страховку не коснется 2018 года. Изменения будут внесены только в систему расчетов стоимости ОСАГО.

С 2018 года коэффициент бонус-малус будет рассчитываться по другой схеме. Сейчас он присваивается водителю и автомобилю.

И когда в полис вписывается несколько человек, стоимость страховки увеличивается, что несправедливо по отношению к автолюбителям, заработавшим длительной безаварийной ездой максимальный класс и хорошую скидку.

С 2018 года КМБ будет присваиваться конкретно водителю, в зависимости от количества лет безаварийной езды.

Это создает преимущества для страхователей:

  • возможность повышения КМБ без привязки к определенному ТС;
  • перерасчет коэффициента будет производиться ежегодно, 1 января, а не по окончании страхового периода;
  • узнать свой класс водитель сможет на сайте РСА;
  • упрощение процесса оформления группового ОСАГО.

Изменения в страховых выплатах по ОСАГО в 2018 году коснутся лимита компенсации по Европротоколу. Ее размер составит 100 00 рублей (в 2018 году – 50 000 рублей). Увеличивать выплаты по основному способу оформления ДТП пока не планируется.

Предполагается изменение максимального лимита в Москве и Санкт-Петербурге, но предложение на данный момент находится на рассмотрении в правительстве РФ.

В денежном эквиваленте выплата будет производиться только в исключительных случаях. Потерпевший в ДТП получит направление в СТО для ремонта автомобиля. Срок гарантии составит более 2 месяцев.

Перечисленные изменения в ОСАГО относятся к основным. Но есть ряд других коррективов, о которых следует знать страхователям:

  1. Изменяется список претензий, предъявляемых к виновнику аварии. Так, законодательством будет запрещено требовать выплаты в судебном порядке на ремонт автомобиля с пешеходов, ставших виновниками ДТП и получивших травмы.
  2. В РСА создана база данных всех водителей. И каждый автолюбитель может сделать запрос, получив информацию о себе. До 2018 года эта возможность предоставлялась только страховым компаниям.
  3. Обращаться за выплатой в страховую компанию водитель должен лично.

Изменения в законодательстве гласят, что будет запрещено передавать (продавать) права на требование компенсации у страховой компании.

До 2018 года водитель мог за определенную стоимость продать право требования возмещения от страховщика. Автоюристы зарабатывали на этом неплохие деньги, решая вопросы в судебном порядке. Теперь это сделать будет невозможно.

А теперь о том, какие изменения сделать планировалось, но они не вошли в законопроект:

  1. Отмена коэффициента силовой мощности автомобиля, что сделало бы стоимость полиса ниже.
  2. Внедрение коэффициента за опасное вождение и нарушение ПДД.
  3. Возможность оформления страховки на 3 года.
  4. Исключение из системы расчетов региональных коэффициентов.
  5. Включить требование по оформлению электронного полиса лично водителем, а не третьим лицом. Как этот пункт будет контролироваться, власти не разъяснили.

В стадии разработки находятся еще два изменения:

  1. Увеличить минимальный срок страхования по ОСАГО до 1 года.
  2. Ввести коэффициенты для водителей, часто участвующих в ДТП.

Второе изменение стоит рассмотреть подробнее. Возможно, появится новый, 10 повышающий коэффициент. Он увеличивает стоимость полиса пропорционально количеству произошедших аварий за прошедший страховой период.

Теперь злостные правонарушители, действия которых неоднократно приводили к ДТП, станут платить еще больше.

Коэффициент распространяется на водителей, у которых произошло больше 5 аварий за год:

В России вступают в силу новые правила выплат по ОСАГО

МОСКВА, 28 апреля. /ТАСС/. Поправки в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет натуральных выплат над денежными, вступают в силу с 28 апреля. Возмещение по договорам ОСАГО, заключенным после 28 апреля, будет осуществляться в виде ремонта автомобиля.

Теперь при продаже полиса ОСАГО или принятии заявления на выплату страховщик предложит клиенту список станций техобслуживания (СТО), с которыми имеет соглашение. В одной из них автовладелец сможет отремонтировать свою машину в случае ДТП.

При этом СТО должны соответствовать ряду требований, в частности, находиться в пределах 50 км от места происшествия или места жительства потерпевшего.

Срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней, а за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет шесть месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев.

«Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами», — пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

По закону автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако ее необходимо согласовать со страховой компанией. «При заключении договора ОСАГО у страховщика может не оказаться договора с подходящей вам станцией, однако этим вопросом стоит поинтересоваться, допустим, через месяц или два. Возможно, компания включит удобную для потребителя станцию в свой реестр. Тогда можно будет внести соответствующие изменения в свой договор ОСАГО», — отметил Юргенс.

Основное преимущество новых правил для автовладельца — при ремонте не придется доплачивать за износ, то есть за разницу в стоимости старых и новых деталей, эти затраты лягут на страховую компанию. При денежной выплате сумма износа, как и раньше, будет вычитаться из выплаты. По оценкам РСА, износ может составлять до 38% от суммы.

Порядок вступления в силу

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев объяснил, как будет действовать норма о приоритете ремонта, если у одного из участников ДТП будет новый полис ОСАГО, а у другого — старый, купленный до 28 апреля.

«Если данное ДТП попадает под прямое возмещение убытков (два участника, нет вреда жизни и здоровью, нет споров по обстоятельствам) и нужно обращаться в свою страховую компанию, то в этом случае принцип работает так — договор должен быть у потерпевшей стороны. Если он заключен после 28 апреля, то потерпевший получает направление на ремонт, в этом случае работает закон для него. Если в ДТП пострадало несколько автомобилей, и в этом случае пострадавший пока что должен обращаться в страховую компанию виновника, то работает принцип, когда обязательность (ремонта) начинается, если у виновника полис ОСАГО оформлен после 28 апреля», — рассказал Уфимцев.

Соответствующее разъяснение Банка России опубликовано на сайте регулятора.

Учитывая постепенное вступление в силу новых правил, на первом этапе, по оценкам Уфимцева, натуральным возмещением смогут воспользоваться около трети автовладельцев. По соглашению со страховщиком выплата по новым правилам возможна и по более ранним полисам, заключенным до 28 апреля, добавил Уфимцев.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) сейчас действует для ДТП, где участвуют только два автомобиля, нет пострадавших и разногласий относительно того, кто виновник ДТП. В таких случаях потерпевший должен обращаться за выплатой к своему страховщику ОСАГО, а не к страховщику виновника. При коллективных столкновениях потерпевшие должны обращаться к страховщику виновника.

Новые поправки, помимо введения натурального возмещения, распространяют систему ПВУ и на коллективные столкновения, но эта норма вступит в силу через полгода после официального опубликования закона (то есть в конце сентября 2017 года).

Когда вам заплатят деньгами

Закон устанавливает ряд случаев, когда приоритет ремонта не действует: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. рублей) в случае, если потерпевший не согласен доплатить разницу. Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов.

«Однако по договоренности со страховой компанией потерпевший может получить и в этих случаях натуральное возмещение», — отметил Юргенс.

Что делать, если ремонт сделали плохо

Срок ремонта в 30 дней является максимальным, подчеркнул Юргенс. По его оценкам, при наличии запчастей работы проводятся в течение 3-7 дней, при крупных авариях — до 15 дней. Однако закон требует осуществлять ремонт с использованием только новых деталей, что может удлинить сроки ремонта из-за необходимости их поставки.

Если потребителя не устроили результаты ремонта, он может обратиться с претензией к страховщику.

Зачем нужны новые правила

Закон о приоритете натурального возмещения над денежным был разработан для борьбы с мошенничеством и недобросовестными автоюристами в ОСАГО, провоцирующими растущую убыточность «автогражданки». По статистике РСА, в первом квартале 2017 года выплаты по ОСАГО составили 96,7% от сборов (47,8 млрд рублей и 49,5 млрд рублей соответственно),

«Предполагалось, что мошенники, которые заинтересованы в наличных деньгах, будут исключены из взаимодействия страховщика и потребителя услуги ОСАГО, так как возмещение должно производиться в натуральной форме», — сказал Юргенс.

Однако при работе над законом в нем появились требования к организации ремонта, которые не дают возможность делать ремонт в 100% случаев и оставляют возможность для хождения в системе ОСАГО наличных денег. «Поэтому риски мошенничества сохраняются», — добавил Юргенс.

По мнению директора департамента страхового рынка ЦБ Игоря Жука, неверно говорить, что реформа ОСАГО направлена только на борьбу с автопосредниками. «Закон направлен на улучшение сервиса для пострадавших. Закон (об ОСАГО) действует 14 лет, каждый год у нас около 2 млн ДТП с последующим воздействием ремонтного характера. Поэтому сейчас мы говорим о расширении возможностей», — резюмировал Жук.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) 2018 — 2019

Закон об ОСАГО в последней действующей редакции от 1 июня 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об ОСАГО не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Читайте так же:  Заявление в налоговую продажа автомобиля

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном государственном страховании ответственности владельцев транспортных средств» определяет правовые, организационные и экономические основы ОСАГО. Основная цель Федерального закона «Об ОСАГО» – гарантия возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью и транспортному средству вследствие дорожно-транспортного происшествия. Федеральный закон РФ «Об ОСАГО» устанавливает механизмы обязательного страхования и выплаты компенсации в виде страхового возмещения материального и морального ущерба.

Федеральный закон «Об ОСАГО» определяет минимальные страховые суммы и предельные выплаты в зависимости от характера вреда, количества потерпевших, объекта страхования и страхового тарифа, который учитывает характеристику автовладельца, региональные особенности, техническое состояние транспортного средства.

Федеральный закон «Об ОСАГО» определяет права страхователей на возмещение ущерба в случае ДТП и обязательства страховщиков компенсировать ущерб, выплатив страховую сумму, оговоренную договором страхования, при страховом случае. Федеральный закон «Об ОСАГО» служит законодательной базой для реализации права страхователей на получение возмещения ущерба в случае отказа страховой компании платить.

Что нового в Законе об ОСАГО?

Закон об ОСАГО актуален для всех граждан, имеющих автомобиль. Основные положения по всем вопросам страхования гражданской ответственности прописаны в ФЗ 40. Документ постоянно дорабатывается согласно изменениям в ПДД, а также исходя из актуальной ситуации на дорогах страны. На 2017 год имеется ряд существенных изменений в Законе об ОСАГО, затрагивающих процедуру страхования.

Описание закона об ОСАГО

Федеральный закон 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» принят 3 апреля 2002. Основное назначение документа – регулирование вопросов, связанных с возмещением причиненного в результате ДТП ущерба потерпевшей стороне.

Закон об ОСАГО определяет приоритет по защите прав и интересов потерпевших. Для его реализации положения ФЗ 40 регламентируют правовые, экономические и организационные аспекты. По данному регулированию, Закон о страховании структурно подразделяется на следующие главы:

  • общие положения, определяющие основные понятия закона, принципы законодательства, на которых он основывается, а также принципы самого страхования;
  • условия и порядок страхования – обязательство владельцев транспортных средств получать полис ОСАГО, действующие правила, оформление и сроки действия документов, отдельные нюансы;
  • компенсационные выплаты – право на их получение, правила и порядок предоставления, а также взыскание компенсации по принципу регрессии;
  • страховщики и их профессиональные объединения – кем они являются, особенности операций по страхованию, функции и полномочия формирований.

Заключительные положения Закона об ОСАГО учитывают его вступление в силу, соответствие международным договорам и системам страхования, а также контроль над исполнением указанных предписаний.

С момента публикации документа, ФЗ 40 претерпел ряд изменений. Последними из них стали поправки в Закон об ОСАГО за март 2017 года.

Скачать Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» можно здесь. Текст документа представлен в последней редакции, актуальной на июль 2017 года. Учитываются действующие поправки, уже вступившие в силу. Документ будет актуален как для автовладельцев, так и для юристов, изучающих законы о страховании граждан.

Последние изменения в Законе об ОСАГО

Последние изменения в Закон об обязательном страховании гражданской ответственности были внесены 28 марта 2017. Основные поправки пришлись на редакцию положений. В ряде статей формулировка «страховая выплата» сменилась на «страховое возмещение«. Отдельные изменения пришлись на внесение дополнений в положения Закона об ОСАГО.

Первая статья ФЗ 40 была дополнена абзацем о договоре на организацию восстановительного ремонта. К таковому относится соглашение между страховщиком и станцией технического обслуживания о проведении восстановительных работ. Предписывается, что средства на ремонт предоставляются страховой компанией согласно полису ОСАГО.

Пункт 2 статьи 5 Федерального закона о страховании по ОСАГО дополнен подпунктом «е». Он указывает на требования к организации восстановительных работ и порядок трехстороннего взаимодействия между потерпевшим, страховщиком и станцией технического обслуживания.

Статья 12 Закона о страховании по системе ОСАГО в результате последних изменений была дополнена пунктами 15.1-15.3. Положение регулирует порядок возмещения нанесенного ущерба. Введенные пункты регулируют следующие аспекты:

  • восстановление осуществляется через страховщика, он оплачивает и организует ремонт согласно требованиям Закона об ОСАГО;
  • направление на станцию технического обслуживания выдается страховой компанией после проведения осмотра и анализа повреждений;
  • при ремонте по новой системе страхования не допускается использование деталей, уже бывших в употреблении;
  • минимальный гарантийный срок на проведенные работы должен составлять не менее полугода;
  • срок ремонта по ОСАГО определяется максимальным периодом в 30 дней;
  • ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, осуществляется станцией технического обслуживания, уполномоченной официальным представительством производителя;
  • потерпевший может подать заявление в страховую компанию на проведение ремонта на станции технического обслуживания, с которой у страховщика не имеется соответствующего договора.

Статья 12 Закона об ОСАГО также была дополнена пунктом 16.1. Он регулирует случаи, когда страховая компания выплачивает средства непосредственно пострадавшему. К таковым относятся:

  • полная гибель транспортного средства и невозможность его восстановления по системе страхования;
  • смерть потерпевшего – выплаты направляются его правопреемникам;
  • получение в результате ДТП тяжких увечий или травм, если соответствующий вариант был выбран при написании заявления;
  • случаи, когда потерпевший является инвалидом — в заявлении он также может указать на денежное возмещение;
  • превышение требуемой суммы размера страхования и отказ потерпевшего доплачивать за ремонт.

В ту же статью введен пункт 17.1, предписывающий право Банка России по Закону об ОСАГО ограничить деятельность страховщика в случае, если обнаруживаются неоднократные нарушения взятых на себя обязательств. Если таковое имеется, страхование осуществляется путем денежной выплаты. Исключение составляют случаи, когда потерпевший знает об ограничении, но согласен на организацию восстановительных работ.

Статья 15 Закона об ОСАГО была дополнена пунктом 3.1. Введенное положение указывает на право страхователя указывать в договоре обязательного страхования станции технического обслуживания, в которых может проводиться ремонт. Если возникает ситуация, когда ни одна из предписанных СТО не может восстановить ущерб, потерпевший вправе выбрать денежную компенсацию или другую станцию на свое усмотрение.

Анализ внесенных поправок позволяет сделать следующие выводы:

  • случаи, когда страховые возмещения выдаются в денежном эквиваленте, ограничиваются Законом об ОСАГО, первостепенной задачей страховщика становится обеспечение ремонта поврежденного транспортного средства;
  • проведение ремонтных работ регламентируется на качественном уровне;
  • контроль над страховыми компаниями со стороны Банка России также усиливается.

Вместе с общими моментами эксперты выделяют также и отрицательные аспекты нового страхования:

  • ответственность страховщика недостаточно регламентирована Законом об ОСАГО;
  • отдельные положения могут трактоваться двояко, что влечет за собой судебные споры.

Наряду с данными нововведениями следует учитывать и усилившееся право регрессии. Если страховщик докажет, что владелец ОСАГО умышленно нарушил ПДД и стал виновником причиненного ущерба, он может взыскать всю страховую сумму с данного лица. Под умышленными действиями может трактоваться любое правонарушение – к примеру алкогольное опьянение или выезд на встречную полосу.

Исходя из спорных правовых вопросов, следует ожидать, что Закон об обязательном страховании будет дорабатываться и дальше. Акцент делается на нормативном регулировании, при котором система страхования и возмещения ущерба будет отвечать интересам всех сторон.

Стоимость ОСАГО

Отдельные изменения Закона о страховании касаются тарифных планов ОСАГО. Рассматривается введение в расчет коэффициентов, влияющих на итоговую сумму страхования. Соответствующие поправки ожидались уже с первого января 2017 года, однако пока они не были введены.

Коэффициент нарушений рассчитывается по следующим значениям:

  • от 5 до 9 правонарушений в год устанавливает значение в 1,86, то есть повышает стоимость ОСАГО на 86%;
  • 10-14 нарушений – 2,06;
  • 15-19 – 2,26;
  • 20-24 – 2,45;
  • 25-29 – 2,65;
  • 30-34 – 2,85;
  • больше 35 нарушений – 3,04.

Последний пункт показывает, что при большом количестве административных правонарушений, стоимость ОСАГО по закону о страховании может вырасти в три раза.

Споры возникают вокруг урегулирования системы подсчета. Предполагается, что в данный коэффициент будут включаться любые нарушения, вплоть до неправильной парковки. С другой стороны таковые не могут приравниваться к более серьезным действиям – пересечение сплошной или проезд на красный свет.

Новые коэффициенты страхования могут быть пересмотрены в соответствии с актуальными требованиями. Однако тенденция к тому, что стоимость ОСАГО будет напрямую зависеть от нарушений, сохранится.

Другие статьи:

  • Договор на сбор и транспортировки мусора Заключение договора на вывоз мусора Ответственность и оперативность сотрудников ОАО «Мусороуборочная компания» лежат в основе стабильной репутации у многочисленных физических и юридических лиц города Краснодара. Заключить договор на вывоз мусора можно при […]
  • Ооо новая судебная экспертиза проведение судебных экспертиз и оценки оказание юридических услуг 390023, г. Рязань, ул. Электрозаводская, д. 63, оф. 7Б [email protected] тел.: 32-62-19; +7 906 541 48 08 Экспертиза холодного и метательного оружия О ценка ущерба ТС Экспертиза обстоятельств […]
  • Заявление в прокуратуру о проверке законности действий Как написать заявление в прокуратуру на коллекторов Перед тем, как жаловаться на коллекторов в прокуратуру, мы рекомендуем выполнить более простое действие – написать в банк заявление на отзыв персональных данных. Часто бывает, что после получения этого […]
  • Получить кредит под залог долю Как взять кредит под залог доли в квартире в 2019 году В данном материале пойдет речь об особенностях оформления кредита с предоставлением доли в жилплощади в качестве залога. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, […]
  • Претензия на возврат матраса Как сделать возврат или обмен матраса Не каждая покупка приносит радость, некоторым хочется сделать возврат матрасов. Они могут не соответствовать заявленному качеству, иметь заводской брак, просто не подойти вам по жесткости. Из этой неприятной ситуации нужно […]
  • Нотариус зорин дмитрий Нотариус Зорин Дмитрий Алексеевич Московская городская нотариальная контора района Измайлово (ВАО) Москва, 105043, улица Первомайская, д. 44/20 (кабинет 3) Районы обслуживания: Выезд: Временно нет, уточняйте! Прием по записи: Да, по наследственным делам Приказ о […]
  • Заявление на отмену налога на имущество Заявление на предоставление льготы по налогу на имущество Некоторые категории налогоплательщиков имеют право на снижение или полную отмену оплаты налога на имущество. Такой вид послабления может быть предоставлен как юридическому, так и физическому лицу. И если […]