Увольнение с госслужбы за утрату доверия

Содержание:

Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. № 1858-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бронниковой Оксаны Дмитриевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 59.2 и частью 3 статьи 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки О.Д. Бронниковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка О.Д. Бронникова оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

пункта 2 (в жалобе ошибочно указан подпункт 2) части 1 статьи 59.2, закрепляющего, что государственный гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

части 3 статьи 59.3, в соответствии с которой взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 указанного Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности государственного гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов; при этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

По мнению заявительницы, оспариваемые нормы противоречат статьям 1 (часть 1), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку пункт 2 части 1 статьи 59.2 названного Федерального закона устанавливает единственный вид дисциплинарного взыскания — увольнение в связи с утратой доверия и не позволяет учитывать при этом тяжесть проступка, причины и условия его совершения, предшествующее поведение государственного гражданского служащего, а часть 3 статьи 59.3 оспариваемого Федерального закона не предусматривает срока для применения дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного правонарушения, исчисляемого со дня совершения такого правонарушения.

Оспариваемые нормы были применены в деле заявительницы судом апелляционной инстанции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением государственных служащих в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности указывается непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений, представление заведомо ложных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6).

Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых, полномочий.

Предусмотрев, что государственный гражданский служащий подлежит увольнению на основании пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с утратой доверия, федеральный законодатель в статье 59.3 того же Федерального закона установил порядок применения данного взыскания.

В силу данной статьи и в соответствии с правовыми актами, регламентирующими процедуры подготовки решений о досрочном увольнении государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия (Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065; Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и др.), увольнение возможно лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 1); при применении взыскания учитывается характер совершенного государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2).

Указанными процедурами, в рамках которых решается вопрос, является ли выявленное нарушение обязанности по представлению полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера основанием для увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия, обеспечивается обоснованность соответствующих решений коллегиального органа (комиссий), носящих рекомендательный характер, и окончательного решения представителя нанимателя, принимающего его на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений.

Таким образом, пункт 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — в системной взаимосвязи с иными правовыми нормами федерального законодательства, в том числе устанавливающими принципы и порядок увольнения с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия, — не может рассматриваться как нарушающий конституционные права государственных гражданских служащих.

Закрепление частью 3 статьи 59.3 оспариваемого Федерального закона шестимесячного срока, являющегося по своему характеру пресекательным, призвано ограничить период неопределенности правового положения государственного гражданского служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих государственную гражданскую службу.

Таким образом, установление срока применения взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение на основании пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с государственной гражданской службы, не предполагает его произвольного применения и также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права государственных гражданских служащих.

Разрешение же вопроса об установлении срока применения взыскания, исчисляемого со дня совершения коррупционного правонарушения, требует внесения изменений в действующее законодательство и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бронниковой Оксаны Дмитриевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

«Я тебе не доверяю». Бизнес хочет увольнять сотрудников по‐новому

«За утрату доверия»

Бизнесмены, предприниматели и коммерсанты обратились с предложением в Министерство труда. Работодатели просят внести поправки в Трудовой кодекс РФ и расширить действие статьи об увольнении по причине «утраты доверия». Сейчас она распространяется только на работников государственных органов. Коммерсанты, в свою очередь, просят разрешить и им увольнять сотрудников с такой формулировкой.

Действия нелояльных сотрудников стали бедой медицины и госсектора в РФ

Действующее законодательство предусматривает подобное основание для увольнения госслужащих. Например, президент Российской Федерации Владимир Путин, нередко отправляет в отставку губернаторов именно с формулировкой «за утрату доверия». В прошлом году в трудовой книжке губернатора Удмуртии Александра Соловьева появилась запись «Уволен в связи с утратой доверия президента РФ». Никита Белых был освобожден от должности губернатора Кировской области по такой же причине.

Директор юридической группы «Яковлев и Партнеры» Анастасия Рагулина пояснила «360», что в законе четко установлены причины утраты доверия: нарушение налагаемых запретов (коммерческая деятельность, участие в иностранных НКО, счета в зарубежных банках), непредставление сведений о доходах или расходах, а также непринятие мер для урегулирования конфликта интересов. Кроме гослужащих, уволить по такой статье можно сотрудников органов правопорядка и военных. По словам Рагулиной, с доказательной базой все очень сложно. Если такую статью ввести для коммерческих организаций, то может возникнуть много фальсификаций. От этого не смогли уйти в государственных органах, а в обычных компаниях прецедентов может быть еще больше.

Читайте так же:  Договор дилерского соглашения

«С доказательной базой вопросы возникают везде, в том числе и на госслужбе. Там тоже самое все — начальнику может не понравится его подчиненный, и он может сфальсифицировать эти данные, что сотрудник что-то сделал, а на самом деле не делал. Вы думаете там все так прозрачно?» — рассказала Рагулина.

Юрист Ритта Войцех тоже считает, что доказать виновность сотрудника будет очень сложно. Формулировка «по причине утраты доверия» слишком обширная и расплывчатая.

Вполне возможно, что работодатели воспользуются этой статьей для того, чтобы уволить неугодного сотрудника или работника. И при обращении уволенного работника в суд, его, конечно же, восстановят. Чтобы доказать утрату доверия, необходимо наличие докладных записок, подтверждающих факт совершения сотрудником или работником действий, свидетельствующих о проступках, вследствие которых он может утратить доверие. Также необходимо проведение служебные проверки. Так как одна служебная записка никак не может являться основанием для увольнения работника по указанной выше причине.

Юристы уверены, что могут возникнуть ситуации, когда людей по этой статье будут выгонять из-за личной неприязни. Такие случаи в практике правозащитников уже есть. Работодатель подводит сотрудника под два выговора и после третьего увольняет.

Доверяй, но проверяй

Работодатели считают, что им должны дать право самим решать за что уволить своего сотрудника. Если их не устраивает работник, законодательство не должно «вставлять палки в колеса», не позволяя расторгать договоры. По мнению вице-президента «Опоры России» Марины Блудян, работодатель — это самое дискриминируемое лицо в обществе. Он всем должен, но ему не должен никто. Блудян уверена, что в таких условиях вести бизнес сложно.

«Многие работники участвуют в недобросовестных схемах в отношении своих работодателей. У нас процветает корпоративная коррупция не меньше, чем государственная. Такая мера очень своевременна и полезна, она поможет поднять дисциплину неуправляемого коллектива», — рассказала Блудян.

Ресторатор Аркадий Новиков тоже считает, что такая поправка в закон необходима. «Когда люди обманывают, мы увольняем. Если это будет записано официально, то это будет хорошо», — сказал он. По мнению Новикова, доказать в ресторанном бизнесе виновность работника просто. Например, официант обсчитал клиента. Вызывать полицию необязательно, можно решить это внутри компании.

Сотрудник украл кусок мяса, зачем нам вызывать сразу полицию, если мы его поймали сами. В ресторанах есть видеокамеры. Зачем усложнять, мы сами можем это решить. Все должно быть проще, и такой пункт в ТК РФ нам, предпринимателям, поможет.

По мнению Станислава Гавриленко, формулировка возможной статьи достаточно общая. К ней нужны комментарии и точное понимание, что же все-таки подразумевается под «утратой доверия». «Сейчас я не могу уволить сотрудника, сказав ему, прости, я больше тебе не доверяю», — сказал управляющий бизнес-парком «Грачи».

Он считает, что человек, который допустил множество мелких должностных нарушений, может быть уволен именно по такой статье. «Начальник понимает, что такому сотруднику доверять нельзя. Будет хорошо, если появится статья, с помощью которой можно его уволить. А вот формулировка мне не нравится, она слишком общая. Пусть Минтруд даст более точную формулировку, что такое „доверие“ и „недоверие“», — рассказал Гавриленко.

Депутаты Думы к инициативе относятся осторожно. Анатолий Выборный говорит о том, что важно не переносить норму с госслужбы на бизнес «как кальку». «Чиновник выполняет задачи, поставленные властью, и поэтому к нему предъявляются особые требования и накладываются особые ограничения, соблюдение которых контролируют надзорные органы. Но и за соблюдением прав госслужащего следят более тщательно», — пояснил депутат.

Виталий Милонов подчеркивает, что госслужба — это отношения человека и государства. Взаимоотношения жесткие и строго регламентированные. «Если мы разрешим это делать коммерсантам, то половина наших бесчестных коммерсантов уволит нормальных людей и наймут только граждан СНГ. Начнут требовать добровольного понижения зарплаты и так далее. При сознательности наших коммерсантов такая статья недопустима», — сказал депутат.

Утрата доверия к госслужащему: увольнение или дисциплинарное взыскание?

«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 3

Одним из оснований прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя является увольнение в связи с совершением виновных действий работника, непосредственно обслуживающего денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Данная норма воспроизведена и в п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ). Расскажем, кого можно уволить за утрату доверия, в какие сроки, какие документы необходимо оформить представителю нанимателя.

Госслужащие каких категорий могут быть уволены?

Как видно из содержания нормы, в связи с утратой доверия могут быть уволены только те гражданские служащие, служебные обязанности которых непосредственно связаны с обслуживанием денежных или товарных ценностей (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.д.).

Перечень таких должностей ни Законом N 79-ФЗ, ни Трудовым кодексом не предусмотрен, поэтому при решении вопроса об увольнении гражданского служащего в связи с утратой к нему доверия необходимо выяснить, связана ли замещаемая им должность с непосредственным обслуживанием денежных или товарных ценностей. А для этого может понадобиться проанализировать условия служебного контракта, должностного регламента, приказов или распоряжений представителя нанимателя.

Отметим, что обычно с лицами, непосредственно обслуживающими товарные или денежные ценности, заключается договор о полной материальной ответственности. Напомним, что Перечень лиц, с которыми работодатель имеет право заключать такие договоры, определен Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85. В данном Перечне содержатся два раздела: в первом указаны должности, а во втором — работы. Однако работодателю следует учитывать, что непосредственно обслуживать материальные или денежные ценности могут и другие лица, не включенные в эти перечни.

Примечание. За утрату доверия (п. 4 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ) не могут быть уволены беременные государственные служащие, так как ст. 261 ТК РФ установлен запрет на увольнение данной категории работников по инициативе работодателя.

Помните, что при прекращении служебных отношений по причине утраты доверия не важно, заключен со служащим договор о полной материальной ответственности или нет.

В каких случаях доверие может быть утрачено?

Что следует понимать под утратой доверия, не определено ни в Законе N 79-ФЗ, ни в ТК РФ, поэтому в каждом конкретном случае представитель нанимателя самостоятельно решает данный вопрос, исходя из характера должностных обязанностей гражданского служащего, сложившейся ситуации, обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об утрате доверия, а также личностных и деловых качеств гражданского служащего.

Отметим, что основанием для утраты доверия к гражданскому служащему могут быть не только те его действия, которые связаны с исполнением им своих служебных обязанностей, но и те, которые совершены им не по месту службы и не связаны со службой. Например, при установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений служащие могут быть уволены на основании утраты к ним доверия и в том случае, когда указанные действия не связаны с их работой (п. 45 Постановления Пленума ВС РФ N 2 ).

Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Приведем пример наиболее частых причин, по которым представитель нанимателя может утратить доверие к госслужащему:

  • использование государственным служащим вверенного ему имущества для исполнения служебных обязанностей в личных целях;
  • прием и выдача денежных средств без надлежащего документального оформления;
  • недостача;
  • хищение;
  • хранение ключей от помещений с материальными ценностями в ненадлежащем месте и пр.

Нужно ли соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий?

Пунктом 47 Постановления Пленума ВС РФ N 2 установлено, что если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то такой работник может быть уволен с работы при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий.

Статьей 57 Закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

Увольнение за утрату доверия государственного служащего предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ. Получается, что увольнение по данному основанию не является дисциплинарным наказанием и соблюдать порядок применения такого наказания не нужно. Однако это не так, и вот почему.

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ, поэтому согласно рекомендациям, указанным в Постановлении Пленума ВС РФ N 2, соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий необходимо.

Читайте так же:  Договор поставки цена в долларах

Обратите внимание! Если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, совершены гражданским служащим не по месту службы и не в связи с исполнением им должностных обязанностей, увольнение не будет мерой дисциплинарного взыскания (ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ).

Соблюдаем процедурные вопросы

Итак, представитель нанимателя обнаружил виновные действия госслужащего и считает, что они могут повлечь утрату доверия к нему. При этом руководителю государственного органа необходимо доказать, что такие действия были виновными. Естественно, их надо оформить документально.

Первым делом необходимо затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Уведомление о необходимости представить объяснение рекомендуем оформить в письменном виде. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

Кроме этого, параллельно представитель нанимателя должен назначить служебную проверку, которая проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены (ст. 59 Закона N 79-ФЗ):

  • факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • вина гражданского служащего;
  • причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, послужившие основанием для назначения проведения служебной проверки.

Обратите внимание! В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 5 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Отметим, что гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Такое отстранение производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, в котором указываются:

  • факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  • предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или неприменении к нему такового.

При принятии решения о виде дисциплинарного взыскания комиссия, проводящая служебное расследование, должна учитывать тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

К сведению. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе (ч. 10 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

Заключение подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Отметим, что порядок проведения служебной проверки и применения дисциплинарного взыскания по ее итогам может быть конкретизирован ведомственными нормативными правовыми актами. В качестве примеров таких актов можно назвать:

  • Приказ ФСКН России от 28.11.2008 N 424 «Об утверждении Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;
  • Приказ ФСВТС России от 14.09.2009 N 63-од «Об утверждении служебного распорядка Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству»;
  • Приказ ФССП России от 20.09.2010 N 427 «Об утверждении Инструкции об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах».

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

  • давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя;
  • ознакомляться по окончании служебной проверки с заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В любом случае, проводя служебную проверку, необходимо четко соблюдать требования Закона N 79-ФЗ и ведомственных актов о порядке ее проведения, иначе результаты такой проверки могут быть признаны недействительными, а в случае возникновения спора суд восстановит уволенного за утрату доверия государственного служащего.

Приведем пример из судебной практики. Пермский краевой суд в справке от 21.10.2008 указал дело N 2-68/2007, суть которого в следующем. Гражданка К. была освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 4 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ. В письменном заключении по результатам служебной проверки указано, что К., являясь материально ответственным лицом отдела ФССП по Осинскому району Пермского края, допустила нарушение своих должностных обязанностей, использовала должностное положение в корыстных целях. Данные выводы комиссия, проводившая служебную проверку, сделала на основании постановления мирового судьи и постановлений следователя прокуратуры по материалам уголовного дела по п. 2 ст. 116 и п. 1 ст. 130 УК РФ, возбужденного на основании заявлений судебных приставов ФССП по Осинскому району П. и В.

Справка Пермского краевого суда от 21.10.2008 «По результатам обобщения судебной практики по применению Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации».

При рассмотрении дела судом установлено, что по месту работы К. комиссия не выезжала. Лица, заявившие о нарушениях К. должностных обязанностей, не опрашивались, письменное объяснение от нее не отбиралось. К. не была информирована представителем нанимателя о проведении в отношении ее служебной проверки. Более того, К. не ознакомили и с результатами проведенной проверки. Само заключение комиссии каких-либо конкретных фактов и обстоятельств, имеющих значение для правильного решения вопроса о привлечении К. к дисциплинарной ответственности, не содержит. Поэтому фактически служебная проверка проведена только на основании следственных материалов.

Суд пришел к выводу, что при проведении в отношении К. проверки были допущены нарушения требований п. 1 ст. 58 и ст. 59 Закона N 79-ФЗ, в связи с чем суд признал приказ об увольнении К. незаконным, восстановил ее в прежней должности, а с УФССП по Пермскому краю в ее пользу взыскал компенсацию морального вреда.

Сроки применения взыскания в виде увольнения

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В это время не включаются периоды:

  • временной нетрудоспособности;
  • пребывания в отпуске;
  • других случаев отсутствия на службе по уважительным причинам;
  • проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Что же считать днем совершения действий, влекущих утрату доверия со стороны представителя нанимателя? Минздравсоцразвития в Письме от 29.07.2008 N 2647-17 разъяснило, что днем совершения дисциплинарного проступка следует считать день его обнаружения. Днем обнаружения дисциплинарного проступка, с которого исчисляется срок применения дисциплинарного взыскания, считается день, когда непосредственному руководителю гражданского служащего стало известно о совершенном проступке.

Однако со словами «день совершения проступка приравнивается ко дню его обнаружения» согласиться нельзя в силу буквального толкования нормы ч. 4, 5 ст. 58 Закона N 79-ФЗ, тем более что Закон N 79-ФЗ устанавливает разные сроки применения взыскания относительного даты совершения и даты обнаружения проступка.

Получается, что датой совершения дисциплинарного проступка правильно считать день, когда был совершен проступок, а датой обнаружения — день, когда о совершении проступка стало известно непосредственному руководителю государственного служащего.

Принято решение уволить

В Законе N 79-ФЗ не определен общий порядок прекращения служебного контракта. Напомним, в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ неурегулированные вопросы регламентируются нормами ТК РФ. В частности, ст. 84.1 ТК РФ устанавливает общий порядок оформления прекращения трудового договора работодателем, соответственно, указанный порядок будет применим и к отношениям на госслужбе.

Из ч. 2 ст. 33 Закона N 79-ФЗ следует, что прекращение служебного контракта с гражданским служащим, освобождение его от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа (приказом или распоряжением), с которым служащий должен быть ознакомлен под роспись. Если акт об увольнении невозможно довести до сведения госслужащего или он отказывается от ознакомления, в акте необходимо сделать запись об этом.

Днем увольнения является последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, за исключением случаев, когда он фактически не работал, но за ним сохранялась должность.

Обращаем ваше внимание на то, что увольнение с гражданской службы в период временной нетрудоспособности или отпуска по рассматриваемому основанию не допускается (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ). Это подтверждает и судебная практика.

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 15.02.2008 М., проходивший службу в ФССП по Березовскому району Красноярского края в должности старшего судебного пристава и уволенный по п. 4 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (совершение виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя), был восстановлен на работе.

Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что увольнение истца 07.11.2007 произведено представителем нанимателя в период его пребывания в отпуске с 15 октября по 2 декабря 2007 г., что подтверждается приказом о предоставлении М. очередного отпуска. При этом согласие работника на его отзыв из отпуска в соответствии с требованиями ст. 125 ТК РФ (подлежащей применению в связи с тем, что правила отзыва работника не урегулированы Законом N 79-ФЗ) представителем нанимателя получено не было.

Читайте так же:  Нужна ли страховка при постановке авто на учет

В день увольнения представитель нанимателя обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ.

По письменному заявлению гражданского служащего представитель нанимателя также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с его гражданской службой.

Какую же запись необходимо сделать в трудовой книжке? Запись в трудовой книжке об основании и причине увольнения гражданского служащего с гражданской службы должна производиться в точном соответствии с Законом N 79-ФЗ со ссылкой на конкретную статью, ее часть и пункт. Как правильно сформулировать причину увольнения в трудовой книжке, в Законе не сказано, поэтому обратимся к Правилам ведения и хранения трудовых книжек, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках», и Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69.

Руководствуясь нормами указанных актов, полагаем, что запись в трудовой книжке будет выглядеть следующим образом.

Как уволить работника в связи с утратой доверия

Одной из причин для увольнения может стать утрата доверия (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Такая процедура имеет ряд особенностей, и важно все сделать правильно, чтобы впоследствии не доказывать свою правоту в суде. Разберем весь сложный процесс по шагам.

Кого можно, а кого нельзя уволить по утрате доверия

Можно уволить за утрату доверия сотрудника, который работает с денежными или товарными ценностями, если в результате его действий работодатель перестал ему доверять. Непосредственное отношение к обслуживанию ценностей должно быть закреплено в трудовом договоре, договоре о полной материальной ответственности или в должностной инструкции.

Но даже если вина доказана, нельзя уволить:

  • беременную сотрудницу;
  • временно отсутствующего сотрудника (уволить сотрудника возможно после его возвращения к своим трудовым обязанностям);
  • несовершеннолетнего при отсутствии согласия трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Причины утраты доверия

Увольнение в связи с утратой доверия возможно, если работник причинил прямой ущерб имуществу работодателя, то есть наличное имущество уменьшилось в количестве или его состояние ухудшилось. При этом виновному придется компенсировать восстановление или полностью возместить ущерб. Но помните, что упущенную выгоду взыскать нельзя.

Кроме того, сотрудника можно уволить по утрате доверия, если тот совершил противоправные действия, не связанные с исполнением должностных обязанностей. Работодателю при этом необходимо установить факт преступления и получить копию приговора суда, которым установлена вина работника.

Как зафиксировать основания

Увольнение по причине утраты доверия представляет собой совокупность действий, которые должны быть строго соблюдены во избежание нарушения трудового законодательства.

Если работник совершил действия, связанные с выполнением трудовых обязанностей, его увольнение — мера дисциплинарного взыскания. При расторжении трудовых отношений на этом основании необходимо строго следовать процедуре дисциплинарного взыскания, которая установлена в организации, включая сроки.

Руководителю необходимо потребовать от сотрудника письменное объяснение. Форма объяснения трудовым законодательством не установлена. Если работник готов написать объяснительную записку, необходимость требовать от него письменным уведомлением дать объяснение отсутствует. Если ситуация конфликтная, то уведомление необходимо оформить письменно и вручить подчиненному под подпись. При отказе подписать составляется акт.

На предоставление объяснений законодательство дает работнику два рабочих дня. Срок считается с даты, следующей за днем предъявления требования.

Порядок оформления увольнения

Увольнение по утрате доверия, порядок действий работодателя, которые необходимо осуществить, предусмотрен статьей 193 ТК РФ:

  • обнаружение и фиксация виновных действий работника;
  • служебное расследование;
  • получение письменного объяснения работника;
  • акт о результатах служебного расследования;
  • издание приказа;
  • увольнение.

Пошаговое оформление процедуры

Шаг 1. Работодатель фиксирует факт совершения виновных действий в виде служебной записки или докладной, поскольку унифицированная форма отсутствует.

Шаг 2. Работодатель приказом создает комиссию для проведения служебной проверки в составе не менее трех человек. В приказе фиксируется дата, цель создания комиссии, ее полномочия, срок ее деятельности, Ф.И.О. и должности сотрудников, входящих в ее состав. Члены комиссии знакомятся с приказом под подпись.

Шаг 3. Комиссия устанавливает факт совершения виновных действий, время, место, способ, стоимость ущерба, устанавливает конкретного виновного и степень его вины, хранит материалы своего расследования.

Шаг 4. Работодатель требует от сотрудника письменное объяснение, которое предоставляется в течение двух рабочих дней. При наличии конфликта сотрудника необходимо письменно уведомить о необходимости дать объяснение. При отсутствии объяснений руководитель составляет акт об отказе их предоставить.

Шаг 5. Комиссия фиксирует в акте результаты расследования. Унифицированная форма данного документа отсутствует. Кроме результатов и выводов о виновности, акт содержит предложения о мере наказания сотрудника (при наличии доказательств вины). Все члены комиссии подписывают акт.

Шаг 6. По итогам проверки работодатель издает приказ об увольнении со ссылкой на п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Работник знакомится с приказом под подпись в течение трех рабочих дней с даты издания. Отказ ознакомиться работодатель фиксирует актом.

Шаг 7. Работодатель увольняет сотрудника по утрате доверия:

  • не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка (болезнь или отпуск не включаются в подсчет срока);
  • не позднее 6 месяцев с момента совершения проступка, но если факт обнаружился во время ревизии или проверки — не позднее двух лет с момента совершения;
  • не позднее одного года со дня, когда работодатель узнал о проступке, если действия совершены не по месту работы или не в связи с исполнением своих обязанностей.

К последнему пункту надо сделать пояснение. Если действия, которые дают основания для утраты доверия, не связаны с работой, то увольнение не будет относиться к дисциплинарному взысканию (ч. 3 ст. 192 ТК РФ, абз. 2 п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2). Следовательно, учитывать порядок применения взыскания, установленный ст. 192, 193 ТК РФ, в этом случае не потребуется. Уволить по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за виновные действия, совершенные работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, можно не позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем (ч. 5 ст. 81 ТК РФ и п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).

Как сделать запись в трудовой

Основанием внесения записи в трудовую книжку является приказ. Записи оформляются по следующим правилам:

  • в графе 1 указывается порядковый номер вносимой записи;
  • в графе 2 — дата увольнения;
  • в графе 3 — причины и основания увольнения в формулировке, точно повторяющей формулировку приказа;
  • в графе 4 — реквизиты приказа (распоряжения) об увольнении.

Запись в трудовой за период деятельности у работодателя заверяется его подписью или подписью лица, являющегося ответственным за ведение трудовых книжек, печатью (при ее наличии), а также подписью самого работника.

Что нужно выплатить

Сотрудник, который увольняется по причине утраты доверия, должен получить выплаты, которые положены любому другому увольняющемуся, т. е. получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск, иные выплаты, если они предусмотрены договором. Сумму ущерба, которая не превышает среднемесячный заработок, можно удержать из увольнительных выплат (если прошло не более месяца со дня установления размера ущерба).

Другие статьи:

  • Приказ о назначении на государственную должность Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112"О конкурсе на замещение вакантной […]
  • Закон прав потребителей возврат товара ненадлежащего качества Товар ненадлежащего качества - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 […]
  • Федеральный закон 322-фз Федеральный закон от 14.11.2017 N 322-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 78 И 79 ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА 25 октября 2017 года 8 ноября 2017 года Внести в часть […]
  • Банкротство признаки неплатежеспособности Тема 7. Понятие и признаки банкротства 7.1. Понятие и признаки банкротства В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативные правовые акты: 2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г. (в ред. от […]
  • Расчет стоимости чистых активов приказ минфина Приказ Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" (утратил силу) Приказ Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 […]
  • 728 приказ мчс Приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФот 8 декабря 2006 г. N 728/832/166н"Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, […]
  • Приказ 370 минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 июня 2016 г. № 370н "О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и […]